Возникновление философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:43, реферат

Краткое описание

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I Возникновение философии……………………………………….5
Философия как попытка понять мир…………………………..5
Основные философские проблемы…………………………….9
Глава II Функции философии в обществе……………………………….11
Глава III Основные направления в философии - материализм и идеализм……………………………………………………………………...14
Глава IV Роль философии в жизни общества…………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...23
Список используемой литературы………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

возникновение философии.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

3.  Возникновение новых  общественных сил, для которых  старое мироощущение, мифологизированное  мировоззрение уже мало что  объясняло и упорядочивало в  этом мире. Сложная социальная  структура общества и потребность  в осознании характера отношений  между ними породили потребность  в новом уровне мировоззрения – философии.

4.  Рост научных знаний, что изменило дух эпохи.

    Когда и где начали действовать эти причины? Ответ на этот вопрос не следует упрощать, т.к. возникновение философии – это процесс. Попытка осмыслить этот процесс приводит к неолитической революции, к такому событию в истории человечества, которое впервые обнаруживало возможности, приведшие, в конечном счете, к возникновению философии. Ее сущность составляет революция в средствах труда; переход от присваивающего хозяйства к производящему.

   Неолитическая революция завершилась возникновением первых цивилизаций в истории человечества в конце III тысячелетия до н.э., в начале и середине II тысячелетия до н.э.: в Китае, Индии, Египте, Греции. Но здесь пока нет философии, есть предфилософия переходной формы от мифологии к философии. Что значит развитая мифология? Это та ее часть, где активно ставились мировоззренческие проблемы. В рамках предфилософии на протяжении многих веков решалось противоречие между мифологией, основанной на чувственно-образном, нерациональном воображении и начатками научного мышления, между фантазирующим мифотворчеством и научным методом. Это противоречие окончательно было разрешено к середине I тысячелетия до н.э. В Индии, Китае, Греции возникла философия. Это время, примерно, между 700-200 г. до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал его «осевой эпохой», «осевым временем». «Осевая эпоха»– время рождения и мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Идея К. Ясперса об «осевом времени» очень популярна сегодня среди философов, размышляющих о единстве и многообразии мировой истории.

   Ясперс подчеркивает факт, что почти одновременно, независимо друг от друга, образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных. Основное, что их сближало и являлось основной характеристикой «осевой эпохи», – это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу  
«до осевых культур». Человек здесь как бы пробудился впервые к ясному, отчетливому мышлению; возникла рефлексия, недоверие к жизненному опыту и знанию – то есть та почва, на которой вырастает философское мышление. Общим для этой эпохи, считает К. Ясперс, является то, что в человеческих пограничных ситуациях встают самые острые вопросы, именно в это время человек осознает хрупкость своего бытия и в то же время создает идеи и образы, с помощью которых может жить дольше. «Завершилась эпоха мифологическая с ее самоуспокоенностью, с само-собой-понятностью. Началась борьба против мифа со стороны рациональности и рационально проясненного опыта; борьба за трансцендентного единого Бога против демонов. Это общее изменение человеческого бытия можно назвать одухотворением... Человек больше не замкнут в себе. Он неведом для самого себя, а потому открыт для новых безграничных возможностей», – писал К. Ясперс в книге «Смысл и назначение истории».

   Пробуждение духа и есть, по Ясперсу, начало общей истории человечества, которое до того было разделено на несвязанные между собой культуры. Нам важна эта идея потому, что знаменует собой «общую судьбу», «общую ситуацию», общеисторическое бытие, так ощутимые и требующие философского анализа сегодняшние проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Философия становилась как новая духовная ориентация человека в мире, в которой происходит как осмысление мира в целом, человека в мире, так и «отбрасывание» человека к самому себе. Ибо только тот, кто есть он сам, и способен подтвердить это в одиночестве. Философия изначально решает вечную задачу: обрести разум в самом существовании; вносит беспокойство в ложную успокоенность жизни.

   Сегодня специфику философского знания определяют три признака:

1.Это знание всеобщего. Необходимость таких знаний обусловливается тем, что чистому разуму, науке не подменить жизнь, а придать разуму жизненность может только философия.

2.Философское знание рефлективное. Философская рефлексия – это самоосмысление, борьба мнений, взаимовлияние, взаимоотражение идей, поиск путей к истине. Это вопрошание. Сегодня необходимо занимать философскую позицию при рассмотрении любой проблемы. Действительность парадоксальна, помочь осмыслить ее – задача философии.

3.Философия плюралистична, она ничейная земля, по выражению английского философа-логика Б. Рассела. Со времени ее возникновения она существует как множество школ, течений, направлений, как диалоговое мышление. Сегодняшняя действительность может быть «схвачена» только диалоговым мышлением.

   Философия изначально выводила сознание человека из обыденности, из повседневного опыта, помогала освобождаться от поверхностного и стереотипного видения действительности.

   Сегодня как никогда существует необходимость в жизненном факте философствования. Необходимость – это не полезность. С точки зрения полезности для чего-то философия не необходима. Истинная необходимость – это необходимость для каждого человека быть самим собой и ответить на вопрос, каким должен быть человек, чтобы слыть человеком.

   Чтобы понять, что такое настоящее (а нам только кажется, что мы можем ответить на этот вопрос), необходимо самостоятельное мышление, разумное мышление. Путь разумного мышления ведет в глубины, к предельным вопросам бытия, заставляет размышлять, искать смысл и жизненные ориентиры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1) Акулов В.Л.  Философия, ее предмет, структура и место в системе наук, - Краснодар -1976,-643с.

2) Аристотель Метафизика, - М.,- 1934,-756с.

3) Гегель Энциклопедия философских наук, Т.1. - М., - 1974,-873с.

4) Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв.,- М., 1990,-578с.

5) Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.21. -486с.

6) Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки,- Л-М.-1969,-472с.

7) Сагатовский В.Н. Вселенная философа. - Н. – 1972,-389с.

8) Философский энциклопедический словарь,- Н. – 1989-937с.

 

 


Информация о работе Возникновление философии