Возникновение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 09:03, реферат

Краткое описание

В дальнейшем необходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причин самого различного, прежде всего, общенационального порядка. Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту, или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития. Каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности.

Содержание

1.Введение
2.Понятие и сущность государства и права
3. Причины возникновения государства и права
4. Общие закономерности возникновения государства и права
5.Основные теории происхождения государства и права
6.Заключение
7.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение государства и права.docx

— 52.12 Кб (Скачать файл)

Гражданское общество предпосылка  и условие существования правового  государства. Гражданское общество – есть объединение частных личностей. В нем доминируют свобода личности, частная собственность, взаимные связи  между индивидами строятся по принципу – "пределы свободы личности, определяются пределами свободы  другой личности". Это независимая  от государства относительно самостоятельная  сфера жизни общества, где действуют  различные социальные группы, объединения  культурного, национального, религиозного, территориального и иного характера, выражающие разнообразные интересы людей.

Не любое общество может  быть названо гражданским. Таковым  считается общество с развитыми  рыночными отношениями, где личность не отделена от собственности, а, напротив, имеет возможность выбрать любую  форму собственности, вправе распоряжаться  результатами своего труда и своими способностями к труду. В гражданском  обществе нет монополии на какую-либо идеологию. В нем существует терпимость к различным суждениям, точкам зрения, мнениям, плюрализм идеологий, взглядов, суждений.

Обязанности человека и гражданина перед государством должны сводиться  к законопослушанию и уплате налогов. Остальная частная жизнь человека должна быть вне пределов деятельности государства, в которую оно не вправе вмешиваться.

Государство призвано обслуживать  гражданское общество, служить его  интересам, выражать всеобщий интерес  общества. Здесь доминирует идея: "Не общество для государства, а государство  для общества".

Таким образом, гражданское  общество и правовое государство  тесно связаны друг с другом и  предполагают друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Причины возникновения государства и права

Более полутора миллионов  лет назад, выделившись из мира животных человек жил в условиях первобытного общества. В тех суровых природных  климатических условиях индивид  мог выжить только в коллективе, т.к. используя примитивное оружие, одному или небольшой группой, не возможно убить на охоте крупное  животное, загнать к обрыву стадо  животных. Подобный способ жизни был  под силу только общине или группе дружественных общин, связанных  тесными брачно-семейными узами.

Основной формой социальной организации был род, отличавшийся последовательным коллективизмом в  производстве, управлении и уравнительном  распределении добываемых благ. Чем  не благоприятнее среда обитания, чем ненадежнее источник пищи, тем  сплоченнее первобытная община, тем  более необходимой становилась  взаимопомощь ее членов и коллективность в потреблении. Для координации  отношений между индивидами необходима была власть как отношение между  властвующим и подвластным, в  которых властвующий подчиняет  себе волю подвластного и направляет его поведение.

Высшей властью в первобытном  обществе было народное собрание всех взрослых членов рода, выполнявшего еще  и функции судебного органа. Постановления  народного собрания были, безусловно, обязательны для всех членов рода.

Властными полномочиями наделялись советы старейшин, а также старейшины, вожди, военноначальники, жрецы, которые  не обладали никакими привилегиями и  избирались на основании их личных качеств. На советах старейшин предварительно рассматривались вопросы, которые  затем выносились на народное собрание.

Со временем, по мере усложнения межродовых отношений, систематического проведения совместных акций появляются более крупные объединения родов, управляемых едиными органами власти. Возникают племена и союзы  племен.

Исчезновение к концу  верхнего палеолита крупных животных вызвало расформирование больших  родовых охотничьих коллективов  на небольшие семейные производственных группы, которые мигрировали вместе со стадами мелких животных. Это  обстоятельство, с одной стороны, вело к ослаблению родовых связей, а с другой – к объединению  в составе общины людей из различных  родов, кочующих по соседству.

Уменьшение общей биомассы животных, в связи с изменением климатических условий и усиленной  высокоэффективной охотой, вынудило людей расширить свой питательный  рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди стали замечать, что в некоторых районах легче разводить, одомашнивать животных, чем охотиться на них.

Занятия скотоводством и  земледелием уже не требовали  широкомасштабных коллективных усилий, как прежде. Производственный результат  в значительной степени стал зависеть от качеств отдельной личности. Специализация  общественно необходимого труда  сопровождалась совершенствованием орудий труда, их разнообразием. Ремесло выросло  в самостоятельную отрасль производства. Разделение труда стало требовать  от индивидов обмена результатами своего труда. Процесс обмена стал представлять целую отрасль общественно полезной деятельности, которым стала заниматься весьма значительная часть населения  – купцы.

Индивидуальный труд и  получение избыточного продукта стали основой кардинальных изменений  в отношениях собственности. Она  дифференцировалась на частную (созданную  личным трудом) и общую собственность, полученную от предков (земля). Основная масса частной собственности  накапливалась у лиц, осуществляющих властные полномочия, что поначалу связывалось с необходимостью должностного выполнения управленческих функций  и носило эпизодический характер. Со временем это превратилось в систему. Кроме этого, все лица, наделенные публичной властью, приобрели различного рода личные привилегии (на часть военной  добычи, на добавочный надел и т.д.). В связи с усложнением и  возрастанием объема управленческой деятельности, повышалась численность родоплеменной  верхушки. Ее лидеры предпочитали самолично  готовить преемников, которых они  специально обучали. Чаще всего это  были ближайшие родственники.

Увеличение объема производства в скотоводстве и земледелии постоянно  требовало дополнительной земли  и рабочей силы, которая пополнялась  за счет набегов на другие племена. Если раньше пленников просто убивали, то теперь экономически выгодно стало  превращать их в рабов и извлекать  из этого пользу.

