1.2 Учение Аристотеля о государстве
и праве
Этические и социально-политические
воззрения Аристотеля раскрыты в
его восьми томах примечательного
обширного труда «Политика». В работе
рассматриваются разного рода общественные
отношения и дана оценка различным формам
государственного устройства. По Аристотелю
государство представляет собой некий
особый вид общения. Государство - это
только одна, высшая форма общения между
людьми, в пределах которого имеет место
быть полноценная система множества социальных
отношений со своими особыми целями и
путями развития. Каждый частный вид общения
возникает в целях какого-либо блага.
Целью существования государства, согласно
Аристотелю является благая жизнь.
Из многих форм общения Аристотель выделяет
государство отдельно и противопоставляет
его другим видам общения. Мыслитель делает
следующий вывод - государство не является
ни топографической формой общения, ни
охранительным союзом против несправедливости,
ни объединением для хозяйственного обмена.
Он отмечает, что эти условия необходимы
для создания государства, но, все же, при
наличии этих условий, нет возможности
говорить и возникновении государства.
Его возникновение отмечено тем моментом,
когда создается новая форма общения для
совершенной благой жизни между семействами
и родами [3, с. 144].
Аристотель утверждает, что человек
по своей природе является существом
государственным. Совершенным человеком
предполагается совершенный гражданин,
а совершенством гражданина, в свою очередь,
является совершенность его государства.
Природа государства, по Аристотелю, стоит
на первом месте относительно природы
семьи и личности. Аристотель объясняет
этот тем, что необходимо, чтобы целое
предшествовало части. Философ выдвигает
идею о том, что любой предмет определен
совершенным им действием и возможностью
это действие совершить. При отсутствии
или утрате этих свойств, нельзя будет
говорить о нем как предмете - здесь останется
только его условное обозначение. По этой
причине мыслитель делает вывод о том,
что если отдельный человек не имеет желания
или способности вступить в какую-либо
форму общения, то он не может являться
частью государства.
Совершенство гражданина, по Аристотелю,
обусловлено качеством общества, в котором
он существует и к которому принадлежит.
Так как основная концепция Аристотеля
упирается в нравственность и создание
совершенного человека, то здесь он делает
вывод - для создания совершенных людей
нужно создать совершенных граждан, в
свою очередь, для их создания, необходимо
создать совершенное государство.
В состав государства, согласно воззрениям
философа, входят отдельные граждане,
семьи и селения, но не все лица могут принадлежать
к государству. В первую очередь это рабы,
которым Аристотель уделяет большое внимание
в своих размышлениях. Стоит отметить,
что Аристотель - решительный сторонник
рабовладения.
Аристотель отверг существующие на
тот момент концепции идеального государства
и выдвинул собственный проект. Согласно
его взглядам для построения такого идеала
не требуется кардинального разрушения
существующего государства и переделки
существующего реального человека, он
считает, что улучшить государственный
строй - менее сложная задача, чем установить
его с самого начала.
Но, несмотря на вышесказанное утверждение,
по Аристотелю, усовершенствовать существующее
государство можно только в том случае,
если правитель будет знать, сколько имеется
возможных вариантов государственного
устройства. В связи с этим философ выдвигает
свою классификацию главных типов государственной
организации. Эта типология основана на
разделении всех людей в государстве на
два основных класса: рабовладельцев и
рабов. Любая форма государственной власти
предполагает естественным деление членов
общества на господствующий класс рабовладельцев
и лишенный всех гражданских прав класс
рабов [5, с.24].
Рабы в идеальной модели государственного
устройства у Аристотеля полностью исключены
из числа полноценных членов общества,
которые обладают всеми политическими
правами, в том числе и правом на участие
в государственных делах. Состав государства
в представлениях философа является сложным.
Оно представляет собой нечто целое, что
состоит из множества составных частей.
Одной из таких частей выступают земледельцы
- народ, работающий над воспроизводством
продуктов питания. Вторая составляющая
государства - класс ремесленников, без
которых невозможно само существование
государства. Третья часть - это торговцы,
те, кто занимается куплей и продажей.
Четвертая часть - наемные рабочие, пятая
представлена военным сословием.
