Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:38, реферат
В ходе написания реферата использованы материалы периодической печати, учебные пособия, научно-популярная литература отечественных и зарубежных авторов.
В реферате не было поставлена цель анализа всех глобальных проблем и перспектив развития человечества, мы акцентировали внимание лишь на наиболее важных.
Для достижения поставленной цели в реферате решались решить следующие задачи:
Выяснить происхождение, характер и особенности каждой проблемы в отдельности.
Рассмотреть возможные варианты научно-обоснованных и реалистических в практическом отношении способов их решения.
Введение 2
Возникновение и сущность глобальных проблем 4
Глобальные проблемы современности 6
Демографическая проблема 6
Экологические проблемы 11
Потепление климата 13
Озоновые дыры 14
Гибель и вырубка лесов 16
Опустынивание 17
Чистая вода 19
Экологические проблемы и развитые страны 21
Энергетическая проблема 23
Сырьевая проблема 25
Проблемы мирового океана 28
Проблемы освоения космоса 32
Подлинная человечность 34
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Кафедра философии
Специальность: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»
Специализация: «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность)»
Форма обучения: очная
Реферат
по дисциплине: История и философия науки»
на тему « Глобальные проблемы современности»
Выполнил
аспирант:
Проверил:
д.ф.н., профессор
_________________
Первичная экспертиза проведена. Зачтено.
Научный руководитель:
д.э.н., профессор
________________
Москва 2013
Оглавление
Введение 2
Возникновение и сущность глобальных проблем 4
Глобальные проблемы современности 6
Демографическая проблема 6
Экологические проблемы 11
Потепление климата 13
Озоновые дыры 14
Гибель и вырубка лесов 16
Опустынивание 17
Чистая вода 19
Экологические проблемы и развитые страны 21
Энергетическая проблема 23
Сырьевая проблема 25
Проблемы мирового океана 28
Проблемы освоения космоса 32
Подлинная человечность 34
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства, невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма человеческого познания, становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем и действуем.
Платон признавал разделение науки на три рода: действенные, производительные и умозрительные. Но ему, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня.
Бесконтрольное развитие цивилизации, варварское отношение человека к природе привели к тому, что на Земле не осталось ни одного укромного уголка, не затронутого цивилизацией, ни одного растения, животного, ни капли воды, ни пищи, оставшихся в естественной первозданной чистоте. На пороге 21 века человечество столкнулось с необходимостью решения важных проблем, которые с легкой руки Римского клуба, получили название глобальных.
Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на многие стороны современного мира — социально-экономическую, политическую, этнокультурную и географическую. Они особенно остро ставят вопрос о будущем всего человечества.
В погоне за властью и богатством человек не заботится о последствиях своей деятельности, об ущербе, который он наносит окружающей среде. Нерешенность одних проблем, влечет за собой появление других, еще более опасных. Именно в руках нашего поколения будущее всего человечества.
Надо безоговорочно признать невозможность избавиться от надвигающейся катастрофы какими бы то ни было средствами, не меняя кардинального образа жизни людей. Можно признать необходимость перехода к “альтернативной цивилизации”.
Перед человечеством на сегодняшний момент стоят множества проблем, в данной работе выделены наиболее важные и первоочередные. В работе проанализирована роль науки и ее перспективы, рассмотрены проблемы предотвращения войны, экологические проблемы, демографическая проблема и перспективы развития еловечества.
В ходе написания реферата использованы материалы периодической печати, учебные пособия, научно-популярная литература отечественных и зарубежных авторов.
В реферате не было поставлена цель анализа всех глобальных проблем и перспектив развития человечества, мы акцентировали внимание лишь на наиболее важных.
Для достижения поставленной цели в реферате решались решить следующие задачи:
На рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.
“Сам термин “глобальный” ведет свое название от латинского “глобус”, то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом”.[2]
К глобальным проблемам в первую очередь относятся экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая и другие проблемы.
Ключевой среди них выступает проблема войны и мира. Эти проблемы стали на деле глобальными и приобрели вместе с тем опасный характер для будущего существования человеческого рода на вполне определенном, конкретно-историческом этапе развития человечества. Их интенсивное развитие пришлось на 60-80 годы XX века.
Глобальные проблемы носят антропогенный характер, так как порождены активно-преобразующей деятельностью человека, которая по своей мощи и последствиями сопоставима с грозными силами природы, а подчас способна превзойти их как по своим творческим, так и по разрушительным результатам.
Глобальные проблемы имеют техногенный характер, так как они возникают как результат развития научно-технического прогресса.
Глобальные проблемы непосредственно влияют на будущее рода человеческого, определяют развитие человеческой общности во всех регионах планеты, то есть всех стран, наций, государств. Эти проблемы для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Поэтому они носят всемирный характер. Наконец, все они находятся в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других, изолированное решение их практически невозможно.
