Герменевтика как способ философствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:11, реферат

Краткое описание

Есть также истолкование этого термина как "искусства постижения чужой индивидуальности". Это специфическое понимание смысла термина "герменевтика" имеет довольно длительную историю и связано, прежде всего, с одним из видов герменевтики, который можно назвать "психологической герменевтикой" [9]. Такого типа искусство постижения чужой индивидуальности развито и зафиксировано одним из классиков герменевтики Ф. Шлейермахером. Позже мы рассмотрим его учение, потому что фигура этого мыслителя не является случайной в истории герменевтики.

Содержание

Введение 3
1. Герменевтика как философское направление. Основные понятия и задачи 4
2. История становления герменевтики 7
3. Виды герменевтических интерпретаций 13
Заключение 17
Список использованной литературы: 19

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 55.66 Кб (Скачать файл)

 Можно сказать, что  каждый вид герменевтической  интерпретации раскрывает познавательное  содержание какой-то определенной  герменевтической категории: психологическая  интерпретация — категории переживания,  языковая интерпретация — категории  предпонимания, интерпретация историческая — категории «герменевтического круга», интерпретация стилистическая — категории цели. Однако эта связь не жестко однозначная, а лишь преимущественная, поскольку каждая интерпретация так или иначе апеллирует ко всей системе герменевтических категорий и принципов.

 Для герменевтики характерен  своеобразный «обращенный» метод  — от результатов к истокам  познания: его предварительным установкам, основаниям аксиом и принципов,  целям, задачам и т. д. Само  по себе такое «обращение»  полезно, необходимо и в этом  плане может рассматриваться  как одно из орудии анализа явлений культуры, в том числе и науки.

 Говоря о герменевтическом методе, следует отметить, что в филологической герменевтике — классической форме герменевтики, лежащей в основе современных философских спекуляций, собственно языковой характер носит только грамматическая интерпретация, тогда как остальные связаны с художественным, историческим и личностным контекстами языковой деятельности.

Как мы уже выяснили, центральной  категорией герменевтики как искусства, техники, теории или метода интерпретации  “текстов” является категория понимания. Философская теория интерпретации  бытия в целом и мира гуманитарной культуры в частности предоставляет  средства для понимания гуманитарных явлений, для проникновения в  их смысл. Проблематика понимания сближает герменевтику с философией культуры и с философией языка, открывает  возможность для создания философской  герменевтики, которая предполагает новое измерение человека. В ней  ставится вопрос о человеке понимающем. Понимающим себя, свое место в мире, окружающую реальность и другого человека. Понимание также как и способность к труду, способность к разумной деятельности, языку, вере, также как социальность, является сущностным свойством человека. Век компьютерной и научно-технической революции, нарастающие информационно-коммуникативные связи, крушение и создание цивилизаций еще более обостряют актуальность проблемы понимания и всех связанных с ней герменевтических моментов.

Историческое нарастание значимости герменевтической проблематики от античности до наших дней подобно кумулятивному  процессу. Герменевтика всегда была вплетена в живую ткань социальной деятельности людей, никогда не была абстрактной  теорией, а являлась техникой, искусством интерпретации и применялась  для решения задач, актуальных для  жизни и нормального функционирования общественных институтов. Важнейшие переломные моменты развития герменевтического метода совпадали по времени и были существенно связаны с крупнейшими историческими событиями, определялись, в конечном счете, практическими потребностями жизни людей.

Среди практических и теоретических  потребностей, повлиявших на развитие герменевтики, можно выделить запросы  греческой педагогики в античности, позднее превращение христианства в религию широких народных масс, переводы и истолкования библейских и более поздних христианских источников. Далее еще можно отметить Реформацию и связанную с ней  критику католической доктрины, Возрождение, переводы с классических древних  языков на живые национальные языки  литературных, философских и исторических памятников и их комментарии, превращение  Библии в литературный памятник, интерес  к истории, языкознанию, спасение авторитета гуманитарного знания от уничижительной критики философов позитивистской направленности. И, наконец, XX век —  век коммуникации, необходимости  установления понимания, диалога. Герменевтика занимается анализом политики, права, проблемами межконфессионального понимания, она используется в медицинской  практике, понимание рассматривается  как проблема бытия человека, возникает  философская герменевтика.

