Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:59, контрольная работа
Изучив материал, поработав над ним, я расширила свой взгляд на, казалось бы давно знакомые нам слова: сознание, мышление, разум, человеческая психика, но как окажется при дальнейшем ее изучении, все гораздо сложнее, чем на первый взгляд. Мне захотелось найти ответы на такие вопросы как: гипотезы происхождения сознания, его природная социокультурная сущность, что привело к его формированию, а также, определение отражения и его формы. Чем обусловлен социальный характер происхождения человеческого сознания?!
Введение ….……………………………………………………………………...3
1. Гипотеза происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность …………………………………………….…..…………………………..4
2. Структура сознания. Проблема «бессознательного»………..……….………7
3. Проблема моделирования человеческого сознания…………………………14
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература…..……..………………………………………………………………16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Философии
Факультет Менеджмента и бизнес-информатики
Специальность Бакалавр менеджмента
(направление)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине философия
Тема 22. Возникновение
и сущность сознания.
Студент: Назаретян Кристина Гагиковна
Курс 2 № группы ЗБ2-МН204
Личное дело № 124858
Преподаватель: Подвйская Любовь Тимофеевна
Москва – 2013
План
Введение ….……………………………………………………………………..
1. Гипотеза происхождения сознания,
его природная и социокультурная
сущность …………………………………………….…..………………………
2. Структура сознания. Проблема
«бессознательного»………..……….………
3. Проблема моделирования человеческого сознания…………………………14
Заключение……………………………………………………
Литература…..……..…………………………………
Введение.
Изучив
материал, поработав над ним, я
расширила свой взгляд на , казалось
бы давно знакомые нам слова: сознание,
мышление ,разум, человеческая психика,
но как окажется при дальнейшем ее изучении
, все гораздо сложнее, чем на первый взгляд.
Мне захотелось найти ответы на такие
вопросы как : гипотезы происхождения
сознания, его природная социокультурная
сущность, что привело к его формированию,
а также , определение отражения и его
формы. Чем обусловлен социальный характер
происхождения человеческого сознания?!
Гипотеза происхождения
сознания, его природная и
Большинство ученых и философов стоят на позиции эволюционного происхождения и его сознания . Эта позиция находит достаточно убедительное подтверждение в многочисленных фактах действительности , в результатах исследования различных отраслей обществоведения и естествознания .
Как известно , многие миллионы лет материальный мир существовал как мир неживой природы . Но уже этот мир неживой природы обладал весьма специфическим свойством : любое взаимодействие материальных систем оставляло следы . Это могли быть механические деформации , изменение физического или химического состояния вещества в природе , результаты этих взаимодействий могли оставаться на долгое время . Это свойство , связанное со способностью одного объекта каким- либо образом воспроизводить структуру другого объекта в процессе их взаимодействия , называют отражением .
Оно присуще не только неживой природе , но и всей материи в целом . По мере усложнения организации материи усложняются и формы отражения . Так с возникновением живой природы появляется и новая , более сложная форма отражения – биологическая , которая включает в себя раздражимость и чувствительность .
Если раздражимость связанна со способностью изменять физиологическое состояние под влиянием тех или иных факторов внешнего воздействия и является допсихической формой отражения, то чувствительность под , которой понимают способность к ощущениям , - это уже свидетельство возникновения у живых организмов элементарной сенсорной психики. На этой стадии развития организма появляются дифференцированные органы чувств , способные активно , избирательно и целесообразно реагировать на сигналы биологически значимых раздражителей .
Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению у живого организма мозга, центральной нервной системы , а вместе с ними – психики животного , и психики человека .
Особенности психики проявляется в поведении высших животных и человека, в характере которого ученые обнаруживают у них много общего . Достаточно сложные поведенческие акты животное совершает на основе безусловных рефлексов, инстинктивно. Человек также во многих случаях жизни, действует инстинктивно , на основе врожденных форм реагирования на условия среды.
В процессе своего развития, в своем индивидуальном опыте и животное и человек приобретает определенные – навыки – способы поведения. Естественно , что степень сложности навыков зависит от уровня развития психики, чем сложнее приобретенные навыки , тем меньше времени затрачивается на их формирование.
Вместе с тем , психика животного и человека существенным образом различается. Для восприятия взрослого человека характерно, то что он обладает предметностью , константностью и осмысленностью. Память взрослого человека имеет свойство, которое психологи называют произвольностью. Для запоминания , хранения и воспроизведения информации человек применяет специальные средства . К тому же память животного ограничена , и воспользоваться оно может лишь информацией , полученной с помощью собственного опыта и т.д.
Сознание человека качественным образом отличается от психики животного. Это отличие состоит прежде всего, в том , что оно является не только психическим но и социальным феноменом .
Социальный характер происхождения сознания человека обусловлен тем , что коллективная орудийная деятельность людей требовала кооперации, общения и взаимодействия их друг с другом . Она была и остается невозможной без наличия общих цели , которой является предполагаемый продукт совместного труда .
Итак
, сознание есть продукт не только и не
столько природного развития , сколько
общественно - трудовой деятельности,
в процессе которой совершенствовались
орудия труда , производство предметов
духовной и материальной культуры , возникли
язык и речь.
Сознание в силу
своей многогранности изучается различными
науками : социологией, психологией, нейрофизиологией,
кибернетикой и теорией информации , юриспруденцией
и психиатрией и т.д.
В социологии сознание понимается как феномен духовной жизни , в котором отражаются представления людей о мире , условия их материального бытия , также их склонности и интересы.
Сознание - это связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно – логических образах.
Структура сознания. Проблема «бессознательного».
