Дисциплина: «Философия»
тема: «ДАОСИЗМ»
- (кит. дао цзя, дао цзяо — школа дао, учение дао) — одно из основных направлений китайской философии.
- направление китайской философии, соотносящееся весьма сложным образом с известной под именем даосизма традиционной религией Китая.
Лао цзы
- Лао цзы считается современными исследователями фигурой легендарной.
- Основатель даосизма, китайский философ и мудрец.
- Традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао-цзы»).
ИСТОКИ ДАОСИЗМА
- восходят к дофилософской культуре дао, олицетворяемой Хуанди — центральным Первопредком мироздания. Вследствие этого первый этап движения даосизма на пути от мифа к философии получил название «Хуан-Лао чжи сюэ» («Учение Хуан(ди) и Лао(-цзы)»), второй этап — «Лао-Чжуан чжи сюэ» («Учение Лао(-цзы) и Чжуан(-цзы)»), т.к. идеи Лао-цзы были подхвачены и развиты его последователем Чжуан-цзы (ок. 369—286 до н.э.). Поэтапное развитие философии даосизма отражено в трактатах «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы», «Ле-цзы», «Хуайнань-цзы».
- Мировоззренчески даосизм ориентирован в прошлое, когда люди жили в условиях биосоциальной нерасчлененности рода и природы. В соответствии с этим даосизмом выдвигает идеал естественности (цзы жань) и разрабатывает учение, в котором проводит сквозную идею изоморфизма человека и природного космоса.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДАОСИЗМА
- по «Дао дэ цзин», заключается в спасении людей и вещей от наличного хаоса, возвращении их к родовым истокам и обращении в естество. Духовным предводителем Поднебесной даосизма ставит «совершенномудрого человека» (шэн жэнь), уподобляемого «совершенномудрым людям» глубокой древности.
Система философии даосизма
- выстраивается в ключе метафизики органического космогенеза дао — рождения младенца-дао (цзы) из вселенской пустоты. Он есть вечно вьющийся корень существования, среднее звено между небытием и бытием (у—ю), смертью и жизнью (сы—шэн), дао-мифом и дао-логосом. Младенец-дао снимает в себе эти противоположности и как родовой космический центр притягивает человеческую Поднебесную.
Образование даосизма
- происходило под известным влиянием проникающего в Китай буддизма. В дальнейшем в даосизме был включен ряд положений, направленных против власти имущих и выражавших сочувствие бедным, в результате чего он стал знаменем крест. повстанч. армии "желтых повязок" в конце 2 в.
Исходной идеей философии
даосизма
- является учение о дао — пути, извечном, естественном и всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Отсюда вытекает принцип следования дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой) человека, а в макрокосмосе — с дао Вселенной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй — недеяние, одна из осн. идей даосизма), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев,
С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. – М.,1983.
- Померанцева Д. Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. - М., 1979.
- Малявин В. В. Чжуан-цзы. - М., 1985.
- Позднеева Д.Д. Мудрецы Китая: Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы.
- СПб., 1994.
- Торчшов Е. А. Даосизм. - СПб., 1998.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
2