Возникновление философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:43, реферат

Краткое описание

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I Возникновение философии……………………………………….5
Философия как попытка понять мир…………………………..5
Основные философские проблемы…………………………….9
Глава II Функции философии в обществе……………………………….11
Глава III Основные направления в философии - материализм и идеализм……………………………………………………………………...14
Глава IV Роль философии в жизни общества…………………………...19
Заключение…………………………………………………………………...23
Список используемой литературы………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

возникновение философии.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

   Социальная функция направлена на рассмотрение общих законов и движущих сил общественного развития. Теоретическое разрешение этих вопросов всегда имело большую социальную значимость потому, что определяло место и роль человека в обществе, наиболее общие ориентиры его социальной деятельности.

   Гносеологическая функция (гр. gnosis — знание) связана с формированием культуры мыслительной деятельности, развитием природных задатков ума. Разработка различных теорий познания присуща философии с древнейших времен. «Майевтика» Сократа, «припоминание» Платона, «идолы» Ф.Бэкона, «радикальное сомнение» Р.Декарта, «основной вопрос философии» марксизма, «интенциональность» сознания в феноменологии и т.д. — это познавательные установки, составляющие ядро тех или иных гносеологических учений. Основная проблематика заключается в исследовании способов и средств достижения истины, всеобщего в различных формах познавательной деятельности: повседневной, профессиональной, научной, художественной, религиозной и других.     Философия рассматривает теоретико-познавательные проблемы через призму вопроса: познаваема ли сущность мира, его закономерности? При рассмотрении этого вопроса возникают и другие, относящиеся к анализу различных форм и сторон познания: как соотносится в познании материальное и духовное, эмпирическое и рациональное, практическое и теоретическое, субъективное и объективное, истинное и ложное? Эти и подобные им вопросы, обсуждаемые в гносеологии (эпистемологии), связаны с прогрессом науки, осмыслением новых научных результатов, их ассимиляцией с уже существующим знанием.

   В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и метафизический. Первый, основанный на диалектике, рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Известны три основные формы диалектики: античная, немецкая классическая и материалистическая. Второй — метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления.

   Аксиологическая функция (гр. axios — ценный) философии осуществляется через механизм образования и функционирования ценностных значений. Объектами ценностных отношений являются все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений, явлений природы, включенных в общественную практику. В результате объекты действительности как материального, так и духовного порядка оцениваются с точки зрения добра и зла, истинного и неистинного, прекрасного и безобразного, приемлемого или неприемлемого, человеческого или нечеловеческого и т.д.

   В XX веке все большее значение приобретают общечеловеческие ценности, выработанные многовековой историей человечества, направленных на развитие и выживание мировой цивилизации. Возникновение новых ситуаций, в которых оказывается человечество (последствия научно-технического прогресса, экологическая проблема, необходимость нового, высшего уровня кооперативной организации сообщества) порождают и новые ценностные приоритеты, системы ценностей в форме экологических, нравственных и других императивов, биоэтики, различных этносов, и других. Поле этих ценностных систем распространяется не только на отдельные социальные группы, страны и материки, но и всю планету. Например, умение преодолевать международные, межнациональные, межрелигиозные противоречия - одно из условий выживания человечества и в будущем без него не обойтись. Ценностная значимость такого подхода бесспорна; именно она лежит в основе формирующейся системы «институтов согласия».

Методологическая функция  философии связана с разработкой  принципов и методов организации  теоретической и практической деятельности. В современной науке выделяется три основных группы методов: философских, общенаучных, частнонаучных.

   Методология (гр. methodos — путь, исследование, прослеживание) — это наиболее общая философская теория метода, тесно связанная с теорией познания, диалектикой и формальной логикой. Философия в качестве методологии рассматривает совокупность наиболее общих операций, приемов, установок теоретического и практического освоения действительности.

   Мировоззренческая функция философии является важнейшей по степени своего влияния на жизнь общества. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира в целом, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действия людей.

