Деятельность и творчество Д. Дидро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:53, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования педагогического наследия французского Просвещения XVIII века, представителем которого является Д.Дидро, обусловлена целесообразностью использования его в естественной ориентации общества на демократические преобразования, предполагающие максимальное обеспечение широких свобод человеку во всех сферах его жизнедеятельности как процесса самовоспитания, гуманистической направленности современного российского образования, формировании педагогического идеала развивающейся личности.

Содержание

Введение.
3
1.
Жизнь и творчество Дени Дидро.
4
2.
Педагогические идеи Дени Дидро.
8
3.
Дидро и Россия.
10
4.
Энциклопедия Дидро.
15

Заключение.
17

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия вар 12.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение 

высшего профессионального  образования

 «Балтийский федеральный  университет имени Иммануила  Канта» (БФУ им. И.Канта)

Градостроительный колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

 

 

 

 

По предмету «Основы философии»

Реферат на тему «Деятельность  и творчество Д. Дидро»

 

 

студента Кононенко А. С.

группа Г-11з

шифр 112

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТ ПРОВЕРКИ РАБОТЫ:

 

 

________________________________

(оценка)

 

 

 

 

 

_________________________________

                                                                                  (подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

Введение.

3

1.

Жизнь и творчество Дени Дидро.

4

2.

Педагогические идеи Дени Дидро.

8

3.

Дидро и Россия.

10

4.

Энциклопедия Дидро.

15

 

Заключение.

17

 

Список использованной литературы.

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Актуальность исследования педагогического наследия французского Просвещения XVIII века, представителем которого является Д.Дидро, обусловлена  целесообразностью использования его в естественной ориентации общества на демократические преобразования, предполагающие максимальное обеспечение широких свобод человеку во всех сферах его жизнедеятельности как процесса самовоспитания, гуманистической направленности современного российского образования, формировании педагогического идеала развивающейся личности.

Педагогические традиции французского Просвещения отражают социальные цели, характер общественных отношений. Теоретическая педагогическая модель организации учебно-воспитательного процесса привязана в них к конкретно-историческим условиям, конкретному содержанию общественной жизни. Именно современная высшая и средняя школы, призванные готовить подрастающее поколение к жизни и труду в условиях рыночной экономики, для которой характерны состязательность и конкуренция, постоянно возрастающие требования к качеству труда, направляя учебно-воспитательный процесс на выполнение нового социального заказа - на формирование творческой социально-адаптированной личности, на воспитание ее самостоятельности, инициативы, ответственности, способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности, непременно найдут в традициях богатый опыт и для формирования физически и умственно развитых личностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ДЕНИ ДИДРО.

 

Дени Дидро родился 5 октября 1713 года в городе Лангре. Его  отец был ножевых дел мастером, эта профессия передавалась в  семье из поколения в поколение  в течение двух столетий. Отец был  человеком простым, прямодушным, гордился своей честностью. Его влияние на сына несомненно. По совету своего брата, каноника, отец отдает Дени в школу иезуитов, но потом, заподозрив их в намерении разобщить его с сыном и услать мальчика в дальний монастырь, он оставляет мысль сделать Дени священником. Воспитание Дидро в парижском Сollege dе Harcourt принимает вполне светский характер. В Париже он увлекся новыми идеями, наводнившими столицу, чтением запрещенных книг. Неудачно проходит и подготовка Дидро после окончания колледжа к карьере юриста. Впоследствии он жалел, что не выбрал адвокатской профессии. Дидро действительно обладал пламенным красноречием [2, 352].

 Нежелание Дени  избрать определенное дело раздражили, наконец, отца до такой степени,  что тот решает предоставить  сына самому себе и перестает высылать ему деньги. Таким образом, Дидро очутился в Париже один и без средств. Несколько лет проводит он, зарабатывая на хлеб самым неблагодарным трудом - грошовыми уроками, переводами третьесортных книг, даже писанием проповедей для малограмотных аббатов. Он не ищет довольства и однажды покидает место воспитателя в зажиточной семье, заметив, что мещанские спокойствие и сытость начинают его усыплять. У Дидро в это время появляются серьезные умственные и духовные запросы. Вращаясь среди развитой, но бедной молодежи, он встречает не только единомышленников, но друзей - Руссо, Д' Аламбера, Кондильяка, Туссена. Тогда же произошла его неудачная женитьба на женщине, не понимавшей его стремлений и мыслей. Этот брак продолжался недолго, но был очень тяжелым для обеих сторон.

