Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 07:04, реферат
Современные философы до сих пор бьются с «Государством» Платона. Общепринятое прочтение гласит, что в «Государстве» Сократ защищает концепцию справедливости, согласно которой разум должен управлять душой, а философы должны управлять полисом. В центре «Государства» находится рассмотрение вопроса о том, что представляют собой философы и как ими становятся. Общепринятое прочтение утверждает, что многочисленные дискуссии в «Государстве» о природе философа имеют своей целью изобразить один и тот же вид создания.
Государство Платона
Современные философы до сих
пор бьются с «Государством» Платона.
Общепринятое прочтение гласит, что
в «Государстве» Сократ защищает
концепцию справедливости, согласно
которой разум должен управлять
душой, а философы должны управлять
полисом. В центре «Государства»
находится рассмотрение вопроса
о том, что представляют собой
философы и как ими становятся.
Общепринятое прочтение утверждает,
что многочисленные дискуссии в
«Государстве» о природе
Свои взгляды на политику Платон изложил в огромном диалоге «Государство», где описал, что такое государство, как оно связано с человеческой душой, что такое добродетели для души и для государства, какие бывают типы государства и какое место это государство занимает в мировом целом.
Платон был уверен, что правильное государство, как и бессмертная душа отдельного человека, укоренено в бытии мира и связано с мировым целым, потому что для них — для души, государства и космоса — существуют общие законы. Нарушение этих законов неизбежно ведет к краху государства, к соответствующему наказанию человеческой души и даже к катастрофическим изменениям космоса. И для Платона было важно найти и обозначить тот путь (по-гречески — метод), который мог бы показать эту укорененность правильного государства в строе мира.
Платон предлагает создать кастовое общество, которое делится на 3 группы: жрецы, которые управляют государством (их мало), воины — для защиты от внешних врагов и поддержания порядка внутри государства и ремесленники (весь остальной люд). Это внешнее. Теперь о внутреннем.
Дети, родившиеся, например, в касте жрецов могут быть запросто переведены в касту ремесленников или воинов, а дети ремесленников могут попасть в касту жрецов, но могут, конечно, остаться и в своей. (Сравните с кастовой системой индусов.) Все дети без исключения сразу же после рождения отбираются у родителей и воспитываются в специальных заведениях, соответствующих своей касте. Воспитание и образование они получают тоже соответственно своей касте. Общение детей разных каст запрещено. Зачем это все? И по какому принципу дети перекочевывают из одной касты в другую?
Платон считает, что государством
должны управлять наиболее совершенные
души, а не люди с менталитетом и
мировоззрением рыночного торговца.
Т.е. чем чище душа, тем более достойным
делом человек должен заниматься
в этом мире и занимать соответствующее
положение в обществе. Правители
должны быть мудрые, честные, добрые, мужественные,
справедливые и иметь потенциальную
возможность контакта с духовным
миром. Последняя обязательно
Среди жрецов есть специально обученные, которые сортируют детей по кастам. Они могут видеть душу ребенка, ее потенциал, а может и кое-что еще, и на основании своего наблюдения определяют путь человека в этом мире.
На основании вышесказанного может показаться, что цель Платона — просто создание справедливого общества, которое, правда, по своей сути должно соответствовать духовной иерархии, и как бы продолжать ее, только уже здесь на физическом плане. Но это не все.
Само государство существует для того, чтобы давать человеческим душам возможность выхода из круга перевоплощений. Те жрецы, которые достигли Островов блаженства или просветления, обязаны спускаться в «пещеру» к ремесленникам и вытягивать их на «свет» хотя бы и с риском для жизни.
Платон исходил из того,
что идеальное государство
Будучи теоретиком, а не практиком, философ выделил приведенные на рисунке 1 основные типы государственного устройства.
Рисунок 1 – Основные типы государственного устройства
Согласно Платону, царь отличается от тирана, а аристократ от олигарха прежде всего "благородным происхождением" и "прекрасным воспитанием", а значит, по логике философа, добродетелями.
Различия
между формами
Философ
приводит свою версию смены
различных государственных
Рисунок 2 – Типы государственного устройства в греческих полисах
Целью
государства, пишет философ,
Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что учение Платона о государстве — это утопия. Представим лишь классификацию форм государственного устройства, предложенную Платоном: она высвечивает суть социально-философских взглядов гениального мыслителя.
Платон выделял:
а) «идеальное государство» (или приближающееся к идеалу) — аристократия, в том числе аристократическая республика и аристократическая монархия;
б) нисходящую иерархию государственных
форм, к которым причислял
Согласно Платону, тирания
— наихудшая форма
Так
философское, научное
Однако,
рассматривая наблюдения
Таким образом, идеальное
государство Платона –
Этим объясняется невысокая
оценка Платоном тех общественных порядков,
в которых поощряются или вызываются
какие-либо чувства и эмоции, а
также желания направленные на достижение
каких-либо целей в призрачном мире
теней, каким, по мнению античного мыслителя,
является зримый, материальный мир. Поэтому
худшим из государственных строев он
считает тиранию, так как в
этом случае потакание животным вожделениям
и страстям у одних сочетается
с накоплением злобы и
Однако и механическое
воспроизведение свойств
Из всего вышесказанного вытекает, что государство, даже идеальное, по Платону, не обладает самостоятельной ценностью, являясь частью призрачного мира теней. Оно призвано лишь помогать душам освобождаться от материального и телесного.
Список использованных источников
1. Статья «Образ идеального
государства у Платона, Аристотеля и Цицерона»
- http://antiglobalism.blogspot.
2. Статья «Учение Платона
об идеальном государстве» - http://maxpark.com/user/
3. Статья «Учение Платона
о государстве и праве» - http://www.shpora.su/uchenie-
4. Статья «ОБ «ИДЕАЛЬНОМ
ГОСУДАРСТВЕ» ПЛАТОНА» - http://kontrrev.ho.ua/bibl/