Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:29, реферат
Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII - VI веках до н.э. Для ее возникновения характерны те же законы, на которые мы указали в 1 лекции. Она формируется в определенных исторических условиях: экономических, социальных, культурных. К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер.
Особенным течением
в философии Античности этого периода
явилась софистика (от греч. софистика
- умение остроумно вести прения). Исходя
из постулата "Человек есть мера всех
вещей", выдвинутого Протагором (481 -
413 г. до н.э.) они направляют свои усилия
не на достижение истинного знания, а на
доказательство посредством красноречия
правильности какого-либо субъективного
мнения, отвечающего принципу полезности.
Это своеобразная "утилитаристская
философия", которая выдвигает идеи
относительности и непостоянства всего
сущего, отрицают истину как общезначимое
знание. Именно то, что полезно и выгодно
отдельному лицу. Поэтому они преследовали
сугубо прагматическую и в значительной
степени эгоистическую цель - доказать
истинность любого мнения, если оно выгодно.
Отсюда и крайний релятивизм - в мире нет
ничего общезначимого, устойчивого и постоянного.
А для этого они узкопрогматически использовали
логику как систему доказательства в узких
спекулятивных целях. Все лишь относительно:
и добро, и благо, и зло, и прекрасное, и,
стало быть, нет ничего подлинно истинного.
Вот пример приема софистов: "Болезнь
есть зло для больных, для врачей же благо".
"Смерть есть зло для умирающих, а для
продавцов вещей, нужных для похорон, и
для похоронщиков - благо". На основе
таких суждений невозможно понять, что
такое истинное благо и обладает ли оно
общезначимостью, нельзя доказать является
ли смерть злом. По сути дела софистика
и софизм вошли в историю и философской
мысли и культуры как сознательная подмена
понятий о чем-либо с целью извлечения
пользы и выгоды. Софистика стала синонимом
ненаучности, недобросовестности как
в мышлении, так и в действиях людей. Софизм
и софистика становятся признаком неистинности
и в поступках, и в мышлении, и в мировоззрении.
Софизм и софистика есть умышленное оправдание
зла и корысти. Необходимо отметить, что
софизм и софисты были особенно популярны
среди политиков того времени. Этим же
грешат и политики современные.
3. Теперь мы приступаем
к характеристике самого плодотворного
и позитивного периода в развитии Античной
философии, который получил обозначение
Античной классики, периода совершенного
образца философствования, преследующего
единственную цель - постижение истины
и создания методов познания, приводящих
нас к подлинно истинному достоверному
знанию. Это был период создания исторически
первых универсальных философских систем,
схватывающих мир как единое целое, и дающих
ему рациональное истолкование. Можно
сказать, что это был период своеобразного
"творческого состязания" мыслителей-философов,
хотя и придерживающихся различных позиций,
но преследующих одну цель - поиск всеобщей
истины и возвышение философии как рациональной
формы описания, объяснения и понимания
мира.
В социально-экономическом
и политическом отношении это был расцвет
античного рабовладельческого общества,
демократии и политической жизни, искусства
и науки того периода. В экономическом
отношении это была эпоха благополучия,
а в духовном отношении - возвышение принципов
высокой этики и нравственности. Она как
бы стала образцом для цивилизованного
и культурного развития, образцом гуманизма
для всех последующих этапов европейской
и не только европейской культуры и истории.
Хотя греческому обществу этого периода
были присущи и свои внутренние противоречия,
как впрочем и для любого другого. Но все
же можно сказать, что в нем скорее превалировало
более согласие, единство, чем разногласие
и разобщенность.
Можно сказать, что
родоначальником, "отцом" классической
античной философии является Сократ (469
- 399 гг. до н.э.). Эта была во всех отношениях
выдающаяся личность: он был не только
великим философом-мыслителем, но выдающимся
человеком и гражданином. В нем удивительным
образом сочеталось в гармоническом единстве
его философская позиция и практические
действия и поступки. Цельность его как
философа и как человека обладают столь
высоким обаянием и авторитетом, что он
оказал огромное влияние не только на
все последующие этапы философии, и европейской,
и мировой, но стал символом, образцом
подлинного, истинного человека на все
времена. "Сократический человек"
- это идеал человека, не как Бога, а как
"земного существа, близкого всем людям".