 Прошло несколько  лет. В свет выходит достаточно  смелое произведение Дидро " Письмо о слепых", где говорится  об операциях доктора Реомюра  над слепыми. Это " письмо" послужило причиной трехмесячного  заключения Дидро в Венсенский  замок, после того, как тот предал огласке свой скандал с доктором, не допустившим его присутствовать при операции, но сделавшим исключение для одной богатой особы. Этот арест еще больше развил в Дидро дерзкие, по сути революционные мысли.

 Именно в это  время Дидро начал главный труд своей жизни - "Энциклопедию"

 Жизнь Дидро в  быту была более, чем скромной. Постоянные затруднения в средствах  сменяли одно другое. Юношей он  был найден однажды у себя  на мансарде в голодном обмороке, в зрелом возрасте был вынужден  продать русской императрице Екатерине свою библиотеку, чтобы дать приданое дочери и иметь средства к существованию.

 Удивительная одаренность  Дидро доставила ему, малоизвестному  сначала провинциалу, первенствующее  место в известнейших салонах  Парижа - у г-жи Д' Эпинэ. Гольбаха - где получили начало многие из важнейших начинаний философии, творчества, политики.

 В 1762 году, через  9 дней после прихода к власти  Екатерины Великой, начались её  отношения с Дидро, которые  старательно поддерживались такими  поклонниками творчества Дидро, как княгиня Дашкова или князь Голицын, в то время русский посол в Париже [1, 247]. Но вскоре заочное общение перестает удовлетворять Екатерину, и, потерпев с Вольтером и Д' Аламбером неудачу в попытке пригласить их в Россию, императрица уговаривает Дидро предпринять трудное путешествие в Петербург. Поездка была обставлена Екатериной с максимальным комфортом, прием был чрезвычайно сердечен. Екатерина возлагает на Дидро несколько деловых поручений. Это были, в основном, проекты народного просвещения в России - план организации низшей и средней школы, университетов, женского образования. Им были написаны такие труды, как " Plan d' une universite pour la Russie" , "педагогический проект для женского образования".

 Жизнь Дидро, в  целом не богатая событиями, (за исключением нескольких тревожных моментов в судьбе " Энциклопедии" и поездки в Россию), полна странных для обычного человека фактов. В возрасте шестидесяти шести лет он вдруг увлёкся биологией и слушал курсы химии и анатомии у Руэля. Уже в пожилом возрасте Дидро искренне полюбил молодую девушку, m-lle Voland, и женился на ней. Он написал ей множество писем и победил предубеждение её родных своей искренней привязанностью. Она была посвящена во все его помыслы и намерения. Увы, и этот брак был недолгим. Жена умерла, и Дидро не смог перенести ее ранней смерти. Уйдя от шума и суеты, он доживал свои последние месяцы [6].

 Постепенно ушли  из жизни его друзья и соратники  - Руссо, Д' Аламбер. Тридцатого  июля 1784 года Дени Дидро последовал  за ними.

 Ему не суждено было создать собственной философской теории. Восприимчивый, быстро откликавшийся на все живое, он раздробил свой талант по многим областям мысли и творчества. Это был человек, призванный всюду пробуждать жизнь, вести людей за собой.

Дидро - философ

 Дени Дидро занимает  одно из центральных мест среди  представителей передовой революционной  мысли Франции XVIII века. Он был  одним из наиболее ярких выразителей  материалистического мировоззрения  просветительской эпохи на пути  к буржуазной революции 1789 года.

 Из всех областей  мысли, занимавших Дидро, он  особенно много внимания уделял  проблемам теории познания, религии,  этики и теории искусства. Дидро  утверждает, что сознание (мышление) и бытие (действительность), несмотря  на свою противоположность, едины, так как они оба являются атрибутами одной и той же субстанция - материи. Устойчивость наших знаний проистекает из нашей связи с природой, из нашего жизненного опыта и из нашей способности делать умозаключения на основе этого опыта. Так, агностицизму и грубому субъективизму Дидро противопоставляет возможность и неизбежность объективного отражения и познания действительности.