Сознание , как идеальная форма деятельности
человека представляет собой разветвленную
и относительно самостоятельную систему
, которая объединяет в себе совокупность
знаний о мире , психические процессы и
состояния , субъект- объектное отношение
, возможность целеполагающей и оценочной
деятельности и т. д.
Исходя из этого , в структуре сознания можно выделить достаточно условно четыре составляющих. Во первых сенсорные и перцептивные способности вместе с первичными, непосредственными знаниями об окружающем человека мире и о себе самом как физическом , материальном теле , которые он получает с помощью различных видов ощущений , восприятий , а также репродуктивного и творческого представления (воображения). Все это оценивается сознанием с точки зрения целесообразности и полезности результата деятельности человека, конечно это пока не самая предварительная оценка , которая требует предварительного осмысления .
Во- вторых ,в структуре сознания можно выделить мыслительную деятельность ,которая предполагает использование логико – понятийных способностей и , знания полученные с ее помощью, опосредованно. Это дает возможность выйти за пределы непосредственных чувственных данных и достичь сущностного понимания объектов , закономерностей их развития . Знания полученные различного рода рассуждениями (тех или умозаключений , доказательств или опровержений ) , формируются в понятиях и суждениях . И здесь полученные знания также подвергаются оценке . Но это оценка не с точки зрения полезности или целесообразности поведения человека как физического тела . Это оценка с точки зрения соответствия или не соответствия мыслей действительности ( истинность или ложность суждений ) , а также соответствия или не соответствия сложившимся в мышлении правилам логики и грамматики.
В –третьих , в сознании можно выделить такую составляющую, в которой представлены эмоции и волевые качества. Эмоционально – волевая сфера сознания не связанна непосредственным образом с внешним миром . Она включает личностные переживания , воспоминания , чувства и настроения различного рода эмоции (страх ,уныние , радость , скорбь , любовь ) .Роль эмоций состоит в том , что они служат своеобразным инструментом , с помощью которого жизненный процесс человека удерживается в оптимальных границах, что позволяет предупредить негативные последствия влияния каких – либо факторов на жизнедеятельность человека .
В-четвертых , составляющая сознания содержит в себе высшие мотивы деятельности , ее духовные идеалы и ценности, а также способности к их формированию и пониманию . Без ценностно- смысловой оценки предметная деятельность человека потеряла бы свою разумность и целенаправленность . Она бы мало чем отличалась от рефлекторного поведения животного.
Представленную структуру сознания можно изобразить с помощью схемы , которая удачно проецируется на левое и правое полушарие человеческого мозга . Как известно левое полушарие мозга отвечает за рациональность , абстрактность мышления ,а правое за его конкретность ,образность , экспрессивность .
Говоря о структуре познания нельзя обойти стороной вопрос сущности самосознания .
Самосознание- это особая форма сознания , которая состоит из способности человека осознавать и оценивать свои действия , чувства , мысли , мотивы поведения , интересы , свое положение в мире .
Самосознание способствует тому , что у человека вырабатывается критический подход к самому себе , как к личности, к своему внутреннему миру , помогает его становлению и развитию , определению жизненного пути . Но если нарушено чувство меры и человек «наполнен только самим собой» , то это приводит к эгоцентризму и переоценке собственного «я» , а иногда к душевному расстройству (мания величия и т. п. ) . Кроме того самосознание играет роль социального регулятива ,помогая человеку осознавать свою личную ответственность за результаты своей деятельности.
Самосознание представляет лишь часть сознания , а сознание являясь психическим феноменом , не сводится к психическому . Понятие «психическое» ,по своему объему
Понятие «психическое» ,по своему объему шире , чем понятие «сознание» , иначе говоря , сознание есть лишь одна из разновидностей психического, одна из форм его проявления .
Основоположник психоанализа австрийский врач – психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856 –1939) .Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания , как они проявлялись у здорового человека. Фрейд , как психопатолог , исследуя характер и причины нервозов, натолкнулся на ту область человеческой психики , которая раньше никак не изучалась , но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.
Открытие бессознательного , исследование его структуры , влияние на индивидуальную общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда. Бессознательны по Фрейду , многие наши желания и побуждения . Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях , сновидениях , каких –либо фактах нашего поведения :оговорках , описках , неправильных движениях и т. д. Согласно Фрейду , психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней : бессознательного , подсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом , соответствующим сути человеческой психики, а сознательное – лишь особой интуицией , надстраивающейся над бессознательным . Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов . «Оно» -глубинный слой бессознательного влечения – психическая самость , основа деятельности индивидов , «Я» - сфера сознательного , посредник между «Оно» и «внешним миром» , в том числе , , природными и социальными институтами . «Оно» с принципами реальности, целесообразность и внешнеполагаемой необходимостью ; сверх – я - (супер – ego ) внутриличностная совесть , которая возникает , как посредник между «Я» и «Оно» в силу постоянно возникающего конфликта между ними . «Сверх» -«Я» является как бы высшим существом в человеке . Это внутренне усвоенные интериоризированные индивидом социально значимые нормы и заповеди , социальные запреты власти родителей и авторитетов.
Глубинный слой человеческой психики , по мысли Фрейда , функционирует на основе природных инстинктов , «первичных влечений» с целью получения наибольшего удовольствия . В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения ,позднее он заменяет их более общим понятием «либидо» ,которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь , дружбу и даже любовь к Родине . В конечном счете он выдвигает гипотезу , что деятельность человека обусловлена , наличием , как биологических , так и социальных влечений , где доминирующую роль играют так называемый – «инстинкт жизни» - эрос и «инстинкт смерти» - тонатос.