Все эти проблемы, если их вовремя не решить, могут превратиться не только в тормоз развития общества, но и во взрывчатку, способную подорвать основы его существования. И поэтому от решения глобальных проблем зависит судьба всего человечества на Земле и судьба самой Земли.
Людям всегда было тесно на планете. Перенаселенностью Земли были обеспокоены ещё Аристотель и другие философы античности. Но эта теснота служила и стимулом для того, чтобы люди стремились к освоению новых земных пространств. Это было стимулом Великих географических открытий, технических изобретений, самого научного процесса. Если бы это было не так, люди не осваивали бы новых земель, не стремились переселиться на новые континенты, не совершали бы географических открытий.
В действительности в ходе
истории по мере развития производительных
сил размеры территории, необходимой
для обеспечения
Растущее население планеты требует всё большего наращивания темпов экономического развития, чтобы сохранить равновесие. Однако если принять во внимание нынешнее состояние технологий, то такой рост будет вызывать все большее загрязнение окружающей среды и даже может привести к безвозвратной гибели природы, которая всем нам дает пищу и поддерживает любую жизнь.
В 1970 году ежегодный прирост населения Земли составлял 1,8%, и отсчет будущего велся по этому исходному показателю, но в 80-х годах он упал до 1,7%. Казалось бы, “мелочи”, но эти “мелочи” в абсолютных цифрах выражались уже в десятках и даже сотнях миллионов людей. Снижение общего прироста населения планеты отвечает прогнозам оптимистов, как будто бы подтверждает теорию демографического перехода, разработанную еще в 1945 году крупным западным демографом Фрэнком Ноутстойном.
Согласно этой теории есть три стадии развития, на каждой из них связаны воедино рост населения, экономическое развитие и социальный прогресс. При этом Ф. Ноутстойн опирался на европейский опыт прошлого, полагая, что путь других регионов примерно таков же, различно лишь время перехода в следующую стадию. В соответствии с его рассуждениями существуют три стадии демографического перехода. Для первой из них характерны высокие показатели рождаемости и смертности (она уже пройдена практически всем человечеством). Вторая стадия характеризуется развитием экономики, прогрессом здравоохранения; при этом рождаемость остается высокой, а смертность резко снижается; в результате численность населения быстро увеличивается (на этой стадии сейчас находится большая часть стран “третьего мира”).
Наконец, на третьей стадии
показатели рождаемости снижаются
(стремление иметь много детей
уменьшается и потому, что снижается
детская смертность, и потому, что
общество имеет другие экономические
и социальные цели и задачи). Для
этой стадии характерно примерное выравнивание
показателей рождаемости и
Во многих странах “третьего
мира” также происходит постепенное
снижение рождаемости (они находятся
где-то на переходе к третьей стадии).
Кажется, все образуется как бы “само
собой”, как и предсказывали “
Итак, значит, все в порядке и проблема “демографического взрыва” является вчерашней, надуманной и отнюдь уже не глобальной? Увы, это далеко не так. Крупный американский ученый Л. Браун справедливо отмечает, что мир 90-х годов следует делить на две группы стран: с неизменным или отсутствующим ростом населения и высоким уровнем жизни, и страны, где население продолжает быстро расти, а условия жизни ухудшаются.
Рекордсменом роста населения из всех континентов остается Африка (ежегодный прирост составляет около 2,8%, т.е. почти в 3 раза выше, чем в США), а внутри африканского континента — Кения, где годовой темп роста достигает 4,2%. Высоки темпы роста и на Ближнем Востоке (2,0%), на Индостанском полуострове (2,5%).
И если при ожидаемом в середине XXI века падении рождаемости население объединенной Германии будет меньше современного, то, по расчетам Л. Брауна, население, например, Нигерии (которое уже сейчас превышает 100 млн человек) стабилизируется где-то на уровне 532 млн человек. Народным традициям многоженства и многодетности в этой стране вполне соответствует и лозунг проводящейся здесь компании “одна женщина — четыре ребенка”. Демографическая политика сводится лишь к тому, чтобы не рожать раньше 18 лет и перестать после 35 лет. В 5 раз возрастет население бурно растущей Кении, страдающей от засух и голода Эфиопии и некоторых других государств.
В этом случае (запоздание “демографического перехода”) сценарий ближайшего будущего будет не так оптимистичен. Л. Браун называет его “блокированным переходом”. Такой вариант можно назвать и “социальной бомбой”: бурный рост населения в мире нищеты, голода, болезней, неграмотности лишь увеличивает потенциал людских бедствий и приведет к политическим взрывам.
Но даже и при благополучном сценарии демографическая проблема несомненно сохранит свою остроту. Она таит в себе и много неожиданных ситуаций — ведь мир XXI века видится совсем не таким, как сейчас... Население нынешнего “третьего мира” уже к 2025 году составит 83% всех жителей Земли, но, по всей вероятности, лишь островки этого мира будут благополучными в экономическом плане. Взрывоопасная сила противоречий возрастет.