Государство Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 07:04, реферат

Краткое описание

Современные философы до сих пор бьются с «Государством» Платона. Общепринятое прочтение гласит, что в «Государстве» Сократ защищает концепцию справедливости, согласно которой разум должен управлять душой, а философы должны управлять полисом. В центре «Государства» находится рассмотрение вопроса о том, что представляют собой философы и как ими становятся. Общепринятое прочтение утверждает, что многочисленные дискуссии в «Государстве» о природе философа имеют своей целью изобразить один и тот же вид создания.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство Платона.docx

— 613.35 Кб (Скачать файл)

Государство Платона

Современные философы до сих  пор бьются с «Государством» Платона. Общепринятое прочтение гласит, что  в «Государстве» Сократ защищает концепцию справедливости, согласно которой разум должен управлять  душой, а философы должны управлять  полисом. В центре «Государства»  находится рассмотрение вопроса  о том, что представляют собой  философы и как ими становятся. Общепринятое прочтение утверждает, что многочисленные дискуссии в  «Государстве» о природе философа имеют своей целью изобразить один и тот же вид создания.

Свои взгляды на политику Платон изложил в огромном диалоге  «Государство», где описал, что такое  государство, как оно связано  с человеческой душой, что такое  добродетели для души и для  государства, какие бывают типы государства и какое место это государство занимает в мировом целом.

Платон был уверен, что  правильное государство, как и бессмертная  душа отдельного человека, укоренено  в бытии мира и связано с  мировым целым, потому что для  них — для души, государства  и космоса — существуют общие  законы. Нарушение этих законов неизбежно  ведет к краху государства, к  соответствующему наказанию человеческой души и даже к катастрофическим изменениям космоса. И для Платона было важно  найти и обозначить тот путь (по-гречески — метод), который мог бы показать эту укорененность правильного государства в строе мира.

Платон предлагает создать  кастовое общество, которое делится  на 3 группы: жрецы, которые управляют  государством (их мало), воины — для  защиты от внешних врагов и поддержания  порядка внутри государства и  ремесленники (весь остальной люд). Это внешнее. Теперь о внутреннем.

Дети, родившиеся, например, в касте жрецов могут быть запросто переведены в касту ремесленников  или воинов, а дети ремесленников  могут попасть в касту жрецов, но могут, конечно, остаться и в своей. (Сравните с кастовой системой индусов.) Все дети без исключения сразу же после рождения отбираются у родителей и воспитываются в специальных заведениях, соответствующих своей касте. Воспитание и образование они получают тоже соответственно своей касте. Общение детей разных каст запрещено. Зачем это все? И по какому принципу дети перекочевывают из одной касты в другую?

Платон считает, что государством должны управлять наиболее совершенные  души, а не люди с менталитетом и  мировоззрением рыночного торговца. Т.е. чем чище душа, тем более достойным  делом человек должен заниматься в этом мире и занимать соответствующее  положение в обществе. Правители  должны быть мудрые, честные, добрые, мужественные, справедливые и иметь потенциальную  возможность контакта с духовным миром. Последняя обязательно совершенствуется.

Среди жрецов есть специально обученные, которые сортируют детей  по кастам. Они могут видеть душу ребенка, ее потенциал, а может и  кое-что еще, и на основании своего наблюдения определяют путь человека в этом мире.

На основании вышесказанного может показаться, что цель Платона  — просто создание справедливого  общества, которое, правда, по своей  сути должно соответствовать духовной иерархии, и как бы продолжать ее, только уже здесь на физическом плане. Но это не все.

Само государство существует для того, чтобы давать человеческим душам возможность выхода из круга  перевоплощений. Те жрецы, которые достигли Островов блаженства или просветления, обязаны спускаться в «пещеру» к  ремесленникам и вытягивать их на «свет» хотя бы и с риском для  жизни.

Платон исходил из того, что идеальное государство должно соответствовать природе человека, его душе – схема структуры  души, предполагающей 3 начала: рассудительность, пыл и вожделение. В идеальном  варианте каждое начало выступает в  виде добродетели: рассудительность –  в виде мудрости, пыл – мужества, вожделение – умеренности. В идеальном  государстве рассудительному началу души соответствует сословие правителей, пылкому – воинов, вожделеющему – крестьян и ремесленников. Он подчеркивал  особую роль разделения труда и создал одну из первых в мире теорий стратификации, согласно которой общество делится  на большие социальные группы (сословия).

        Будучи  теоретиком, а не практиком, философ  выделил приведенные на рисунке 1 основные типы государственного устройства.