И, наконец, несколько слов следует  сказать о связи герменевтики с собственно философией. Философия  возможна как особый тип знания со своим предметом, специфическими методами исследования и с собственными критериями познавательного значения. Наличие  специфических признаков не мешает существовать философскому знанию в  форме учений, теорий, концепций, направлений. Форма представления и функционирования философского знания может совпадать, и действительно совпадает, с  формой других типов знания. Например, от конкретных наук философия отличается не формой представления знания, а  критериями познавательного значения, наличием особенных методов исследования. И, разумеется, у философии есть свой особый предмет: принципы, основания, начала бытия - природы, человека и общества, его познания, в том числе научного, мыслительной и духовной деятельности.

Видимо, не вызовет больших споров утверждение о том, что философское  знание есть знание принципиально интерпретационное. Интерпретация есть неустранимый момент, форма и способ функционирования философских знаний. Новое философское  знание всегда является результатом  интерпретации. Рост философского знания, его новизна, неустранимая по принципиальным соображениям, касающимся природы философии  плюралистичность, обеспечиваются интерпретационной природой философского знания. Интерпретация, в свою очередь, предполагает диалогическое отношение познающего субъекта с особым предметом, выделяемым из исторического, культурного, бытийного и событийного контекстов с учетом специфики последних. Вопросно-ответные диалогические отношения, их всевозможные разрешения определяют основное содержание диалектики как метода философского исследования. Таким образом, философская рефлексия всегда стремится диалектически проникнуть в смысл диалогического отношения, стремится, интерпретируя понимать, что, в свою очередь, “окрашивает” философское знание в герменевтические тона.

Герменевтика - один из методов, при  помощи которых возможно понимание. Она соединяется с природными свойствами философского знания.

Герменевтика - искусство интерпретации, постижения смысла диалогических отношений - “сплетается” с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уровень, приобретает философский статус.

 

Заключение

Термин»герменевтика» происходит от греческого слова и означает «разъясняющий», «истолковывающий». Гермес в греческой мифологии - вестник богов, посредник между богами и людьми, разъясняющий людям смысл их посланий. Сегодня под герменевтикой подразумевается: (1) теория и практика истолкования текстов, языковых выражений и символов; (2) философское направление, основным содержанием которого является проблема понимания и связанные с ней вопросы языка. Помимо центральной категории - «понимание», философская герменевтика использует такие понятия, как «традиции», «интерпретация», «смысл», «часть и целое», «герменевтический круг».

Герменевтика зародилась уже в античности. Искусству понимания  освещено, в частности, исследование Аристотеля с характерным названием - «Об истолковании». Как искусство  толкования текстов герменевтика приобретает  важное значение у христианских писателей при объяснении Библии, а также в эпоху Возрождения, где она выступает как искусство интерпретации памятников античной культуры.

Согласно Шлейермахеру, цель герменевтического понимания заключается в том, чтобы как бы заново повторить творческий акт создания текста его автором. Дильтей, один из основателей «философии жизни», утверждал необходимость вхождения в историческую атмосферу, в которой творил создатель того или иного исторического памятника путем «вживания», «сопереживания», «чувствования».

Творчество М. Хайдеггера - одного из основоположников немецкого экзистенциализма - положило начало радикальному повороту герменевтики к проблемам онтологии. Хайдеггер трактует реальность преимущественно как языковую; единственный способ «прислушаться» к бытию - это герменевтика, истолкование того, что говорит сам язык. Однако язык не есть продукт субъективной деятельности сознания. Человек не творец языка, а скорее медиум, посредством которого говорит язык, т. е. само бытие. Хайдеггер онтологизирует язык, полагая, что язык это «дом бытия».

