Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:40, доклад
Философия существовала не всегда. Три тысячи лет назад ее еще не было нигде, но две тысячи лет назад она уже кое-где появилась. Закономерно поставить вопрос о генезисе, происхождении философии. Но предварительно необходимо коснуться более общей проблемы происхождения мировоззрения — ведь философия один из его видов.
Возникновение мировоззрения. В отличие от философии мировоззрение зародилось в доисторические времена, уже несколько десятков тысячелетий назад, стихийно, как результат неосознанной мировоззренческой потребности «человека разумного». Сама же эта потребность возникла в силу трудовой деятельности человека. Когда отношение людей к мирозданию — «мы» к «оно» — опосредствуется орудиями труда, зарождается новое, не существовавшее ранее, субъектно-объектное отношение. Мироздание как бы раскалывается на две неравные части: на природу и на выделяющихся из нее благодаря своей активной, целеполагающей деятельности людей, наделенных определенным сознанием. Это новое производственно-практическое отношение в системе мироздания в силу определенной (первоначально весьма незначительной) разумности людей получило свой духовный аспект — зарождается мировоззренческая потребность, основной вопрос мировоззрения и само мировоззрение.
ТЕМА 3. ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ
Философия существовала не всегда. Три тысячи лет назад ее еще не было нигде, но две тысячи лет назад она уже кое-где появилась. Закономерно поставить вопрос о генезисе, происхождении философии. Но предварительно необходимо коснуться более общей проблемы происхождения мировоззрения — ведь философия один из его видов.
Возникновение мировоззрения. В отличие от философии мировоззрение зародилось в доисторические времена, уже несколько десятков тысячелетий назад, стихийно, как результат неосознанной мировоззренческой потребности «человека разумного». Сама же эта потребность возникла в силу трудовой деятельности человека. Когда отношение людей к мирозданию — «мы» к «оно» — опосредствуется орудиями труда, зарождается новое, не существовавшее ранее, субъектно-объектное отношение. Мироздание как бы раскалывается на две неравные части: на природу и на выделяющихся из нее благодаря своей активной, целеполагающей деятельности людей, наделенных определенным сознанием. Это новое производственно-практическое отношение в системе мироздания в силу определенной (первоначально весьма незначительной) разумности людей получило свой духовный аспект — зарождается мировоззренческая потребность, основной вопрос мировоззрения и само мировоззрение.
Но это мировоззрение возникает не как таковое. Мировоззрения как такового нет так же, как нет плодов как таковых, а есть яблоки, груши, сливы и т. д. Мировоззрение существует лишь в своих конкретных видах. Поэтому в ответ на мировоззренческую потребность постепенно зарождается один из видов мировоззрения, соответствующий особенностям первобытного сознания.
«»
Особенности первобытного сознания. Эти особенности известны главным образом из этнографических наблюдений над народами, остававшимися до самого последнего времени на ступени неолита, новокаменного века. «Человек разумный» способен ставить перед собой уже довольно отдаленные цели и находить целесообразные способы их реализации. Если не бояться парадокса, то можно сказать, что почти все великие исторические достижения человечества приходятся на доисторические времена: речь и начатки мышления, одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнем и изобретение колеса (не везде), изобретение жизненно важных орудий труда, средств обитания и т. п.
Вместе с тем уровень первобытного сознания и особенно мышления невысок. Все названные достижения — в основном плод стихийного метода проб и ошибок. Критическое и методическое мышление отсутствовало, преобладала эмоциональная сфера сознания, эмоции побуждали к поспешным, поверхностным, ассоциативным выводам. Первобытный человек легко поддавался внушению и самовнушению. Содержание его сознания определялось коллективным родовым сознанием, существующим по традиции и передающимся от поколения к поколению по памяти. Письменности не было. Роль индивидуального сознания была ничтожной. Но самое главное состояло в том, что первобытные люди еще не могли хорошо различать реальное и иллюзорное, не могли различать того, что принадлежит им самим, а что природе, и понимали мироздание по аналогии с самими собой.
Из сказанного
следуют такие черты
Из сказанного
следует, что плодом первобытного сознания
могло быть лишь первобытное
Магия и
религия. Хотя магия и религия
связаны, они все же не тождественны.
Более того, между ними есть существенное
различие. Корни магии и религии
— в ассоциативности
Так зарождается
догадка об объективном детерминизме
и о субъективном могуществе человека
при наличии у пего специальных знаний
и специальной техники. Позиция религии
самоуничижительно-
Мышление и воображение. Социоантропоморфическое мировоззрение строится не столько по законам логического мышления, сколько на основе эмоционально-ассоциативного воображения. Мифология — не продукт логико-теоретического мышления, а продукт воображения. К. Маркс подчеркивал, что «всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения» . Мнения, что мифология есть мышление на определенной ступени человеческого развития, более того, что мышление современного человека, создающего научные теории и гипотезы, и мышление древнего человека, создающего мифы,— это разные этапы развития единого логического мышления человека, что, следовательно, мифология создается особым видом мышления, неправильны. В целом первобытное сознание было доло-гичным, но в той мере, в какой ему было присуще мышление, оно было логичным, если, разумеется, рассуждение было истинным.