Согласно Аристотелю, выделяются
главные сословия, составляющие государство
- это военные, из числа которых выделяется
законосовещательный орган, заботящийся
об общих интересах государства. Ремесленники
не могут быть гражданами государства,
так как это сословие не нацелено на служение
добродетели, аналогично дела обстоят
с торговцами и земледельцами. Воистину
душой государства являются, по Аристотелю,
военные и сословие мудрецов, на котором
лежит осуществление правосудия и законодательства,
в нем и выражается политическая мудрость
[9, с. 35].
Аристотель, как и Платон, выделяет
всевозможные формы государственного
устройства. Согласно его типологии главными
формами государственного устройства
выступают демократия и олигархия. Демократия
- это политическое устройство, при котором
власть и управление находятся в руках
большинства, а олигархия - это строй, при
котором властные полномочия принадлежат
меньшинству. Но, по Аристотелю, настоящим
признаком отличия олигархии от демократии
выступает богатство и бедность. Там, где
власть основана на богатстве, установлена
олигархия, а там же где власть находится
в руках неимущих, представлена демократия.
.
Взаимоотношение между бедными и
богатыми - это отношение не только различия,
но и противоположности. Олигархия и демократия
основывают свои претензии на обладание
властью в государстве на том, что материальное
благополучие - это удел немногих, а
свобода, напротив, принадлежит всем гражданам.
А так как одни из них по большей части
случаев фактически составляют меньшинство,
а другие большинство, то они всегда оказываются
в государстве элементами, диаметрально
противоположными друг другу [14, с. 65].
Исходя из указанных предпосылок
в творчестве Аристотеля, можно
отметить его учение о среднем элементе.
Философ утверждает, что наилучшее государственное
общение достигается через этот самый
средний элемент, и что в тех государствах,
где он представлен в большем количестве
имеют наилучший строй.
Таким образом, говоря о среднем элементе
как о наилучшем классе общества, Аристотель
предполагал средний размер имущественного
благосостояния в сравнении с богатейшей
и беднейшей частями общества. Именно
среднее состояние, на его взгляд, может
способствовать цели государства, которой
выступает достижение самодостаточного
существования в счастливой жизни и деятельности.
Аристотелевская социально-политическая
концепция подразумевает также
деление на правильные и неправильные
формы государственного строя, критерием
для определения которых он определяет
способность той или иной формы государственного
правления служить делу общественной
пользы. Здесь выделяется общая типология
- если руководители мотивированы в своей
деятельности общественной пользой, то,
такие формы государственного устройства,
независимо от количества управляющих,
формы правильные. Те же формы, при которых
правители руководствуются личными интересами
являются формами ненормальными.
Всего Аристотелем выделены шесть
форм государственного устройства - три
правильные и три неправильные. К первым
относится монархия, аристократия, полития
- правление большинства. Согласно Аристотелю,
монархия была изначальной и самой божественной
из всех форм государственного строя.
Она может основываться только на высоком
превосходстве монарха. Но, по всей вероятности,
сам философ был более склонен к политии.
Именно при ней достижим тот строй, при
котором властью обладает тот самый пресловутый
средний элемент общества [3, с. 147].
Аристотелем также выражено утверждение,
что все правильные формы государственного
устройства могут при определенных условиях
отклоняться от нормы и вырождаться в
неправильные. Таких неправильных форм
существует также три: тирания, олигархия
и демократия. Тирания имеет общие черты
с правильной формой - монархией, но здесь
происходит служение интересам одного
лишь правителя. Олигархия неверна тем,
что отстаивает интересы только богатых
зажиточных граждан в обществе. Демократия
же, напротив, соблюдает и обозначает первостепенными
интересы неимущих бедных граждан. Одинаковой
чертой всех форм Аристотель считает то,
что ни одна из них не имеет в ряду мотивов
своей деятельности общую пользу.
Тирания, по Аристотелю, наихудшая
из форм государственного строя и более
всего не соответствует его должной сущности.
Тирания представляет собой безответственную
власть монарха, которая никак не направлена
на защиту интересов подданных. Тираны
- враги всех нравственно-благородных
людей. Тиран стремится вселить малодушное
недоверие в граждан и тем самым избавить
их от политической энергии. Олигархи
являются вырожденной формой аристократии.
Это господство меньшинства, в основе
которого находится богатый слой граждан.
Демократия, согласно изречениям философа
- это такая же форма господства, но большинства,
состоящего из бедных. По мнению Аристотеля,
все эти три формы государственного устройства
ошибочны. Согласно его мнению, демократия
их этих трех видов реже влечёт за собой
внутренние возмущения в государстве.
