Диалектика, ее принципы и законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:00, реферат

Краткое описание

Диалектика ( от греч. – «искусство вести беседу») представляет собой теорию и метод познания действительности, это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. Диалектика и ее сущность 2
Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии 2
ГЛАВА 2. Диалектика как система 6
2.1. Принципы диалектики 6
2.1. Законы и категории диалектики 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат на тему Диалектика, ее принципы и законы.docx

— 54.95 Кб (Скачать файл)

  Также понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость (диалектический материализм).

  Так, Маркс понимает философию как  науку и пытается построить её строго по научному методу. Он переходит  от абстрактного к конкретному. Бытие  определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная  сущность. Материя находится в  постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и  периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам  диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

  Остается  добавить, что каких только представлений  о диалектике и о ее методах  нет в современных философских  науках: и искусство диалога, и  учение о развитии, и учение о  борьбе противоположностей, и метод  «тезис-антитезис-синтез», и метод отрицания отрицания. Много чего было придумано (в т.ч. для обоснования деградирующего диалектического материализма, для диссертаций и т.д.), ибо не было понимания диалектики, и была произведена подмена диалектики на метафизические «законы», атеистическое понимание и формальную логику.

  Но  теперь диалектическая философия, когда  опять появилась острая необходимость  в ней, со всей неизбежностью актуализируется  сызнова: 1) но уже на новом, более  высоком уровне – на уровне феноменологий  идеи, 2) как всегда, в исторических перипетиях и, главное, 3) в борьбе за право людей быть в духе и получить (теперь даже рассудочную, аналитическую) возможность понять, что есть спасение: сегодня актуализируется современная  диалектическая философия, и свою миссию диалектическая философия будет выполнять.

ГЛАВА 2. Диалектика как система

2.1. Принципы диалектики

 

  Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая  в себе основную направленность  исследования,  его  «дух».  К  таким  принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи,  принцип  тождества диалектики, логики и  теории  познания,  принцип  восхождения  от абстрактного к конкретному, принцип причинности, принцип единства исторического и логического. Основные принципы диалектики мы можем наблюдать в следующей схеме (рисунок 1):

  

    

    

    

  

  

  

  

  

    

  

    

    

    

  Рис.1. Основные принципы диалектики 

  Принцип развития является прямым следствием признания  движения  основным свойством материи. Вместе с  тем  принцип  развития  выделяет  в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие.  Движение  может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным.  Развитие  аккумулирует  в  себе  особенности  всех  трех   видов движения, оно предполагает необратимость, преемственность,  направленность и цикличность.

    Принцип всеобщей связи неотделим   от принципа развития, как бы  раскрывает условие реализации  первого  принципа.  Возникновение,  изменение,  развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь  внутреннего  и внешнего.

    Принцип  тождества  (единства)  диалектики,  логики  и  теории   познания выражает  единство  законов   развития,   тотальность   процесса   развития,  захватывающего природу, и человеческое мышление, и  общество.  Этот  принцип приводил  в  некоторое  смущение  марксистских  диалектиков.  В  гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и  бытия) со  всей  возможной  последовательностью.  В  материалистической  диалектике возникли трудности с его применением. Его  другая  формулировка  –  единство диалектики  объективной,  диалектики  природы  и  диалектики   субъективной, диалектики мышления.

    Принцип восхождения от абстрактного  к  конкретному  аккумулируют  в  себе познавательную возможность законов и  категорий  диалектики,  он  организует процесс познания. «Абстрактное» и  «конкретное»  имеют  несколько  значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как  синоним  понятийности, в отличие от чувственности,  образности,  которая,  соответственно,  и  есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда  несущественных свойств и выделение основных. В  этом  смысле  познание  всегда  абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя  понятиями. Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным,  есть  сама  объективная действительность,  где   существенное   и   несущественное   не   разделены. Абстрактное и конкретное как этапы  познавательного  процесса  имеют  другой смысл. Конкретное  -  это отражение объективной действительности  в  системе понятий, это теоретическое  воспроизведение  единства  проявлений,  свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей  связи,  общей  логики развития   предмета,   воспроизведение   какой-то   одной   его   сторон   и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного –  научная теория, типичное проявление абстрактного –  «житейские»  суждения.  Познание происходит как движение от конкретного в действительности  и  конкретному  в познании.