Можно сказать, что жизнь Сократа есть
пример демонстративного служения истине
и человечеству.
Сократ, прежде всего,
обращает внимание на особенность философии
и философствования, на специфику философского
знания. Она заключается в том, что философия
посредством общих понятий о предмете
пытается обнаружить единое основание,
такую сущность, которая, общезначима
для ряда явлений или всех явлений, которая
и является законом бытия вещей. Предметом
философии, по убеждению Сократа, не может
быть природа, поскольку мы не способны
ни изменить природные явления, ни создавать
их. Поэтому предметом философии является
человек и его поступки, а самопознание,
познание самого себя - самая главная задача.
Сократ ставит вопрос о целях и практическом
назначении философского знания для человека.
Так, философии придается антропологический1
характер. Сократовская философия одна
из первых форм антропологической философии.
После Сократа в философии проблема человека
приобрела значение фундаментальной проблемы.
Какова же цель философии по Сократу? Цель
и задача философии научить человека искусству
жизни и быть счастливым в этой жизни.
Он дает очень простое определение счастья,
которое по сути универсально - счастье
есть такое состояние человека, когда
он не испытывает ни душевных, ни телесных
страданий. Eudlaimon - это и есть счастливый
человек. Основанием счастья, по Сократу
может служить истинное знание о благе
и добре, т.е., которое ни у кого не вызывает
сомнения, и которое не приводит к ошибкам
и заблуждениям, являющихся причиной несчастья.
На этом основании Сократ считает, что
истинное знание и есть подлинное благо,
в основе которого лежит не столько польза,
сколько добро. Под добром же Сократ понимает
принесение блага другому, без преследования
какой-либо корыстной выгоды. Но как достичь
и достижимо ли знание об истинном благе
и добре, достижимо ли истинное знание
о чем-либо? Ведь истинное знание обладает
особым признаком. Оно общезначимо и очевидно
для всех и в силу этого ни у кого не вызывает
сомнения. Стало быть, Истина открывает
всеобщие, существенные основы бытия явлений
в определенном качестве.
Единственный путь
достижения истинного знания - метод диалога,
в ходе которого и открывается истина
для участников диалога. По Сократу диалог
есть взаимный и добровольный поиск истинного
знания о чем-либо, облекаемого в систему
общих понятий, под которые мы подводим
конкретные явления. Диалог - это творческий
процесс поиска истины. Обращаясь к собеседнику,
Сократ говорит: "И все-таки я хочу вместе
с тобой поразмыслить и поискать, что она
такое" (истинная добродетель). (См. Платон.
Менон. Избранные диалоги и истинное благо).
В диалоге "Лахес" Сократ задает вопрос:
"Что значит определить, что такое добродетель?"
и отвечает: "Значит выяснить то, что
есть одно и тоже во всем, найти в рассматриваемой
добродетели то единое, которое охватывает
все случаи ее проявления"1 . Значит
истина, а тем более философская истина,
это правильное знание о сущности, имеющее
общезначимый характер. В этом плане Сократ
подчеркивает рационалитстический характер
философии, способной противостоять мистике,
предрассудкам и невежеству. Поэтому Сократ
и настаивает на утверждении, что философия
есть единственная беспристрастная форма
самознания человеком своей подлинной
сущности. Отсюда его девиз-афоризм: "Познай
самого себя".
В диалоге всегда существует
диалектика мнения и знания, мнения и истины.
Мнение, т.е. высказывание о чем-либо, переходит
в истинное суждение лишь тогда, когда
оно оборачивается в систему понятий,
фиксирующих общезначимое. А диалектика
мышления и заключается в переходе от
одних видов понятий к другим, от частных
к общим, более общесодержательным, от
более простого знания к более сложному.