Рисунок 1 – Основные типы государственного устройства

        Согласно  Платону, царь отличается от  тирана, а аристократ от олигарха прежде всего "благородным происхождением" и "прекрасным воспитанием", а значит, по логике философа, добродетелями.

        Различия  между формами государственного  устройства восходят, по его убеждению,  к различию между нравственными  качествами людей как стоящих  у власти, так и тех, кто ей  подчиняется. Определенному типу  государственного устройства соответствуют  определенные типы человека. Таким  образом, перерождение начинается  на уровне личности. Переход от  одного государственного устройства  к другому (например, от аристократии  к олигархии) - это результат такого  перерождения, то есть тотального  изменения индивидуальных свойств  людей, населяющих государство. 

        Философ  приводит свою версию смены  различных государственных устройств в древнегреческих городах-государствах (обычно называемых полисами). Ее можно показать схематично, включив характеристики каждого строя, данные Платоном (рисунок 2).

Рисунок 2 – Типы государственного устройства в греческих полисах

        Целью  государства, пишет философ, является  счастье "всех" граждан, а  личное счастье отдельного человека  имеет гораздо меньшую ценность  по сравнению с благом общественным.

Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что учение Платона  о государстве — это утопия. Представим лишь классификацию форм государственного устройства, предложенную Платоном: она высвечивает суть социально-философских  взглядов гениального мыслителя.

Платон выделял:

а) «идеальное государство» (или приближающееся к идеалу) —  аристократия, в том числе аристократическая  республика и аристократическая  монархия;

б) нисходящую иерархию государственных  форм, к которым причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

Согласно Платону, тирания  — наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для  него объектом острой критики. Худшие формы государства — результат  «порчи» идеального государства. Тимократия (тоже худшее) — это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.

        Так  философское, научное осмысление  действительности (а тогда философия  еще не была отделена от  сферы точных наук) может быть  нерасторжимо связано с поэтическим,  и даже, в какой-то степени,  мифологическим восприятием. Философ  впервые творил "миф о будущем", причем создавая его на основе  реальных наблюдений. В этом и  состоит яркое своеобразие его  произведений - в них сплавлены  в одно целое поэзия и логика, незабываемые поэтические образы  и точные рационалистические  конструкции. Но иногда вдохновение  поэта превосходит здравомыслие  философа. Отсутствие реализма общих  выводов и вызвало пренебрежительное  отношение Аристотеля к трудам  Платона о государстве и политике.

        Однако, рассматривая наблюдения Платона  о политической жизни как отдельный  "мега-источник" по истории  самореализации "человека разумного"  в политике, можно с интересом  найти шкалу суждений и оценок, вполне сохраняющих актуальность  до наших дней. Отношение Аристотеля  к платоновским идеям о политике  как к небывалой фантазии и  утопии кажется оправданным, но  все-таки не до конца.

Таким образом, идеальное  государство Платона – религиозное  сообщество целью которого является достижение духовного совершенства всех его членов (если не в этой жизни, то в какой-нибудь из последующих).

Этим объясняется невысокая  оценка Платоном тех общественных порядков, в которых поощряются или вызываются какие-либо чувства и эмоции, а  также желания направленные на достижение каких-либо целей в призрачном мире теней, каким, по мнению античного мыслителя, является зримый, материальный мир. Поэтому  худшим из государственных строев он считает тиранию, так как в  этом случае потакание животным вожделениям  и страстям у одних сочетается с накоплением злобы и ненависти  у других жителей такого государства.

Однако и механическое воспроизведение свойств идеального общества единомыслие, регламентированность и т.д. тоже не может привести к освобождению душ поскольку главное требование главенство во всем людей, познавших божественную истину, не будет соблюдено. Для Платона же создание послушного человеческого стада не является самоцелью. Послушание призвано помочь мудрым и просветленным пасторам вывести вверенные им души из мрака пещеры к божественному свету.

Из всего вышесказанного вытекает, что государство, даже идеальное, по Платону, не обладает самостоятельной  ценностью, являясь частью призрачного  мира теней. Оно призвано лишь помогать душам освобождаться от материального и телесного.

 

 

Список использованных источников

 

1. Статья «Образ идеального государства у Платона, Аристотеля и Цицерона» - http://antiglobalism.blogspot.com/2012/08/blog-post_16.html

2. Статья «Учение Платона  об идеальном государстве» - http://maxpark.com/user/Bosov00/content/1764863

3. Статья «Учение Платона о государстве и праве» - http://www.shpora.su/uchenie-platona-o-gosudarstve-i-prave/

4. Статья «ОБ «ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ» ПЛАТОНА» - http://kontrrev.ho.ua/bibl/platon01.html

 


Информация о работе Государство Платона