Аристотель приходит к выводу, что
в ведении хозяйства необходимо
придерживаться того способа использования
собственности, который будет одновременно
сочетать в себе систему частной и общей
собственности. При этом общей собственность
должна быть только в относительном смысле,
а частная собственность должна быть абсолютной.
Он считает, что когда пользование собственностью
будет разделено между отдельными лицами,
то исчезнут среди граждан взаимные нарекания,
и напротив, все от этого только выиграют,
так как каждый будет ценить и с разумным
подходом относиться к тому, что ему принадлежит.
Аристотель, согласно собственному мировоззрению
стоит на общей с Платоном идеологической
почве рабовладения. Вместе с Платоном,
он в своем видении наилучшей формы идеального
государства предусматривает исполнение
всей непосредственно производительной
работы бесправными рабами. Однако взгляды
двух философов рознятся в отношении свободных
граждан. Аристотель здесь отклоняет мнение
Платона относительно владения землей
как слишком аскетическое, умаляющее неотделимые
права граждан государства.
В аристотелевских философских
измышлениях относительно форм хозяйственной
деятельности большое значение имеет
еще одно понятие - досуг. Здесь в первую
очередь интересно его социальное значение.
В этом смысле досуг представляет собой
основанное на рабовладении и на рабском
труде освобождение рабовладельца от
каких бы то ни было работ, необходимых
для практической жизни и совершаемых
рабами, или наемными рабочими и ремесленниками.
Согласно мнению Аристотеля право на досуг
- это основной признак принадлежности
человека к сословию, которому принадлежит
власть в обществе. Именно обладание досугом
дает возможность для проявления истинной
добродетели и тех видов деятельности,
которые с этой самой добродетелью совместимы.
Однако, этой возможностью также необходимо
распоряжаться правильно, для умения пользоваться
досугом в жизни нужно кое-чему научиться,
и быть воспитанным в духе добродетели.
Досуг уже сам по себе заключает наслаждение,
и блаженство, счастливую жизнь, и все
это доступно только в жизни незанятых
людей [1, с.30].
Однако это понятие о досуге
порождает еще один философский
вопрос, о том, что некоторые свободные
граждане, не являющиеся рабами, могут
не обладать досугом. Это понятие, например,
устанавливает равенство между сословием
свободных ремесленников и рабами. Аристотель
отчасти даже рассматривает ремесло и
занятия ремесленников как такие, которые
в большей мере свойственны несвободным.
Наряду с этим, Аристотель указывает еще
ряд условий, которые отделяют свободного
гражданина не только от рабов, но и от
ремесленников, хотя вторые как не принадлежали
к классу рабов так и не принадлежат. Ученик
Платона рассуждает следующим образом
- занятия людей разделяются на приличные
для занятия ими свободными людьми, и на
такие, которые свойственны рабам, но ими
могут заниматься свободные люди. К ремесленным
необходимо причислить такой род деятельности,
искусства и такие предметы обучения,
которые делают физические, психические
и интеллектуальные способности свободных
людей непригодными для применения их
к добродетели. Ремесленными он считает
занятия и искусства, которые оплачиваются.
Они отнимают время от развития интеллектуальных
способностей человека и унижают их.
Возвышая понятие досуга, Аристотель
принижает значимость деятельности и
полезности. Сами по себе желательны только
те виды деятельности, в которых, человек
ни к чему иному не стремится, помимо, самой
своей деятельности, сюда, безусловно,
относится философское созерцание. Только
такая деятельность соотносится с добродетелью,
по мнению Аристотеля. Таков прекрасный
и нравственный образ действий: он принадлежит
к тому, что ценно само по себе.
Польза же, как мотив деятельности,
согласно взглядам философа, не свойственна
свободному гражданину государства и
члену общества. По мнению Аристотеля
даже учить детей грамоте необходимо не
только ради получаемой от этого пользы,
но и потому что, благодаря этому обучению
можно будет сообщить им ряд других сведений.
Так и рисование потому, что оно развивает
глаза при определении физической красоты.
Ни хороший человек, ни политический деятель,
ни добрый гражданин не должны обучаться
таким работам, которые умеют исполнять
люди, предназначенные к подчинению, за
исключением разве случаев, когда этим
лицам приходится исполнять эти работы
для себя лично, но только в таком случае
отпадает различие между господином и
рабом.
Таким образом, подводя итог, можно
сказать, что Аристотель создал очень
обширную и ценную для истории
концепцию ведения хозяйства. Согласно
его видению, экономика государства
должна быть основана на рабовладельческой
основе. Только предоставление возможности
свободному гражданину предаваться досугу
сможет способствовать достижению истинного
блага, к чему стремится идеальное государство.