 

Глава III Основные направления философии - материализм и идеализм.

   Философия, как отмечалось выше, теоретически выражает единство мира и человека через систему познавательных, практических, ценностных отношений. В них проявляется целенаправленная, сознательная деятельность, обращенная на объективную данность. В результате происходит познание природы, придание ей смысла, превращение в пространство культуры.

   Философское решение единства мира и человека составляет «сверхзадачу», степень постижения и понимания которой показывает определенный уровень развития логико-понятийного мышления, выражающего в теоретической форме целостность бытия. Многогранность этого исторического процесса выражается в развитии таких парных категорий как, природное — социальное, космическое — хаотическое, чувственное — сознательное, изменяющееся — постоянное, материальное — идеальное, причина — следствие и другие.

   Нельзя не заметить, что теоретическое отношение к миру зарождается и развивается как дифференциация всего существующего, мыслимого, возможного по признаку принадлежности к миру или человеку. Эта дихотомия, отличающая природное от человеческого, натуральное от культурного позволяет уяснить и теоретически воспроизвести границу, отделяющую мир от человека, а, следовательно, постичь их единство.

   Особая роль в системе категорий принадлежит категории материальное — идеальное как всеобщей и универсальной: любая реалия может быть представлена как материальная или идеальная. Именно эта категория образует «конструкцию» предмета философии как биполярного образования, является своеобразным «каноном» философского знания вообще.

   Универсальность категории материальное – идеальное дало повод определить соотношение, которое оно определяет как основной вопрос философии. Важнейшее содержание этого вопроса заключается в том, что является первичным: дух или природа. Именно так он был сформулирован в период окончательного формирования философского взгляда на мир в XVII-XIX вв. Большой вклад в разработку этой теоретической концепции внесли И. Кант, В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс. Они глубоко подметили, что от различного решения этого вопроса зависит концептуальное пространство философского размышления, его форма и направленность. «Философы, — писал Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».

   Вначале эти направления существовали в качестве тенденций развития и лишь, затем в результате многовекового развития приобрели относительно завершенные формы и содержание. Поэтому необходимо с известными оговорками и допущениями использовать антитезу «материализм-идеализм» применительно к различным этапам развития философского знания.

   Следует также отметить, что большинство философов прошлого и настоящего не считают соотношением материи и сознания основным вопросом философии. Так, например, А. Камю считает главным предназначением философии определить смысл человеческой жизни. М. Хайдеггер основную задачу философии видит в стремлении помочь человеку «...повсюду быть дома», т.е. преодолеть свое отчуждение в современном мире.

   Но при всем различии взглядов на содержание основного вопроса совершенно ясно: человек присутствует в мире, определенным образом относится к нему, т.е. познает, преобразует, оценивает, придает определенный смысл свершенному. Существенную сторону этого отношения выражает принцип познаваемости мира.

   Материализм и идеализм раскрывают различные стороны единого, многогранного, противоречивого процесса становления человеческого бытия. В силу этого, несмотря на противоположные взгляды на соотношение духовного и материального, а может быть, именно поэтому материализм и идеализм в определенном отношении дополняют и обуславливают друг друга. Известна, например, роль идеализма во всестороннем рассмотрении сущности, различных форм сознания, его творческой, продуктивной роли в истории, развитии личности, познавательной деятельности. Совершенно невозможно представить современную культуру без

«корпуса Платона», «феноменологии Гегеля», русской религиозной философии XIX-XX вв., возникших в русле идеалистического направления.

