Этому вторит бомовская идея
импликативного порядка, глубинного и
нелокального уровня существования, из
которого проистекает вся наша вселенная:
«Каждое действие начинается из намерения
в импликативном порядке. Воображение
– это уже создание формы; оно уже обладает
намерением и зародышем всех необходимых
последующих воплощений. То есть творение
берет начало из наиболее тонких слоев
импликативного порядка, проходит сквозь
них до тех пор, пока не воплотится в экспликативном
порядке». Другими словами, в импликативном
порядке, как и в самом мозге, воображение
и реальность совершенно неразличимы,
и поэтому у нас не должно вызывать удивления,
что образы, появляющиеся в нашем сознании,
в конце концов проявляются как физическая
реальность.
Еще одним поразительным медицинским
феноменом, указывающим на степень контроля
психики над телом, является эффект плацебо.
Так называется любое лечение, не производящее
специфического действия на тело, но предлагаемое
пациенту в качестве либо шутки, либо при
так называемом двойном слепом эксперименте,
то есть когда одна группа пациентов получает
реальное лекарство, а другая группа –
ложное. В таких экспериментах ни исследователи,
ни пациенты не знают, к какой группе принадлежит
тот или иной пациент, поэтому результаты
лечения можно оценить с большой точностью.
В экспериментах с плацебо часто используются
таблетки из сахара или подсоленная вода,
хотя в качестве плацебо не обязательно
фигурируют медикаменты. Многие считают,
что любой лечащий эффект, вызываемый
кристаллами, медными браслетами и другими
нетрадиционными средствами, также имеет
отношение к эффекту плацебо.
В качестве плацебо использовалась
даже хирургия. В 1950-е годы angina pectoris, резкая
боль в груди и левой руке, вызванная плохим
кровообращением в сердце, лечилась, как
правило, хирургическим методом. Затем
врачи решили провести следующий эксперимент.
Вместо обычной хирургической операции,
заключающейся в подшивании маммарной
артерии, грудную клетку разрезали и тут
же зашивали. У пациентов, прошедших ложную
операцию, отмечали такое же улучшение,
что и у подвергшихся настоящему хирургическому
вмешательству. Полноценная операция,
как потом выяснили кардиологи, давала
лишь тот же эффект, что и ложная, успех
которой, в свою очередь, показывает, что
где-то внутри нас мы обладаем способностью
контролировать angina pectoris.
И это не все. За последние полвека
эффект плацебо широко исследовался по
всему миру. Сейчас мы знаем, что примерно
в 35 % случаев проявление эффекта плацебо
значительно, хотя этот процент может
сильно варьироваться в зависимости от
ситуации. Кроме angina pectoris, список заболеваний,
поддающихся действию плацебо, включает
в себя: мигрень, аллергию, лихорадку, обычную
простуду, сыпь, астму, бородавки, различные
невралгии, тошноту, язву желудка, психопатологические
синдромы, такие, как депрессия и тревожность,
ревматоидный и дегенеративный артрит,
диабет, лучевую болезнь, паркинсонизм,
множественный склероз и рак.
Ясно, что все перечисленное
представляет собой ряд совершенно различных
заболеваний – от пустяковых до опасных
для жизни, – но эффект плацебо может воздействовать
даже на самые слабые недомогания и вызывать
чудесные физиологические изменения.
В терминах голографической
модели замечательную реакцию пациента
на плацебо можно объяснить полной неспособностью
сознания/тела отличить воображаемую
реальность от действительности. Пациент
верил, что он получил мощное новое лекарство
против астмы, и эта вера произвела сильное
физиологическое действие на его легкие,
наподобие того, которое могло оказать
настоящее лекарство. Предупреждение
Ахтерберг о том, что нейронные голограммы,
влияющие на наше здоровье, множественны
и различны по своей природе, подтверждаются
тем фактом, что в плацебо-терапии даже
небольшое изменение в обращении доктора
с пациентом может привести к иным результатам.