 Критика религии  и церкви занимала исключительное  место в работе философской  мысли XVIII века, т.к. религия являлась, с точки зрения просветителей, основным предрассудком, тормозившим идейное развитие человечества, и средством порабощения народных масс господствующими сословиями. Крупнейшие представители философской мысли XVIII века в той или иной степени тяготели к атеизму. Некоторые из них останавливались на полпути, чаще всего склоняясь к осторожно-примирительному деизму. Из всех философов-просветителей Дидро наиболее последовательно подошел к проблеме религиозного сознания.

 Уже в своих замечаниях  к переводу труда Шафтсбери  "Исследование о заслуге и добродетели" Дидро показал себя далеко не правоверным католиком. Здесь он высказывает некоторые атеистические идеи и выражает сомнение в том, что религиозные верования сами по себе способны внушить их обладателю добродетель.

 Дидро опирался на материализм и атеизм в своих трудах об эволюции природы и теории ее познания человеком.

Дидро в искусстве

 На рубеже пятидесятых  годов Дидро включил в круг  своих интересов вопросы искусства,  которыми после этого не переставал  заниматься до конца жизни. Вопросы эстетики он поставил перед собой впервые в статье "Прекрасное", напечатанной в Энциклопедии в 1751 году. В этой статье Дидро во многом стоит на позициях абстрактных понятий о красоте, которые были характерны для французской эстетической мысли его времени, но он уже признает объективность красоты и прекрасного.

" Долговечны лишь те красоты, которые основаны на связи с созданиями природы. Красота в искусстве имеет то же основание, что истина в философии", - писал Дидро [6].

 Одним из искусств, более всего интересовавших Дидро, был театр. Его работа " Парадокс об актере" является одним из самых его блестящих произведений. Здесь объединяются и приводятся в систему все вопросы драматургии и практики театрального искусства. В частности, дается обоснование метода актерской игры. Последний вопрос широко обсуждался в критической литературе XVIII века. Теория "переживания" и теория "представления", теория игры "нутром", то есть эмоциональными данными актера, и теория игры "техникой", руководимой рассудком, - находили себе каждая немало приверженцев [6]. Перевес был явно на стороне тех, кто " защищал" "переживание".

 Выступая в "Парадоксе  об актере" против "чувствительного"  эпигонства классической школы  актерской игры, Дидро менее всего  имел в виду утверждение рассудочности процесса сценического творчества. Считая разум "универсальным" чувством, контролирующим и организующим ощущения и восприятие действительности, он стремился обосновать руководящую роль разума в создании сценического образа. Как реакция на хаотическую "чувствительность" французской актерской школы второй половины XVIII века, " Парадокс" имел, несомненно, прогрессивное значение. Однако, характерная для того времени механистическая постановка вопроса о природе актерского творчества сильно ограничила его практическую и теоретическую ценность. Содержащиеся в нем отдельные догадки знаменовали, впрочем, приближение Дидро к возможному научному обоснованию процесса актерской игры. В дальнейшем его работы были использованы Станиславским в его "Работе актера над собой".

 Дидро создал также  ряд произведений художественной  литературы.

 Его ранние литературные  опыты, например, роман "Нескромные  сокровища", написаны в традиции  галантной литературы XVIII века. Повесть  "Белая птица" представляет  собой аллегорическую сказку, где все тот же фантастический покров набрасывается на скептическую усмешку по адресу абсолютизма и аристократии. Но, конечно, не произведениями этого жанра Дидро стяжал себе славу одного из лучших писателей прозаиков Франции. Этим он обязан своим реалистическим романам. Самым известными из них являются роман "Монахиня" и "Жак фаталист", а также знаменитый диалог "Племянник Рамо".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДЕНИ  ДИДРО.

 

         Дени Дидро — один из виднейших  французских материалистов XVIII в. Как и все представители этого направления, Дидро был материалистом снизу (в объяснении природы) и идеалистом сверху (в трактовке общественных явлений). Он признавал материальность мира, считал движение неотделимым от материи, мир познаваемым, решительно выступал против религии.

         Стоя на позициях материалистического  сенсуализма, Дидро считал источником  знания ощущения. Но в отличие  от Гельвеция он не сводил  к ним сложный. Процесс познания, а признавал, что второй его  ступенью является переработка ощущений разумом. Он также полагал, что "мнения правят миром", и ошибочно связывал возможность переустройства общества не с революцией, а с изданием мудрых законов и распространением просвещения, правильным воспитанием. Свои мысли о воспитании он изложил в основном в произведении “Систематическое опровержение книги Гельвеция "О человеке" [5, 393].

Информация о работе Деятельность и творчество Д. Дидро