По Сократу целью философии
является также и обретение человеком
подлинной свободы, содержанием которой
должно быть выяснение того, что зависит
от человека, и того, что не зависит от
человека, и в этих границах; опираясь
на истинное знание, человек и действует
безошибочно и без заблуждений. А потому
человек свободен лишь в той мере, насколько
он знает себя. Но по Сократу, истинная
и подлинная свобода включает в себя и
нравственно-этический компонент. Свобода,
свободомыслие есть путь к самосовершенствованию
себя, к совершенному идеалу человека,
к калокагатическому человеку (т.е. совершенного
в духовно-нравственном отношении). Сократ
настаивает: "Ведь я только и делаю,
что хожу и убеждаю каждого из Вас, и молодого
, и старого, заботиться прежде и сильнее
всего не о теле и не о деньгах, но о душе,
чтобы была она как можно лучше"1 .
В этом заключается гуманистический и просветительски-воспитательный характер Сократовской философии. Сократ является образцом не только подлинного философствования, но и подлинного соединения философии и практики действия, ответственности как мыслителя и как человека. По сути Сократ проводит на себе "социальный эксперимент", в котором он проверяет возможность и достижимость соединения и нерасторжимости философских истин и принципов с непосредственным жизнепроявлением. Что всегда требует от мыслителя и человека незаурядного мужества, продемонстрированного Сократом на суде над ним. Закончим характеристику философии Сократа высказыванием о нем Мишеля Монтеня: "Поистине легче говорить, как Аристотель, и жить как Цезарь, чем говорить и жить как Сократ. Здесь именно предел трудности и совершенства: никакое искусство ничего сюда не прибавит".
Философия Платона
(427 - 347 г. до н.э.)
Платон был учеником
Сократа, перед авторитетом которого и
как философа, и как человека, он всегда
преклонялся. Но как часто бывает, в развитии
философии Платон пошел дальше своего
учителя. Он одним из первых предпринял
попытку, во многих отношениях очень плодотворную,
создать универсальную философскую систему,
которая бы охватывала мир как единую
универсальную систему, обладающей собственным
основанием бытия, своей субстанцией1
. Он признает существование объективного
мира вне человека, независимого от нашего
чувственного восприятия и который существует
вечно и сам по себе, но имеющий собственное
первоначало и собственную причину, из
которой все в мире проистекает.
Такой первоосновой
являются идеи, сверхчувственные и сверхматериальные
сущности, объекты, которые всегда существуют
и никогда не становятся, они постоянны
и неизменны, в отличие от непостоянства,
текучести и изменчивости вещного и материального.
"Идеи" обладают особыми признаками:
1) объективностью; 2) безоотноситьность
к чему либо; 3) независимостью от чувственных
определений; 4) независимостью от всех
условий и ограничений в пространстве
и времени. (Они как бы существуют вне пространства
и времени). Такой принцип объяснения бытия
мира и становится принципом объективного
идеализма. Платон и является родоначальником
философии объективного идеализма, оказавшей
огромное влияние на все последующие типы
философствования.
Платон признает объективное
существование предметно-вещного мира,
непостоянного, текучего, изменчивого,
но лишь как отблеск, копию, образ сверхчувственного
мира идей. Как бы каждой конкретной вещи
должна предшествовать "идея" вещи.
Вещь становится фрагментом объективного
мира посредством реализации идеи вещи,
как ее первообраза, оригинала. (Здесь
можно провести аналогию между копией
живописного произведения, картины, и
самой картиной, созданной художником.
Копия никогда не может стать оригиналом.
По терминологии Платона вещи, предметы
всегда лишь призраки мира идей, а потому
вещный изменчивый мир никогда не может
стать истинным миром). Платон одним из
первых вводит понятие "становление",
отражающий процесс приобретения вещами
конкретных свойств, "качества вещи".
Т.е., своеобразная диалектика бытия вещного
мира. Он всегда лишь становится, не достигая
своего совершенства, в отличие от мира
идей.