Из этого становится ясно, что даже подсознательно
полученная информация может значительно
повлиять на веру и ментальные образы,
воздействующие на наше здоровье. Можно
только гадать, сколько лекарств сработало
(или не сработало) из-за способа, которым
доктор их выписывал.
Наверное, самые мощные убеждения
проистекают из духовной веры. В 1962 году
в военный госпиталь Вероны (Италия) был
доставлен некто Витторио Микелли, с большой
раковой опухолью на левом бедре. Прогноз
относительно его болезни был настолько
неутешителен, что его отослали домой
без лечения, а через десять месяцев его
бедро полностью разложилось, оставив
массу мягкой ткани и плавающую в ней ногу.
Он буквально распадался на части. В качестве
последнего средства он поехал в Лурд,
чтобы принять ванны (к этому времени он
был в пластмассовом протезе и скован
в движениях). Сразу же после входа в воду
он почувствовал прилив тепла во всем
теле. После ванны к нему вернулся аппетит,
и он ощутил новую энергию. После нескольких
ванн он вернулся домой.
В течение следующего месяца
он почувствовал такое улучшение самочувствия,
что настоял на повторном рентгене. Врачи
обнаружили, что опухоль стала меньше.
Они были настолько заинтригованы, что
записывали каждый шаг в лечении. Это было
весьма разумное решение, поскольку после
исчезновения опухоли кость Микелли начала
регенерировать – процесс, который медицинское
сообщество считает невозможным. Через
два месяца он встал на ноги и пошел, через
несколько лет кость полностью восстановилась.
Медицинская карточка с историей
болезни Микелли была послана в медицинскую
комиссию Ватикана, международный совет
докторов, для того чтобы исследовать
данный случай. После изучения дела, комиссия
признала, что выздоровление Микелли –
чудо. Как отметила комиссия в своем отчете:
«Произошла удивительная реконструкция
подвздошной кости и полости. Рентгеновские
исследования, проведенные в 1964, 1965, 1968
и 1969 годах, неопровержимо подтверждают
непредвиденную и полную реконструкцию
кости, неизвестную в медицинских анналах.
Если выздоровление Микелли
произошло благодаря еще не изученному
естественному процессу, возникает вопрос:
почему регенерация костей так редко встречается
и почему она произошла у Микелли? Возможно,
для регенерации костей требуется проникновение
в очень глубокие слои психики – слои,
обычно недостижимые при нормальной работе
сознания. Причина выздоровление Микелли
- это вера, играющая такую важную роль
в пластичных отношениях между психикой
и телом. Может быть, благодаря своей вере
в лечебные свойства Лурдского источника
Микелли каким-то образом, сознательно
или по счастливой случайности, инициировал
свое собственное излечение?
Материализация
Зависит ли от участия физиков само появление
элементарных частиц? Пока что эта загадка
остается неразрешимой. Тем не менее, кроме
нашей способности подключаться друг
к другу и конструировать реальности,
подобные нашей обычной, «нормальной»
реальности, есть и другие «ключики» к
разгадке. Действительно, очевидность
существования чудес указывает на то,
что мы только-только начинаем измерять
глубину наших способностей в этой области.
Вероятно, наиболее известные
случаи материализации в наше время связаны
с именем Сатья Саи Бабы – 64-летнего святого
из Индии, живущего в отдаленном уголке
штате Андхра-Прадеш, на юге Индии. Согласно
многим свидетельствам, он способен на
гораздо большее, чем материализация соли
или каких-то камешков. Он выхватывает
из воздуха медальоны, кольца и драгоценности
и раздает их как подарки. Он также материализует
бесконечный поток индийских деликатесов
и сладостей, из его рук исходит вубити,
или священная зола. Эти события наблюдали
буквально тысячи людей, включая ученых
и фокусников, и никто не обнаружил ни
следа обмана. Одним из очевидцев был психолог
Эрлендур Харальдссон из Исландского
университета.
