Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:14, контрольная работа
В философии Платона в рамках способа мышления и восприятия мира, специфичного для античности, обобщаются и находят разрешение проблемы, поставленные предшествующим развитием греческой мысли. Платон тщательно изучил наследие своих предшественников, провёл работу по сопоставлению их взглядов, обнаружил их полемическую направленность.
Введение
«Вторая навигация», или открытие метафизики................................................2
Основная часть
1.1. Структура идеального мира, мир идей……………………………………..4
1.2. Гносеология Платона………………………………………………………...5
1.3.Миф о пещере……………………………………………................................6
1.4. Метафизика Аристотеля……………………………………………………7
1.5. Аристотелевская критика «теории идей» Платона: «теория общих понятий» и «теория материи и формы», «четыре причины»…………………………………………………………………………..8
1.6. Основные принципы познания Аристотеля………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………………………….14
Содержание
Введение
«Вторая навигация»,
или открытие метафизики.......
Основная часть
1.1. Структура идеального мира, мир идей……………………………………..4
1.2. Гносеология Платона………………………………………………………..
1.3.Миф о пещере…………………………………………….......
1.4. Метафизика Аристотеля……………………………………………………
1.5. Аристотелевская критика
«теории идей» Платона: «теория общих
понятий» и «теория материи и формы», «четыре
причины»…………………………………………………………
1.6. Основные принципы познания Аристотеля………………………………12
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….14
Введение
«Вторая навигация», или открытие метафизики
В философии Платона
в рамках способа мышления
и восприятия мира, специфичного
для античности, обобщаются и
находят разрешение проблемы, поставленные
предшествующим развитием
Следуя примеру
Сократа, Платон ещё больше
возвышает человеческий ум, утверждая,
что не органы чувств, а только
мысль способна познать
Платон показывает,
что имеются все основания
не ограничиваться данными
Любое систематическое
знание строится на некоторых
метафизических предпосылках. Более
того, всегда остаётся возможность
двигаться по пути дальнейшего
метафизического углубления, то
есть ставить вопрос о том,
что лежит в основании уже
известных наблюдаемых
Платон помещает
всю совокупность
Таким образом,
Платон приходит к заключению
о существовании двух миров.
Один из них – привычный
и хорошо всем знакомый мир
чувственно воспринимаемых
Структура идеального мира, мир идей
Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир – царство идей – от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчленённым, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее их идей.
Слово «идея»
в обыденном языке во времена
Платона означало «внешний вид,
Каждая идея
вечна и неизменна; число
идей очень велико, но не бесконечно.
Существуют идеи конкретных
Царство идей
обладает своей иерархией и
пирамидальной структурой; между
идеями существуют отношения
подчинения и соподчинения. Внизу
пирамиды находятся идеи
Венчает пирамиду
одна единственная идея, которую
в одних работах Платон
Для
объяснения чувственного мира
с его изменчивостью,
Между идеями
и вещами чувственного мира
существует взаимосвязь: идеи
являются прообразами вещей, а
вещи причастны идеям, идеи
каким – то образом
Гносеология Платона
Идеалистическая
гносеология Платона вытекает
из его объективно –
Платон отрицает
происхождение понятий из
Не чувства
предшествуют рациональной
Суть теории познания Платона состоит в тезисе, что «знание – это припоминание (анамнезис)» того, что душа некогда узнала, а затем позабыла.
Все науки оцениваются
Платоном лишь с одной точки
зрения – насколько они
способны отвращать нас от
чувственного мира возносить
к идеальному, служить анамнезису
(припоминанию) идей. Платон третирует
эмпирическую астрономию, физику, потому
что, как он утверждает, для
того, что возникает и гибнет,
для того, что меняется, вообще
для единичных вещей не
Подводя итог, можно различить у Платона следующие виды знания:
знание совершенно достоверное
без примеси лжи и заблуждения
– знание идей, получаемое до вселения
душ в тела непосредственным умозрением
идей, а после вселения в тела
– путём диалектического
близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук, служащих пропедевтикой к диалектике и знанию идей;
знание мнимое, смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое «знание» вещей чувственного мира, опирающиеся на чувственное восприятие, в котором нет истины. К этому виду знания примыкает воображение, благодаря которому человек не столько воспринимает естественные вещи, сколько творит искусственные, занимаясь ремёслами и искусствами.
Особенное место в
системе знания Платона
Миф о пещере
Знаменитая аллегория, использованная Платоном в трактате «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Изложена в форме диалога между Сократом и Платоновым братом Главконом:
«Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию... посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная – глянь-ка – невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
– Это я себе представляю.
– Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
– Странный ты рисуешь образ и странных узников!
– Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
– Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
– А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?
– То есть?
– Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
– Непременно так.
Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
Информация о работе «Вторая навигация», или открытие метафизики