Познавательная роль мифологического мировоззрения. На этот счет существуют различные и даже противоположные точки зрения. Одни считают, что миф никогда не был способом объяснения действительности, другие же думают, что миф отражает стремление первобытного человека понять мир и самого себя. К. Маркс говорит о мифологии как о бессознательно-художественной переработке фантазией природы и общественных форм.
Ф. Энгельс
подчеркивает, что все культурные
народы на ранней ступени своего развития
осваивают чуждые им, таинственные
для них и подавляющие их силы природы
путем олицетворения, создавая богов'.
Но познание есть нечто большее, чем «переработка»
и «освоение», познание предполагает владение
истиной, объективным знанием, а не только
лишь субъективной иллюзией знания. Такое
знание зарождается в основном в сфере
материальной производственной практики
людей, при решении ими реальных задач
(конечно, бывает, что эти задачи связаны
и с религиозным ритуалом, который стимулирует
познание, но задача и здесь реальна, например
постройка алтарей с равными площадями,
но имеющими разную геометрическую форму).
Там же зарождается и мышление.
Проблема предфилософской науки. Но можно ли считать наукой такое первобытное знание? Пока нет. Тем не менее наука зарождается ранее философии. Она начинается со счета. Еще древнегреческий философ Платон обратил внимание на то, что именно число и счет учат человека размышлять. А много позднее К. Маркс подчеркнул, что счет — первая теоретическая деятельность «рассудка, который еще колеблется между чувственностью и мышлением»2. На этой грани между чувственностью и мышлением и зарождается наука — рассудочно-теоретическая деятельность человека, направленная па познание мироздания. Число — первый идеализированный объект в истории культуры, ведь для чисел безразличны их предметы. Число и счет легли не только в основу обыденной жизни, они приобрели мировоззренческое значение, став основой и средством ориентации человека во времени и пространстве. А такая ориентация была неосуществима без связи прежде всего с небом. Без ясного ночного неба человечества не было бы.
Столь, казалось бы, обыденное и привычное для нас времяисчисление— календарь — стало революцией в развитии человеческого знания. Сюда же относится зарождение идеи причинности, что было связано с реальной практикой людей.
Поскольку же системы времяисчесления, его приемы возникают до происхождения философии, постольку можно говорить о предфилософской науке.
Вопросы генезиса философии. Говорить о генезисе философии— значит ответить на вопросы: из чего, как, когда, где и почему возникает философия? Ответы на них выявляют различные точки зрения. Вопрос о том, где возникла философия,— это вопрос о степени теоретичности древнеиндийской, древнекитайской, вообще древневосточной философии, иногда в буржуазной науке неверно отрицаемой. Вопрос о том, когда возникла философия, имеет в виду не только простую хронологию — речь идет и о том, когда, на какой ступени общественного развития становится возможной философия как новая форма общественного сознания и новый вид мировоззрения и на какой ступени эта возможность реализуется.
При ответе же на вопрос, из чего возникла философия, все концепции генезиса философии делятся на две группы.
Мифогенная
и гносеогенная концепции генезиса философии.
Согласно мифогенной концепции, философия возникает из
мифологии путем внутреннего (имманентного)
развития последней за счет изменения
одной лишь формы: личностно-образная
форма сменяется на безлично-
Гносеогенно-мифогенная концепция. В наших лекциях мы будем придерживаться гносеогенно-мифогенной концепции генезиса философии. О ней мы уже фактически сказали, когда критиковали мифогенную и гносеогенную концепцию. Эта концепция стремится учесть и роль мифологического мировоззрения, и роль знания и связанного с ним мышления. Таким образом, гносеогенно-мифогенная концепция генезиса философии признает два и даже три источника возникновения философии — мифологическое мировоззрение, знание и само обыденное сознание, ходячую нравственность, которая может быть непосредственным источником философии.
Предфилософия.
Назовем духовный источник философии
пред-философией. В самом широком смысле
слова предфилософия— совокупность развитой
мифологии и начатков наук (математики,
астрономии, физики, медицины). Такая предфилософия
— в сущности дофилософская
Экономические, социальные и политические предпосылки. Предфилософия, как ее ни понимать, лишь необходимая, но недостаточная причина генезиса философии. Для того чтобы содержащаяся во всякой предфилософии возможность философии реализовалась, необходимы благоприятное для ее генезиса изменение общественного бытия, соответствующие экономические, социальные и политические условия. Здесь иногда ограничиваются тезисом, что философия возникает вместе с разделением общества на классы и отделением умственного труда от физического. Эти два великих исторических события действительно способствовали возникновению философии. Но история показывает, что эти события имели место задолго до возникновения философии. Поэтому экономические, социальные и политические условия генезиса философии надо конкретизировать.