Харальдссон более десяти лет
изучал Саи Бабу и результаты своих наблюдений
опубликовал в недавно вышедшей книге,
озаглавленной «Современные чудеса: отчет
о психических явлениях, связанных с Сатья
Саи Бабой». Хотя, по признанию Харальдссона,
нельзя исключить с полной достоверностью
возможность каких-либо подтасовок, он
приводит массу свидетельств того, что
в самом деле имело место нечто сверхъестественное.
Для новичков Саи Баба может
материализовать любой предмет по заявке.
Он часто дарит дорогие кольца, ювелирные
украшения и вообще золотые изделия людям
из толпы, которая ежедневно посещает
его и почитает как святого. Он также материализует
в больших количествах разную снедь, и
когда по его мановению появляются буквально
из воздуха всякие яства, они еще настолько
горячие, что их невозможно удержать в
руках. Он может производить сладкие сиропы
и ароматные масла, которые буквально
изливаются у него из рук (и даже ног), и
при этом на коже всякий раз по завершении
материализации не остается никаких следов.
Он может материализовать такие экзотические
предметы, как зерна риса, на которых выгравированы
миниатюрные изображения Кришны, или фрукты,
не произрастающие в данной местности,
или удивительные фрукты-гибриды, например
яблоки, которые наполовину яблоки, а наполовину
что-нибудь еще.
Столь же невероятна его способность
продуцировать священную золу – вубити.
Каждый раз, когда он идет среди толпы,
из его рук сыплется значительное количество
этой золы, обращенной в пепел. Он разбрасывает
этот пепел вокруг, в протянутые к нему
коробочки и раскрытые ладони, посыпает
им головы и тропинку перед собой. За один
обход вокруг своего ашрама Саи Баба может
произвести столько вубити, что хватило
бы наполнить несколько корзин. Однажды
Харальдссон, а с ним присутствовавший
при этом д-р Карлис Осис, директор Американского
Общества Исследования психики, своими
глазами видели процесс материализации
вубити. Как пишет Харальдссон: «Ладонь
Саи Бабы была открыта и повернута вниз,
и он быстро описал ею несколько небольших
кругов. Тут же в воздухе под ладонью появилось
серое вещество. Д-р Осис, сидевший несколько
ближе, видел, что оно появилось именно
из воздуха; какая-либо "ловкость рук"
исключалась самой механикой появления
этого вещества».
Харальдссон подчеркивает,
что устраиваемые Саи Бабой демонстрации
не являются массовым гипнозом, поскольку
он свободно разрешает снимать их на пленку,
и все, что он делает, можно потом показывать
вновь и вновь. Сходным образом «извлечение
из воздуха» особых, редких предметов
или только что изготовленной горячей
пищи, а главное – сам объем материализованных
предметов свидетельствуют о том, что
здесь вряд ли возможен обман. Вообще пока
никто еще не мог представить доказательств
того, что Саи Баба жульничает. Кроме того,
Саи Баба продуцирует непрерывный поток
предметов вот уже полвека, с тех пор как
ему исполнилось четырнадцать, – факт,
который в данном случае подтверждает
достоверность феномена материализации
и саму незапятнанную репутацию ее исполнителя.
Продуцирует ли Саи Баба предметы из ничего?
В настоящий момент вопрос до конца не
выяснен, но Харальдссон излагает свою
точку зрения достаточно ясно. Он полагает,
что демонстрации Саи Бабы напоминают
нам о «громадном потенциале, спящем в
каждом человеческом существе».
Феномен материализации распространен
шире, чем мы думаем. В литературе о паранормальных
явлениях существует множество записей
о кровоточащих статуях, картинах, иконах
и даже камнях, которым приписывают историческое
или религиозное значение. Есть десятки
историй, когда иконы и статуи святых проливают
слезы. В 1953 году по Италии прокатился
настоящий бум по поводу «плачущих мадонн».
