Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:59, контрольная работа
Изучив материал, поработав над ним, я расширила свой взгляд на, казалось бы давно знакомые нам слова: сознание, мышление, разум, человеческая психика, но как окажется при дальнейшем ее изучении, все гораздо сложнее, чем на первый взгляд. Мне захотелось найти ответы на такие вопросы как: гипотезы происхождения сознания, его природная социокультурная сущность, что привело к его формированию, а также, определение отражения и его формы. Чем обусловлен социальный характер происхождения человеческого сознания?!
Введение ….……………………………………………………………………...3
1. Гипотеза происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность …………………………………………….…..…………………………..4
2. Структура сознания. Проблема «бессознательного»………..……….………7
3. Проблема моделирования человеческого сознания…………………………14
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература…..……..………………………………………………………………16
Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью , которая противостоит в виде «Оно» , в нем выделяется «Я» , стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения , обращается за помощью «сверх –Я». Фрей не абсолютизировал силу бессознательного . Он считал , что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задачи психоанализа по его мнению , как раз состоят в том , чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям .
Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда , а последствии один из критиков Карл Густав Юнг(1875-1961). Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводились к пониманию природы и формам бессознательного . Юнг считал , что Фрейд неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованным инстинктам , тогда , как инстинкты имеют не биологическую , а чисто символическую природу . Он предположил , что символика является составной частью самой психики и , что бессознательное вырабатывает формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти форы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению, Юнга, формальными элементами , способные оформиться в конкретное представление только , тогда , когда они проникают на сознательный уровень психики . Этим формальным элементам, неотъемлемо присущи всему человеческому роду , Юнг дает название архетипы. «Архетипы» представляют собой формальные образцы поведения или символические образы , на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы , соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека . «Архетипы» действуют в человеке инстинктивно . В своей знаменитой работе «архетип и символ»Юнг следующим образом разъясняет суть этого понятия : «под архетипами , я понимаю коллективные по свое природе формы и образцы , встречающиеся практически по всей земле составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения . Архетипичексие мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме , которые передаются не только посредством традиции и миграции , а также с помощью наследственности . Эта гипотеза необходима , так как даже самые сложные архетипические образы могут спонтанно производится без какой – либо традиции . Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков . Это так сказать , психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа».
Понятие «архетипы» Юнг разъясняет на основе учения о коллективном , бессознательном Юнг приводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний , которые когда –то были сознательными , но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления . Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт , характерный для всех рас и народов. . Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого , а также до человеческое животное состояние .. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе религиозных верованиях и проявляется т. е. выходит на поверхность, у современных людей через сновидения . Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность , в том числе и как врача психоневролога , которая концентрировалась на основе сновидений .
Основоположники психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты А.Адлер (1870 – 1937), Э .Фромм (1900-1980) на основе базовых идей этой философии пытались объяснить социальное устройство жизни людей . Так , если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое внимание на выявлении причины действий человека , то А. Адлер считал , что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений , «бессознательно желанный план» , при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность . Согласно учению Адлера , индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов ( несовершенства человеческой природы ) испытывает чувство неполноценности и малоценности . Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердится среди других , он актуализирует свои творческие концепции . Эту актуализацию Адлер используя понятийный аппарат психоанализа , называет компенсацией или сверкомпенсацией . Сверкомпенсация – это особая форма реакции на чувство неполноценности
Один из крупнейших представителей неофрейдизма Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа , марксизма и экзистенцизма . Он считал , что в личности нет ничего прирожденного . Все ее психические проявления – это средство погруженности личности в различные социальные среды.,
Проблема моделирования человеческого
сознания.
Возможности
сознания безграничны , нет предела для
новых мыслей и идей,чем больше развивается
и прогрессирует общество и технологии
, тем многочисленнее будут возникать
новые его формы .
Человек , существо эмоциональное , обладающее разумом и чувствами , он наделен способностью представлять окружающий его мир не только в масштабе улицы , города , планеты , вселенной . Все люди разные и каждый по своему воспринимает реальность.
Я думаю,что смоделировать или заменить человеческое сознание , с помощью искусственного интеллекта невозможно ,т.к. принцип работы головного мозга всегда был , да и теперь остается для исследователей загадкой! Несмотря на фантастические достижения нейрохирургии , не существует даже какой - нибудь цельной теории его функционирования , так ,что, чтобы хотя-бы создать машину или программу ,которая могла бы принимать решения в различных ситуациях или мыслить самостоятельно, ведь все варианты исходного события невозможно рассчитать с помощью чисел ибо не все всегда поддается логике.(мозг , которым сейчас обладает человек , опять же как считают ученые, сформировался в результате эволюционного процесса , в ходе которого от примитивного человеческого мышления , зависящего напрямую от способности к выживанию, добыванию пищи и размножению, он достиг сегодняшнего состояния ,для этого понадобился большой промежуток времени и несколько ступеней эволюции , по отношению к формированию простейшей жизни на земле или самой планеты это может быть и маленький срок, но для человеческой жизни это достаточно много !
Заключение
В заключении я бы еще раз хотела отметить, наличие сознания и разума , уникальная человеческая черта. Именно благодаря ему человечество смогло занять господствующее положение в биосфере , природа не наделила человека такими средствами защиты какими наделила животных ( способностью летать , быстро бегать , хорошо видеть ночью и т. д.) , но зато с помощью разума человек достиг вершины живой пирамиды.
Изучение человеческого поведения в обществе , его психики продолжается и будет продолжатся , как философией ,так и многими науками…
Литература
4. Философия: учебник под
ред. А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. Изд. «Владос»
5. Журнал «Вокруг Света» выпуск №2, февраль,
2007 .
6. «Проблема бессознательного»
http://www.vuzlib.org/
7. «Природа сознания» http://www.ppole.ru/