Платон не избегает
и термина "материя", хотя и в ином
значении чем, например, у Демокрита. Материю
он как бы помещает между сверхчувственным
миром идей и чувственным миром вещей
и предметов. По мысли Платона, вещный
мир становится материальным, когда он
выявляет свою причастность к миру идей.
Материальность как бы подчеркивает ущербность
несамостоятельность вещно-предметного
мира по отношению к сверхчувственному
(метафизическому) миру идей.
Здесь нелишне отметить
эвристическое значение понятия "причастности",
особенно когда мы рассматриваем бытие
человека. Ведь человек приобретает свое
собственное содержание жизни посредством
причастности к определенному делу и деянию,
к реализации определенных целей и идеалов,
и т.д. Тогда и человеческая жизнь приобретает
конкретно-содержательный, определенный
характер.
Но каким образом мир
идей порождает мир вещей, в чем выражается
сила сверх чувственного мира, что ей является?
Задается и таким вопросом Платон. По его
утверждению творящей силой является
мировая Душа, обладающая деятельной силой,
действие которой направлено на созидание
чувственных вещей, соответствующих первообразу
вещей. Платон приводит пример, с творчеством
гончара, изготавливающего кувшин. Прежде,
чем изготовить кувшин, должна появиться
"идея" кувшина в сознании, уме художника.
Мировая душа обладает энергией творящей
силы, в качестве которой и выступает Ум,
столь же универсальный как и мировая
Душа. Ум есть неотъемлемое свойство творящей
Души, носящий сугубо идеальный характер,
сверхчувственный характер. Творит разумная
Душа, а сам акт творения приобретает целенаправленный
характер. (Это утверждение Платона нашло
впоследствии воплощение в христианской
средневековой философии). А поскольку
конкретная человеческая душа есть порождение
Мировой души, то она тоже обладает умом,
действие которого направлено не на творение
мира вещей, а на познание сущности мира
идей.
Платон определяет
и познавательную задачу философии - обнаружение
универсальных законов бытия мира идей
и достижение истинного знания о них. Для
него познание есть сложный диалектический
процесс, а само знание не есть ни чувственное
восприятие, ни правильное мнение со смыслом,
"а есть" знание в понятиях, посредством
которых мы получаем возможность узревать
истину идей и идеального мира. В чувственном
познании нам открывается образ конкретных
вещей и предметов и этим он ограничивает
сферу чувственного познания. А на теоретическом
уровне действует ум, оперирующий понятиями
различных родов и видов. Это собственно
интеллектуальная деятельность, представленная
в форме мышления, оперирующее понятиями.
А поскольку познавательной возможностью
обладает бессмертная душа, то она как
бы "припоминает" уже данные ей ранее
понятия и посредством них она непосредственно
узревает, созерцает истину идей. Платон
некоторым образом мистифицирует процесс
познавательной деятельности человека.
Но в тоже время он вскрывает и существенные
черты процесса познания как процесса
творческого и противоречивого. Творческий
характер выражается в одержимости, как
непреодолимого влечения к истине. А рациональный
момент в познании представлен как восхождение
от менее общего знания к более общему,
на основе перехода о частных понятий
к более общим, в которых и открывается
истина идей и законы их бытия, их сущность.
Противоречие (как момент познания), появившись
в мысли, побуждает мысль к познанию истинно-сущего.
"… Когда ощущение говорит об одном
нисколько не меньше, чем о противоположном,
я считаю вызывающим на размышление",
- замечает Платон в трактате "Государство".
А разрешение возникшего затруднения,
вопроса, проблемы в мышлении есть искусство
диалектики. По Платону она выражается
в "ступенчатости" познания. Переход
от одной к другой. Познание сначала предстает
как "сновидение", догадка, а потом
уже как суждение, мысль о чем-либо, выраженная
в понятиях. Восхождение от низших понятий
к высшим (наиболее общих) и ведет к истине.
Информация о работе Возникновение античной философии и основные этапы ее развития