Индийские поклонники Саи Бабы показывали
Харальдссону фотографии аскета, на которых
постоянно проступал пепел вубити.
В некотором смысле материализация
– вызов общепринятому представлению
о реальности: если такие явления, как
ПК( психокинез ), еще можно как-то согласовать
с нашим современным мировоззрением, то
извлечение предметов «из воздуха» сотрясает
сами его основы. И однако даже это еще
не все, на что способно сознание. До сих
пор мы рассматривали только те чудеса,
в которых реальность задействована лишь
частично, – например, истории о людях,
которые вопреки известным законам физики
перемещают предметы или трансформируют
их структуру, если не самих себя, когда,
скажем, становятся нечувствительны к
огню или материализуют что угодно – кровь,
соль, камни, драгоценности, пепел, питательные
вещества и т. п. Но если в самом деле реальность
представляет собой неделимое целое, почему
чудеса происходят только с теми или иными
ее «частями» – ее элементами?
Если чудеса – скрытые способности
сознания, ответ, конечно, состоит в том,
что мы сами запрограммированы воспринимать
мир фрагментарно. Это означает, что если
бы наше мышление не было столь привязано
к частностям, мы видели бы мир по-другому
и, может быть, другими были бы чудеса.
Тогда вместо того, чтобы находить столько
примеров чудесного в отдельных элементах
реальности, мы бы находили больше примеров
преобразования ее самой. И такие примеры
в самом деле имеются, хотя они крайне
редки и подвергают наше представление
о реальности проверке еще более серьезной,
чем эффект материализации.
Энергетическое
поле человека
В своих
ранних исследованиях Прибрам открыл,
что зрительная информация, которую получает
обезьяна через оптические нервы, не поступает
прямо в зрительный участок коры головного
мозга, а вначале фильтруется через другие
участки. Дальнейшие исследования показали,
что так же дело обстоит и с человеческим
зрением. Зрительная информация, поступая
в наш мозг, до передачи в зрительную кору
редактируется и модифицируется височными
долями. Некоторые исследования показывают,
что на информации, поступающей посредством
зрения, основано менее 50 % того, что мы
«видим», остальное же складывается из
самих ожиданий того, как «должен» выглядеть
мир. Считается, что глаза – это орган
зрения, между тем «видит» именно мозг.
Вот почему мы не сразу замечаем, что друг
сбрил усы, и вот почему по возвращении
из отпуска наш дом всегда выглядит по-новому.
В обоих случаях мы привыкли реагировать
на ожидаемое, а не на то, что есть в действительности.
Возникает непростой вопрос. Если мы видим
менее половины того, что перед нами находится,
то чего же мы не видим? Частично ответ
дают нынешние усовершенствованные методы
исследований. Например, хотя паутина
кажется блекло-белесой, мы теперь знаем,
что в глазах насекомых, чувствительных
к ультрафиолету, она яркая и цветная,
а потому притягательная. Мы знаем также,
что люминесцентные лампы дают не постоянный
свет, а в действительности мерцают, включаясь
и выключаясь с высокой частотой, неуловимой
для нашего зрения. Однако этот раздражающий
стробоскопический эффект хорошо видят
пчелы, способные с головокружительной
скоростью летать над лугом и при этом
видеть на каждом проносящемся мимо цветке
каждый лепесток.
По мнению Прибрама, там, в частотной области,
существуют вещи, которые мы не видим,
– все то, что из видимой реальности наш
мозг научился регулярно вычеркивать.
Прибрам считает, что когда мистики входят
в трансцендентальное состояние, они фактически
улавливают излучения частотной области.
«Мистический опыт только в том случае
доступен осмыслению, если можно вывести
математические формулы, описывающие
переход из обычного мира, или "образа/объекта",
в "частотную область" и обратно»,
– утверждает он.