   Развитие материализма, как и философии в целом, разумеется, определяется не только внутренними, теоретическими причинами, а также и развитием общественной практики, производства, возникновением новых социальных сил, вовлеченных в исторический процесс. В силу этого материализм и его развитие тесно связано с возникновением и становлением опытного, научно-экспериментального знания, всемирно-историческим опытом преобразования действительности, рассмотрением материальных причин развития природы и общества. Диалектический материализм — высшая форма развития материализма — активно использует «рациональные зерна» учений своих оппонентов. Он отбрасывает несостоятельные взгляды «вульгарных материалистов» на роль и значение духовной жизни общества в истории, подчеркивает важность и непреходящую ценность величайших достижений человеческой мысли. Так, например, одним из источников диалектического материализма явилась немецкая классическая философия, высшим достижением которой явилось учение о развитии. Диалектический материализм воспринял основные принципы, законы, категории идеалистической диалектики Гегеля и, постулируя необходимость ее материалистического переосмысления, безоговорочно защищал ее дух и существо.

   С другой стороны, материалистическая критика крайних выводов идеализма, следующих, например, из солипсизма, метафизических воззрений и других, стали общефилософским достоянием: вряд ли будут серьезно восприняты в наше время поборники крайних форм субъективного идеализма или принципиальные противники диалектики.

   В извечном диалоге между двумя основными направлениями философского знания проявляется его плюрализм. Вряд ли правомерно на этом основании подразделять философию на «единственно верную» и ложную, прогрессивную или реакционную, ведущую в одном случае к абсолютной истине, в другом к заблуждению. Подобное противопоставление пресекает общефилософский процесс, превращает философию в концепцию, жестко ориентируемую на выполнение определенных практически-политических и идеологических функций. Философия становится в подобных случаях служанкой религии, теологии, идеологии, определенной политики, политической партии и т.д. Как правило, именно в этот период, что следует из истории ее развития, философия переживает период застоя, бесплодия мысли, догматизма, схематизма в рассмотрении сложных процессов окружающего мира.

   Поскольку субъектно-объектные отношения, всеобщее которых рассматривает философия, «разомкнуты» на Универсум, постольку возможно существование бесконечного многообразия форм, аспектов, соотношений между материальным и духовным, чувственным и абстрактным, объективным и субъективным, природным и социальным и т.д. Именно эта возможность «генетически» определяет существенное свойство философского знания — плюрализм как исторически определенную, обусловленную форму его становления и развития. Это проявляется в партийности (фр. part — часть) философии, что вовсе не означает ее принадлежности к той или иной политической партии или идеологии, находящейся под неусыпным партийно-политическим контролем. Она партийная в том смысле, что не является конгломератом единомышленников, а имеет множество партий, объединенных на основе различных философских принципов, взглядов, направлений, течений и т.д.

   Плюрализм — необходимое условие целостного отражения противоречивой действительности. Философия не только определена границами своей исторической эпохи, но она и возвышается над своим временем, охватывает его в целом. Гегель сравнивал философию с духовной квинтэссенцией эпохи. «...Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». Философия по своей природе не может быть сведена к единообразию. Ее единство определяется особым взглядом на реальность: предмет ее рассмотрения — нераздельное единство мира и человека. Высшая цель — интеграция развивающегося знания с потребностями и запросами человека, его ценностями.

   Тенденция развития мировой философии отчетливо и всесторонне проявляется как синтез гуманистических идей и традиций, осуществляемый в результате постоянного диалога между различными направлениями, позициями, доктринами, интеллектуальными индивидуальностями, что позволяет полнее осознать и понять глубинные вопросы человеческого бытия.

 

 

Глава IV Роль философии в жизни общества.

   Еще один источник возникновения философии – социально-исторический. Но его анализ приводит нас к ответу на другие вопросы: где исторически, когда и почему возникает философия. Поняв социальные причины возникновения философии, мы одновременно получим представление о месте и времени ее появления.

1.  Радикальное изменение  отношений человека с природой  вследствие роста производительных  сил. (Переход от бронзы к железу.) И то и другое потребовало адекватных форм миропонимания.

2.  Появление товарно-денежных  отношений. Они раскрепостили  дух предприимчивости и свободы,  подняли роль человека; привели к расширению горизонта видения других миров и культур и на этой основе возможности взаимообогащения культур.

Информация о работе Возникновление философии