Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:22, контрольная работа
Диалектика (греч. - искусство вести беседу) - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин "диалектика" в истории философии употребляется в различных значениях .
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу философии, она представляет собой основу философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
Введение.
Понятие и предмет диалектика.
Развитие диалектики
Заключение.
План
Введение
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.
Независимо от исторически изменяющихся представлений, личностных пристрастий, философия всегда, так или иначе обращалась к определенному кругу наиболее общих и важных для любого мировоззрения вопросов.
В разные исторические эпохи, в многочисленных философских школах и направлениях, проблемы формулировались по-своему, в них расставлялись разные акценты. Философы делали предметом своего исследования именно эти проблемы, а не другие. Культурно-исторические, социально-классовые, внутри-научные, художественно-эстетические, индивидуально-экзистенциальные и прочие запросы актуальные для философского рассмотрения, те или иные аспекты названной проблематики, которые затем отражались в сознании конкретного философа, становясь предметом творческого исследования.
Диалектика (греч. - искусство вести беседу) - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин "диалектика" в истории философии употребляется в различных значениях .
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу философии, она представляет собой основу философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
Глава 1. Понятие и предмет диалектика.
Диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика как наука имеет своим объектом бытие как объективное так и субъективное, предметом ее являются связи и развитие этого бытия (мира). Как наука, как система знаний диалектика включает понятия, категории, принципы и законы.
Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.
Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:
Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.[3,]
Ныне в науке аксиоматично
и бесспорно положение о том,
что наше субъективное мышление и
объективный мир подчинены
Диалектическое мышление со времени своего появления противостоит догматизму, который отводит изменениям и всесторонним связям между явлениями и предметами мира второстепенную роль. Догматическое, метафизическое видение мира искажает реальную картину действительности; оно не в состоянии воспроизвести процесс развития сущего во всем его многообразии, неповторимости, всеобщности.
Способность диалектики во всестороннем познании мира проявляется через систему категорий – философских понятий, раскрывающих универсальные связи бытия. Традиционно категории подразделяются на две группы. Первая делает акцент на рассмотрении
К ним относятся:
Вторая анализирует
В отличие от стихийных сил природы люди в своей жизнедеятельности действуют сознательно, определяя и реализуя свои цели. С этой точки зрения, история есть не что иное, как деятельность, преследующего свои цели, человека. Но объективные законы действуют не только в природе, но и в обществе, и в сфере мышления. Поэтому, действие человека не может быть произвольным («что захочу, то и ворочу»), а должно согласовываться с направленностью действия объективных закономерностей общественного развития.[1,130c]
Так как в природе противоречие
развития и их разрешение носят стихийный
характер, то эти противоречия выступают
и в качестве движущих сил развития.
В обществе же эти противоречия реализуются
через сознательную деятельность людей,
которые относятся к миру через
призму своих потребностей и интересов.
В обществе движущими силами исторического
развития являются те социальные силы,
через деятельность и взаимодействие
которых осуществляется разрешение
и воспроизводство
Так как интересы людей различны и зависят от того, в какой степени существующие социальные условия обеспечивают или не обеспечивают удовлетворение их потребностей, то и их роль может быть различной: способствующей общественному развитию или противодействующей ему, т.е. они могут играть прогрессивную или реакционную роль.
Каждая из социальных сил
стремится к созданию условий, в
которых складываются благоприятные
предпосылки для удовлетворения
их потребностей и интересов. Характер
деятельности социальных субъектов
зависит от того, в какой степени
их интересы совпадают или не совпадают
с объективной логикой
Как отмечалось раньше, интересы
определяют характер субъективного
отношения человека к действительности.
На этой основе формируется субъективное
видение, понимание, анализ, оценка явлений,
определяется характер отношения к
ним, характер поведения и поступков
человека. Отражаясь в сознании,
интересы находят свое воплощение в
виде теорий, взглядов, концепций. Поэтому,
противоборство социальных субъектов
приобретает форму
Таким образом, осознание отношения к действительности становится активным фактором в осуществлении исторического процесса. Поэтому, вся история предстает как процесс активной деятельности человека, направленной на реализацию своих целей.
Степень и характер воздействия идей на ход истории зависит от того, какие цели по содержанию, масштабности ставят перед собой социальные субъекты. В какой степени эти идеи соответствуют потребностям и интересам людей, а так же в какой степени они опираются на знание объективных законов действительности.
Цели, как правило, выражают
отношение человека к прошлому, настоящему
и будущему. Поэтому, в зависимости
от характера интересов, определенные
социальные субъекты могут стремиться
к возврату старого (как, например, реставрация
феодальных отношений во Франции), другие
- могут всеми силами отстаивать
настоящее, третьи своими целями устремлены
в будущее. В определенном смысле
вопрос о будущем имеет место
во всех перечисленных аспектах осознания
человеком отношения к
Все эти определения взаимосвязаны друг с другом. Различают диалектику объективную и субъективную.
Субъективная диалектика
- это диалектика понятий. Понятия
той или иной науки взаимосвязаны
между собой, непрерывно развиваются,
являются противоречивыми. С позиции
материализма субъективная диалектика
является отражением объективной диалектики.
Субъективная диалектика лишь приблизительно
отражает диалектику объективную. Невозможно
создать исчерпывающую
Существует и так называемая «субъективистская диалектика. Она характерная для софистики и эклектики — что, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть и изменяемость), примененная чисто субъективно, а не объективно.[1, 133c]
Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики). Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.
Глава 2. Развитие диалектики.
Сам термин диалектика впервые
употреблен Сократом для обозначения
плодотворного и
Еще в глубокой древности мыслители исходили из таких представлений о мире, как противоположности, противоположности покоящегося и изменяющегося, покой и непрерывные процессы изменения и становления. Поэтому справедливо считается, что в своей простой форме диалектика, как учение о развитии природы, зародилась еще в древности. Известны примеры рассуждений, например, Лао-цзы, который учил, что мир состоит из мельчайших частиц и подчинен естественному закону (Дао). Известны и ближневосточные представления о противоположностях, движущих мир, и о вечном изменении мира (например, учение Заратустры).
Но к первым стихийным диалектикам обычно относят Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита и Эпикура, хотя не все они таковыми были. Но следует сказать, что Анаксимандр осмыслил отношение одного и многого, представлял, что вещи возникают из единого первоначала (апейрон) в силу имеющихся в нем противоположностей.
Гераклит, который
заслуженно считается первым
диалектиком, указал на