Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:14, контрольная работа
В философии Платона в рамках способа мышления и восприятия мира, специфичного для античности, обобщаются и находят разрешение проблемы, поставленные предшествующим развитием греческой мысли. Платон тщательно изучил наследие своих предшественников, провёл работу по сопоставлению их взглядов, обнаружил их полемическую направленность.
Введение
«Вторая навигация», или открытие метафизики................................................2
Основная часть
1.1. Структура идеального мира, мир идей……………………………………..4
1.2. Гносеология Платона………………………………………………………...5
1.3.Миф о пещере……………………………………………................................6
1.4. Метафизика Аристотеля……………………………………………………7
1.5. Аристотелевская критика «теории идей» Платона: «теория общих понятий» и «теория материи и формы», «четыре причины»…………………………………………………………………………..8
1.6. Основные принципы познания Аристотеля………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………………………….14
– Конечно, он так подумает.
– А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
– Да, это так»
Метафизика у Аристотеля
Известно, что
термин «метафизика» не
Аристотель разделял
науки на четыре больших
Логически можно
подниматься всё выше и
выше – на всё более
Четыре определения дает Аристотель метафизике:
¦ исследование причин, первых или высших начал;
¦ познание «бытия, поскольку оно бытие»;
¦ знание о субстанции;
¦ знание о
Боге и субстанции
Аристотель вкладывал
новый смысл в уже известную
терминологию. Первую аристотелевскую
причину целесообразно
Аристотелевская критика «теории идей» Платона: «теория общих понятий» и «теория материи и формы», «четыре причины».
Вопрос о значении понятий
для бытия и для знания стоял
в центре внимания также и Аристотеля.
Разрабатывая эту проблему, Аристотель
стремится точно определить свою
позицию по отношению к учению
Платона об «идеях». Подобно Платону,
Аристотель полагает, что посредством
понятий познаются
нибудь предмет, то должны существовать другие реальности, [устойчиво] пребывающие за пределами чувственных: о вещах текучих — поясняет Аристотель, — знания не бывает» [Мет., XIII, 4, 1078 в 9 — 17]. Но Аристотель не только указывает генезис теории «идей». В своих произведениях, в том числе в 4-й и 5-й главах 13-й книги «Метафизики», Аристотель развивает критику учения Платона об идеях как о самобытных сущностях, отделенных от мира чувственных вещей, а в ряде других мест противопоставляет этому учению собственное учение об отношении чувственных вещей к понятиям.*
Возражения Аристотеля против платоновской теории «идей» могут быть в основном сведены к четырем.
Основа возражений Аристотеля
состоит в том, что, вводя «идеи»
как самостоятельное бытие, отдельное
от существования чувственных
Второе возражение Аристотеля — в том, что постулируемая Платоном область «идей» бесполезна не только для познания, но и для чувственного существования. Чтобы иметь значение для области чувственных вещей, царство «идей» должно существовать внутри области чувственных вещей.
В одном месте «Метафизики» [см. Мет., XIII, 9, 1086а30 — 1086 в 13] Аристотель указывает, что основная причина трудностей, в которых запутался Платон со своей теорией «идей», состоит в абсолютном обособлении общего от единичного и в противопоставлении их друг другу. По Аристотелю, «повод к этому дал Сократ своими «определениями».
Однако Сократ, во всяком случае, не отделил общее от единичного. И тем, что не отделил, «помыслил об этом правильно».* Аристотель соглашается с тем, что, с «одной стороны, без общего невозможно получить знание» [там же, с. 144]. Но с другой стороны, отделение общего от единичного «является причиной затруднений, происходящих с идеями» [там же].
В позднейший период своей деятельности Платон испытал влияние пифагорейцев и сам стал оказывать на них влияние. В космологических построениях «Тимея» близость Платона к пифагорейцам граничит, как отметил акад. А. Н. Гиляров, с полной нераздельностью [см. 20, с. 146]. Эта близость сказалась не только в космогонии, но и в понимании природы «идей», которые были в этот период отождествлены у Платона с числами.
Аристотель подверг критике в 13-й книге «Метафизики» также и этот позднейший вариант платоновского учения об «идеях».
В основе критики Аристотеля
лежит взгляд на число как на абстракцию
— при помощи понятия — некоторых
сторон или свойств вещей. Такие
абстракции существуют, но возможность
их доказывает вовсе не то, что утверждают
Платон и платоники: будто в идеальном
мире существуют отдельные от чувственных
вещей идеальные математические
тела (в геометрии) и числа (в арифметике).
Общие положения в
Аристотелевская критика
и отмежевание от Платона в
вопросе о природе
Именно этот взгляд Аристотеля на природу математических абстракций сделал его противником не только раннего, но и позднего учения Платона об «идеях», которые в это время превратились у Платона в пифагорейские числа Но, согласно Аристотелю, никакие числа не могут быть «идеями» в платоновском смысле, а «идеи» не могут быть числами.
Аристотель, величайший древнегреческий философ, жил в 384 - 322 гг. до н. э. Родина Аристотеля - полис Стагира, расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией, от которой она зависела. Отец Аристотеля Никомах - придворный врач македонского царя Аминты III.
В 369 году до н.
э. пятнадцатилетний
В 367 г. до н. э.
семнадцатилетний Аристотель
Есть основание полагать,
что Платон любил своего
Со своей стороны
Аристотель высоко ценил
В 355 г. до н. э.
положение Аристотеля в Афинах
упрочилось в связи с приходом
к власти в этом городе
В конце 40-х годов
4 в. до н. э. Аристотель был
приглашен Филиппом II на роль
воспитателя сына Филиппа - тринадцатилетнего
Александра - и переехал в столицу
Македонии Пеллу. Воспитание
Аристотель не пытался
сделать из Aлександра философа.
Отношения учителя и ученика
никогда не были теплыми. И
как только Александр стал
царем Македонии, он
Аристотель, как универсальный
мыслитель, не только владел
всей совокупностью знаний
Отвергнув платоновское
учение об "идеях" как бестелесных
сущностях всего, Аристотель
Бог, по Аристотелю, является источником творческой активности. Бог у Аристотеля - это не платоновское Высшее Благо, а предельное основание мироздания.
В политических взглядах,
Аристотель исходит из
Основные принципы познания Аристотеля
У Аристотеля
нет специальных работ по
Вера Аристотеля
в объективность познания и
в силу и мощь разума хорошо
просматривается в той
Любовь к знанию – прирождённое свойство как людей, так и животных. Так как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир.
Процесс познания, по Аристотелю, состоит из четырёх стадий (схема 3).
Процесс познания
Информация о работе «Вторая навигация», или открытие метафизики