Подобная трактовка языка  становится источником современной  философской герменевтики, получившей широкое распространение в 60-70 гг. XX века. Философская герменевтика не сводится ее представителями к методологии  исследования, она провозглашается  универсальной философией нашего времени, призванной дать ответ на вопрос: как  возможно понимание окружающего  нас мира и как в этом понимании  воплощается истина бытия. Этот вопрос рассматривается как основной вопрос философии.

Признанным лидером философской  герменевтики является немецкий философ Ханс-Георг Гадамер, ученик Хайдеггера, автор программного труда «Истина и метод. Очерки философской герменевтики». Центральное место в его философии занимает проблема языка. Развивая идею Хайдеггера о самостоятельности, бытийности языка, Гадамер онтологизирует язык, трактуя его с позиций объективного идеализма. Язык, согласно Гадамеру, центр бытия человека. Мы окружены языком, мир языка - это мир, в котором мы живем. Языковая интерпретация мира всегда предвосхищает любую мысль, любое познание.

Разрабатывая проблему исторического  понимания, Гадамер придает большое значение традиции. Он реабилитирует авторитет, предрассудок, которые по его мнению, лежат в основе традиции. Гадамер считает, что в понятии «предрассудок» нет ничего отрицательного, так как оно означает лишь то, что всякому рассуждению или размышлению предшествует некая заранее сконструированная установка сознания. Что же касается правильно понятого авторитета, то он не имеет ничего общего с подчинением команде.

Проблема исторического  понимания решается Гадамером с позиций субъективизма и отчасти релятивизма: историческое исследование не может быть понято, если исходить из объекта. Историческое познание всегда ограничено областью, кругом, имеющим онтологический характер и возникающим потому, что бытие есть время, а историк не может занимать вневременную позицию. Он не только анализирует историю, но и сам является историей. При подходе к любому историческому тексту исследователю всегда присущи определенные предрассудки, неразрывные с традицией. Гадамер полагает, что история всегда пишется заново, так как мы всегда обусловлены нашим историческим опытом.

Герменевтика - направление  в философии, которое исследует  теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Название получило от имени  греческого бога Гермеса - который истолковал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Основные вопросы герменевтики: как возможно понимание? Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании. В науке часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают когда решают задачи по математике, физике. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует объяснение. Понимание должно быть по-настоящему жизненным, должно иметь дело с существующим, а наука от многого абстрагируется. Человек изначально находится в мире сущего, испытывает ее интерес к нему. Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С другой стороны границы есть и у каждого человека. Понимание будет достигнуто и истинна откроется, если удастся добиться слияния границ вещей и человека. Есть автомобиль, но надо уметь им пользоваться. К числу современных философских теорий можно отнести М.Хайрегера, Гадамера . Согласно Х. человек заброшен в мир, он озабочен, испытывает страх. Понимание, как действие - есть интерпретация, но интерпретация имеет языковую, текстовую форму, в силу чего Г. - есть истолкование текста. Согласно Г., пусты попытки видеть смысл текста в сознании его сущность, корень движения идей, то ,что вынуждает человека восходить от одной идеи к другой все более содержательной. 

Список использованной литературы:

 

  1. Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия / В. А. Канке. – М.: Логос, 2000.
  2. Богданов Е.В. Философская герменевтика: история и современность [Текст] / Е.В. Богданов. - Спб.: СпбГУАП, 2002г.
  3. Кохановский В.П. Философия [Текст] / В.П. Кохановский. - М.: Феникс,2007г.
  4. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. - М., 1995г.
  5. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М., 1995г.
  6. Сабирович Г.Х. Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера (Становление и развитие) [Текст] / Г.Х. Сабирович.- Спб, 2003г.
  7. Современная западная философия: Словарь. - М., 1991г.
  8. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики до современности. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999г.
  9. Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления
  10. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М.: 1991

 


Информация о работе Герменевтика как способ философствования