Восточная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Восто́чная филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, позже — мусульманский мир.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….2
Основные направления и школы древнеиндийской философии……..….3
Основные школы и направления древнекитайской философии……..…..8
Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия…………………………………………….………..11
Заключение………………………………………………………………………………………..….13
Список литературы…………………………………………………………………………….….14

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа №1 по философии.docx

— 40.06 Кб (Скачать файл)
  1. Основные  школы и направления  древнекитайской  философии

Глубокие  политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.[3]

В этот период свободно и творчески существовало пять основных философских школ:

-Даосизм. Мощное направление древнекитайской мысли, его основателем считается китайский философ Лао-цзы. В основе системы даосизма лежит понятие «Дао» («путь») — первоначало, безличный мировой закон. Дао — это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, умирая, опять уходят в небытие. Следовательно, только Дао (небытие) вечно, все остальное преходяще. [6]

-Конфуцианство. Наиболее влиятельное философское направление китайской философии. Основателем конфуцианства был древнекитайский философ Конфуций.

Конфуцианство - это прежде всего морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Его сущность можно передать при помощи афоризма Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник- сановником, отец- отцом, сын- сыном».

Конфуцианство было консервативным течением, идеализировавшим прошлое. В его основе лежало два  принципа. Во-первых, несчастья жизни  того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы вновь восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться  к традициям, возродить их. Во-вторых, с точки зрения Конфуция и его  последователей, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.

Важную  роль в философии Конфуция играет учение о судьбе и силе, обеспечивающих порядок на земле. Центральным для  конфуцианства является концепт  «жень», который можно перевести  как «гуманность», «человечность», «человеколюбие». Этот принцип можно  сформулировать следующим образом: «не делай другим того, чего не желаешь  себе, и помогай им в достижении того, чего хотел бы достичь сам».

- Моизм и легизм. Исходят из представления о процветании народа. Управление государством у моистов осмыслялось как забота о благополучии народа. Только в этом случае народ будет любить государя и в империи установится мир. Забота о народе должна заключаться в отказе людей, обладающих властью, от роскоши и богатства, которые являются воплощением несправедливости. Как и конфуцианство, легизм был в целом скорее морально-этическим, чем религиозным учением. Легисты также интересовались устройством идеального государства. Однако их точка зрения гораздо более радикальной. Они полагали, что идеально лишь государство, которое обладает большой силой, в таком государстве должна быть сосредоточена в руках человека, который тем самым должен обладать огромными полномочиями. Условием гармоничного развития государства является строгая система обязанностей и наказаний за их невыполнение. Как и древнегреческий Платон, легисты выделяли три главных группы населения: правителей, военных и крестьян. Однако в их подходе есть и различия: если, по мнению Платона, управление государством должны осуществлять мудрецы, то с точки зрения легистов управление государством должно находиться у императорской династии. [6]

- Сторонники учения об Инь и Ян (натурфилософы) развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, темное и светлое, восход и заход), представление о которых получило развитие в «И цзине» – «Книге перемен».

Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При этом речь идет скорее о диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (Дао), который проходят все вещи. Найти гармонию, согласие между этими началами – одна из задач тогдашней философии.

В большинстве  школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской  мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита  в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

Завершение  классического периода древней  китайской философии, занимающего  важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.[3] 

  1. Объясните, в противоречиях  между какими школами  и направлениями  развивалась Восточная  философия.
 

В Индии  философия развивалась в противоречиях  между неортодоксальными и ортодоксальными  школами. Неортодоксальные школы – это приверженцы новых взглядов, восставших против Вед (Чарвака, джайнизм, буддизм). Ортодоксальные школы, наоборот, опираются на авторитет Вед.

В Китае  философия развивалась между  конфуцианством и даосизмом. Даосизм  формировался в значительной степени  как оппозиция конфуцианству. Противостояние даосизма и конфуцианства находит  продолжение в трактовке понятия  Дао, которое играет ведущую роль, как в философии конфуцианства, так и в философии даосизма. Конфуций рассматривал Дао как следование принципам морали, соблюдение требования человеколюбия (жэнь) и совершенствование  личности путем упражнения в искусствах: знании ритуала, стрельбе из лука, игре на музыкальных инструментах, каллиграфии  и математике. Другими словами, Дао  рассматривается в конфуцианстве  главным образом как социальное явление. Даосизм акцентирует внимание главным образом на природном  аспекте Дао, и это выражается в важнейшем положении даосизма; «Следуй естеству всех вещей и  не имей в себе ничего личного». 
 

 

Заключение.

В результате проделанной работы были рассмотрены  особенности восточной философии.

При раскрытии  данного вопроса были решены следующие  задачи:

- Рассмотрены особенности культур Древнего Востока и их отражение в мировоззрении;

- Изучены особенности древнеиндийской философии;

- Охарактеризованы основные школы древнекитайской философии.

Итак, Восток более религиозен и традиционен, нежели Запад, причем не только вследствие меньшей развитости, но также и  потому, что национально-религиозная  традиция для него - защитный панцирь, позволяющий сохранить свое национальное «я», свое этническое лицо, свои нравы  и обычаи, особенно перед лицом  обезличивающей все это капиталистической  вестернизации.

Индийская философия выросла из ведической литературы. Ведическая литература складывалась длительное время, самые древние  и основные ее памятники датируются приблизительно серединой второго  тысячелетия до нашей эры. Впоследствии появились многочисленные комментарии  к главным книгам (ведам). Наиболее важным из этих комментариев являются «Упанишады», в которых впервые  делается попытка философского осмысления религиозного содержания вед. В «Упанишадах» находится сюжет, на котором впоследствии строится вся индийская философия. Он состоит в следующем: если Индия - царство религиозных философий, а религиозное мышление индийца  насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай представляет собой цивилизацию  иного типа. Социальная этика и  административная практика здесь всегда играли значительно большую роль, нежели мистические абстракции и  индивидуалистические поиски спасения. 
 
 

Список  литературы

  1. Философия: Учебник для вузов / Под ред.  В.Н. Лавриненко, В.П.            Ратникова. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  2. «История философии» в кратком изложении, пер. с чеш. И.И. Богута, Москва, изд. «Мысль», 1995.
  3. [Электронный ресурс], Википедия – свободная энциклопедия,  http://www.Wikipedia.ru
  4. [Электронный ресурс], статьи по философии,  древнеиндийская философия, http://voov.narod.ru/filosofi/ind2.htm
  5. [Электронный ресурс], http://h-sciences.ru/philosophy/82-2-filosofiya-drevnej-indii-i-drevnego-kitaya.html
  6. [Электронный ресурс], http://filosok.narod.ru/glava2.html

Информация о работе Восточная философия