Таким образом, разделение труда, ознаменовшее переход общества к "производящей" экономике, частной собственности  и классам, стало несовместимым  с первобытнообщинной организацией общества. Оно дало толчок к формированию государства как особому проявлению публичной власти, стоящей над  обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различных  социальных групп.

Однако сам процесс  формирования государства в различных  странах шел по-разному. В работе "Происхождение семьи, частной  собственности и государства" Ф. Энгельс выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, древнеримскую и древнегерманскую.

Возникновение государства  в Афинах шло классическим путем, т.е. из внутренних противоречий. Этапное  значение в этом процессе имели реформы  Тезея, Солона и Клисфена.

Тезей учредил центральную  власть и поделил население на три класса, вне зависимости от родовой принадлежности: эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). При  этом благородные наделялись исключительным правом замещения должностей.

Солон в основу деления  граждан на четыре класса положил  имущественный ценз, т.е. размер и  доходность землевладения. Управленческие должности могли занимать лишь представители  трех высших классов, а наиболее ответственные  – только представители первого  класса. Четвертый класс имел право  только выступать и голосовать на народном собрании.

Клисфен разделил всю территорию Аттики на сто самоуправляющихся  общин-округов (демов), во главе которых  стояли старейшины (демархи).

Формированию государства  древних римлян способствовала борьба между патрициями, составлявшими  коренную римскую аристократию, и  плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом.

Возникновение государства  древних германцев ускорилось завоеванием  огромной территории Римской империи, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены, т.к. для этого была необходима публичная  власть, располагавшая разветвленным  аппаратом управления.

Степень влияния факторов разделения труда, частной собственности  и классов на формирование государства  различных народов проявляется  по-разному. В Афинах их совокупное воздействие было максимальным, а  в странах Азии и Дальнего Востока  ни частная собственность, ни классы не оказали существенного влияния  на строительство государства. Напротив, оно само стало мощным катализатором  формирования привилегированных групп  и слоев.

В этих странах основным условие выживания родоплеменных  общин было скоординированное выполнение ими грандиозных и ирригационных  и иных общественных работ. Межобщинные  органы управления этими работами и  составили основу складывающегося  аппарата государственной власти.

Своеобразие факторов, обусловивших возникновение государства, сказалось  на формальных и типологических особенностях появившихся государств. Это и  доклассовые древневосточные деспотии Египта и Малой Азии, и первичные  города-государства Месопотамии, Месоамерики  и Горного Перу, и рабовладельческие  государства Балканского полуострова, островов Эгейского моря и Аппенин, и феодальные государства Западной и Восточной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Общие закономерности возникновения государства и права

С марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых  противоречий. Государство появляется там, тогда и поскольку, где, когда  и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Общество, писал Ф. Энгельс, создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и  внешних нападений. Этот орган есть государственная власть.

Ф. Энгельс делает общий  вывод, что государство не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Нужна была сила, которая бы умеряла  столкновения, держала общество в  границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более  отчуждающаяся от него, есть государство.

Возникновение государства - это приспособление общества к  новым условиям. Экономические отношения - базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой  относится и государство. Сложившийся  экономический базис, основанный на частной собственности на средства производства, развивается под охраной  и защитой государства; государство  возникает для того, чтобы сохранять  его, держать в узде угнетенные классы.

Возникновению рабовладения и феодализма из первобытно - общинного  строя предшествуют исторические эпохи  в сотни и тысячи лет, когда  общество находится на какой-то переходной стадии. Родоплеменные отношения  после возникновения государства  могут еще долго сохраняться  у того или иного народа, но главной  силой становится государство.

Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход  того или иного народа от догосударственного к государственно- организованному  обществу, специально определяются признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно общинного строя.

Во-первых, деление граждан  по территориальному признаку, их организация  по месту жительства.

Во-вторых, наличие общественной власти, интересы которой не совпадают  с интересами населения. Общественная власть - это власть, выбранная самим  обществом-родом, племенем на собрании, которая выражала интересы всего  общества и опиралась на силу авторитета. Государственная власть-это власть не всего общества, а лишь его  части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чуждого основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называют публичной. Публичная власть воплощается в аппарате власти. Развитие цивилизаций, формирование различных общественных структур, обострение классовой борьбы - все это приводит к усложнению органов публичной власти.

Аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата управления первобытно-общинного строя:

I. Наличием особой категории  людей, главным предназначением  которых является управленческий  труд.

II. Наличием особого аппарата  принуждения для подчинения чужой  воли насилию.

III. Наличием самостоятельного  фонда материальных средств для  поддержания аппарата управления  и принуждения, что приводит  к введению налогов и займов.

IV. Важнейшим качеством  государства - суверенитетом, который  означает независимость и самостоятельность  в определении и проведении  политики как внутри, так и  вне государства.

Возможностью государства  заниматься правотворчеством, в результате которого появляются правовые нормы, имеющие  отношение ко всему обществу или его части.

Для того чтобы более глубоко  понять, что собой представляет государственно-организационное  общество, необходимо рассмотреть сущность государства.

Сущность любого явления  есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность характерных внутренних черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.

В науке теории государства  и прав есть несколько подходов в  исследовании этого вопроса.

Классовый подход состоит  в том, что государство рассматривается  как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства  над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре  экономически и политически господствующего  класса. Другой подход заключается  в рассмотрении сущности государства  с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как  в социалистических, так и в  буржуазных западных государствах.

Информация о работе Возникновение государства и права