Заключение
Современная наука об управлении
опирается на основу, состоящую из
идей политической мысли предыдущих
исторических эпох. Безусловной и
общепризнанной ценностью в этом смысле
обладает социально-политическая и экономическая
мысль античного периода и, в частности,
Древней Греции. Именно здесь находят
место попытки первого осмысления сущности
политических явлений. Наиболее известными
и видными представителями того времени,
когда политическая мысль стала обретать
рациональную форму являются древнегреческие
философы Платон и Аристотель. При рассмотрении
ими проблем власти и социальной организации
и порядка, а также способов ведения хозяйственной
деятельности стал доминировать философско-этический
подход, который давал этим явлениям объяснение
сквозь призму достижения общего блага
и справедливости.
С именем знаменитого философа Платона
связаны первые политические идеи которые
были изложены в отдельных политических
трактатах: "Государство", "Политик"
и "Законы". Философ обозначил традицию
обоснования и поиска идеальной формы
государства. Важно отметить, что в традиции
античной философии политическая мысль
отождествляла общество с государством.
Другим важным вопросом, который затронул
Платон в своих философских изысканиях,
стал вопрос смены государственных форм.
Немалый вклад в развитие философской
мысли внес другой видный греческий
философ, ученик Платона - Аристотель.
Он зародил основы использования сравнительного
метода. Он вместе со своими учениками
проанализировал 158 конкретных видов государственного
устройства и на этой основе создал классификацию
государственных форм, которая еще долгое
время в течение последующих веков считалась
классической.
Огромное значение философия Аристотеля
сыграла в понимании идеального
государства, его возможных типов
и классификаций. Он выделил на
основе своих размышлений и проведенного
им анализа, шесть основных форм, между
которыми обозначил четкую взаимосвязь,
выраженную этапом перерождения идеальной
формы в неблагоприятную, которая не будет
способствовать достижению общего блага
- основной цели существования государства
как такового. Аристотель также немалый
вклад внес в понимание различий между
свободными гражданами полиса и рабами,
введя понятия экономики и хрематистики.
Это определение различий дало обоснование
правильности существования рабовладельческого
общества и того, что это будет единственно
верной формой хозяйственных взаимоотношений
при формировании идеального государства.
В целом можно указать на то,
что активное развитие политических
теорий и теорий управления было необходимым
на тот момент исходя из самих условий
организации общественной жизни. Уникальной
формой такой организации в Древней Греции
выступал полис - город-государство с немногочисленным
населением и прилегающей к городу сельской
местностью. В полисе занятие политикой
было правом и обязанностью всех свободных
граждан, которые в форме голосования
в народном собрании участвовали в решении
государственных дел. Такой форме общественных
отношений необходимо было обоснование,
какое успешно предложили два выдающихся
древнегреческих философа Платон и Аристотель.
Список использованных
источников
- Анохов И.В. Хрематистика и экономика // Известия Иркутской
государственной экономической академии.
2011. № 1. С. 27-30.
- Берсенев В.Л., Горст А.П. Генеалогия термина политическая экономия // Журнал экономической теории. - 2005. - № 4. С. 43-53.
- Галущенко В.О.Учение Аристотеля о социально-экономическом устройстве
государства // Вестник экономической
интеграции. - 2010. - № 10. С. 144-149.
- Голбан Н.В. Проблема истины и проблема значения в учении Сократа // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 2. С. 24-29.
- Иванов С.С. Этическое государство: путь к справедливому обществу // Правовая политика и правовая жизнь. - 2008. - № 3. С. 20-28.
- Кессиди Ф.Х. Загадка бурного расцвета греческой философии // Вопросы философии. - 2007. - № 8. С. 91-96.
- Луковская Д.И. Становление политико-правовой мысли
в Древней Греции // История государства
и права. - 2008. - № 11. С. 25-29.
- Махаматов Т.М. Античная демократия как образ жизни граждан // Философия и общество. - 2007. - № 4. С. 114-130.
- Меланченко И.В. К вопросу о понимании государства в древнегреческой
политической философии // Вестник Московского
городского педагогического университета.
Серия: Юридические науки. - 2008. - № 1. С.
30-38.
- Обухова Н.А.К вопросу об историко-теоретическом соотнесении политического, правового и религиозного идеалов // Известия
Иркутского государственного университета.
Серия: Политология. Религиоведение. -
2011. - № 1. С. 195-200.
- Пономарева И.П. Идеальное государство было реальным // Российский юридический журнал. - 2009. - № 6. С. 61-75.
- Пуре Н.М. Понимание государства в античной
политико-правовой мысли // Юридическая
наука и практика: Вестник Нижегородской
академии МВД России. - 2010. - № 2. С. 44-48.
- Туйцын Ю.В. О понимании труда в античном обществе и античной философии // Вестник Московского городского педагогического университета.
Серия: Философские науки. - 2009. - № 1.
С. 101-115.
- Чалов И.В. Этическое измерение богатства и бедности в античной философии // Глобальный научный потенциал. 2012. Т. 11. № 2. С. 65-66.
воскресенье, 3 марта 2013 г., 5:08:05