Изучив политическое учение Аристотеля,
можно сказать, что оно имеет чрезвычайно
сильную теоретическую и большую историческую
ценность. Проект идеального государства,
обозначенный Аристотелем, является смесью
вымышленных черт государства с чертами,
которые отражают действительные исторические
взаимоотношения общества. Особенность
аристотелевской мысли состоит в том,
что в ней реальные черты, имеющие историческую
привязку явно преобладают над нереальными
и утопическими. Именно поэтому социально-политическая
мысль Аристотеля важная концепция как
для изучения взглядов самого философа,
так и для изучения древнегреческого общества
классического периода и имевших в нем
свою опору политических теорий.
2 Античные философы о хозяйстве
и экономике
2.1 Экономические воззрения Платона
Опять же, в своих трудах «Государство»,
«Политика» и «Законы» Платон не обходит
стороной вопрос формы хозяйствования
и ведения экономики в государстве. Основной
задачей, обозначенной философом, является
поиск выхода из кризиса рабовладельческого
государства. Его взгляды были прогрессивным
и интересным явлением в истории экономической
мысли Древней Греции. Во взглядах философа
заметно преувеличение роли государства,
которое может своими указаниями в полной
мере определять все отношения экономической
и политической жизни.
Идеальное государство, по Платону,
лишенное противоречий, строилось на ясном
разделении людей на сословия, по признаку
их общественных и хозяйственных функции.
Управлением общества должны заниматься
философы как обладающие мудростью, способные
к пониманию мира и готовые к управлению
людьми. Правители осуществляют деятельность
на благо своего народа и не должны иметь
личных пристрастий, именно поэтому они
не должны обладать частной собственностью
[13, с. 114].
Также собственностью не должно обладать
второе сословие в государстве -
воины, их прямое назначение - защита граждан.
Для класса воинов установлен лагерный
порядок. Земледельцы и ремесленники,
относящиеся к третьему сословию, и которые
занимаются непосредственно материальным
производством общественных благ, имеют
возможность обладать предметами частной
собственности, так как у них есть личная
заинтересованности в результатах своего
труда.
В своем труде «Законы» Платон,
позднее создает упрощенную версию проекта
идеального государства. Здесь обозначено
равномерное распределение земель. Платон
выдвигает предложение о законодательном
введении пределов богатства и бедности.
Первый считается четырьмя-пятью земельными
наделами или их денежным эквивалентом,
частная собственность сверх этого предела,
по Платону, должна быть распределена
государством в пользу бедных. Вторым
пределом - бедности, должен считаться
один земельный надел, который нельзя
будет потерять ни при каких условиях.
Земельные наделы, согласно взглядам
Платона, представляют собой основу
заработка свободных граждан. Философ
выступает против торгово-промышленного
сектора экономики, он аргументирует это
тем, что торговля вселяет в страну стремление
нажиться и зарождает в душах лицемерные
и лживые привычки [13, с. 48].
Таким образом, можно сделать вывод
о том, что Платон считает наилучшим
государством, то где у граждан все общее,
кроме имущества он также относит сюда
жен и детей. Он стремился обосновать полное
упразднение частной собственности. Существующее
противоречие экономической жизни Древней
Греции отразилось во взглядах Платона.
Она состоит в том, что рабовладельческая
знать боялась городов, но не могла существовать
в отрыве от их культуры. Знать ориентировалась
на сельское хозяйство, но в то же время
не могла обойтись без промышленности.
Платона исследователи в научной среде
иногда называют первым коммунистом в
истории, за его основной постулат отказа
от частной собственности в прогрессивных
сословиях.
Из всех политических форм современных
Аристотелю государств он особо выделяет
государственный строй демократии Афин,
Спартанского государства и монархии
в македонской империи. Что касается теорий
государственного права и политических
теорий то здесь философ подвергает критике
прежде всего концепцию своего учителя
Платона.
Противопоставляя свои идеи Платону,
который отвергал право на личную собственность
для сословия стражей-воинов и даже выдвинул
положение о том, что жены и дети для них
также должны быть общими, Аристотель
выступает как сторонник индивидуальной
частной собственности. Однако он признает,
что эгоизм, то есть абсолютная привязанность
к частным интересам и собственности,
чрезмерная любовь к самому себе, заслуживает
порицания.