  Принцип причинности включает в себя наличие  таких связей, где одна порождает  другую. Предметы, явления, процессы окружающего  мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

    Принцип  единства  логического   и  исторического  помогает  понять,   как конкретное в действительности  трансформируется  в  конкретное  в  познании. Логическое – это теоретическое   воспроизведение  закономерностей  реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности  во  времени во всем многообразии  ее конкретных форм. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

  • вечность, неучтожимость истории, мира;
  • его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Помимо  тривиального  смысла  этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной  истории;  теория  – это история, очищенная от случайностей, в нем заключены  идеи,  связанные  с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения  будущих событий, способом  существования  общего  в  нашей  жизни. Научный  анализ  избирает  путь,   противоположный   объективному   развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет  судить  об  истоках возникновения  этого  объекта,  «анатомия  человека  –   ключ   к   анатомии обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта –  это  достижение  полной выявленности  его  структуры,  доступности,  «прозрачности»  его  внутренних связей. Предмет как бы  сам  «показывает»  себя,  открывает  нам  то  общее, «логическое»,  что  является  законом  его  развития.  Для   своих   прошлых состояний  высшая  стадия  предмета  становится  своеобразной  «целью».  Логическое  помогает  нам «опознать» прошлое, в результате чего логика  развития  предмета  и  его реальная история совпадают. Этот принцип  неотделим  от  принципа  тождества бытия и мышления  в  его  гегелевской  интерпретации:  общее  начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на  определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим  истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в  материалистической  диалектике этот  принцип  лишь   указывает   пути   человеческому   познанию   истории, исследователи, пытаясь воспроизвести  этот  принцип  во  всем  объеме  своих смысловых оттенков, пришли к  идее  объективного  существования  логического как идеального в истории. «Сова Минервы вылетает в  полночь»  -  человек  не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем,  поскольку закономерности,  «логика»  его  еще  не  сформировалась,  она  еще  тонет  в бесчисленных внешних связях-возможностях. Судить  можно  только  о  прошлом, когда  мы  уже  имеем  путеводительную  нить  в  виде  результата  процесса, достигшего  своего  предельного  смыслового  развития.  Попытка  предвидения будущего на основе  наших  знаний  еще  не  развившегося  предмета,  еще  не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу  мышления.  Итак, система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая  система «притягивала» диалектику к  себе,  не  давала  ей  возможности  жить  жизнью материального мира.

2.1. Законы и категории  диалектики

 

  Способность диалектики во всестороннем познании мира проявляется через систему  категорий – философских понятий, раскрывающих универсальные связи  бытия. Традиционно категории подразделяются на две группы. Первая делает акцент на рассмотрении “организованности”, “упорядоченности”, “системности” бытия. К ним относятся: «система – элемент – структура», «единичное – общее», «часть – целое» , «форма – содержание», «конечное – бесконечное» и т.д.. Вторая анализирует детерминацию в различных формах через категории: “причина – следствие”, “явление – сущность”, “случайность – необходимость” и т.д.

  Коротко остановимся на главных из них. Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления. Единичность означает неповторимость предмета или явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. Высшей степенью неповторимости является уникальность. В тоже время предметы заключают в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединять их в классы, роды, виды. Иначе говоря, действительность характеризуется также и общностью или всеобщностью. Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, т.е. как особенное. Единичное – форма существования всеобщего в действительности; особенное – всеобщее, реализованное в единичном.

  Категории «форма – содержание» - категории, которые использовались в философии с древнейших времен. Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определенную тему, потребительской кооперации - взаимоотношения между кооперативными обществами, предприятиями и организациями. Форма – это определенная организация содержания. Каждый предмет относительно устойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит свое выражение и во внешним облике, внешней организации объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее, а как отношение содержания данного предмета к содержанию других – внешнее.

  Далее рассмотрим диалектические категории, относящиеся к развитию и детерминации систем. Детерминизм (лат. Determinare – «определяю») – философское учение о всеобщей объективной закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Индетерминизм, напротив, отрицает всеобщий характер причинности. Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причины – это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. В результате общественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, что явление, порождающее или видоизменяющее другое, выступает как причина, а другое – как следствие. Взаимопереход этих явлений образует причинно-следственные цепи, не имеющие ни начала, ни конца. Всякая попытка определить абсолютно “первую” или “последнюю” причину ведет к признанию “беспричинных”, сверхъестественных сил. Причинная связь реализуется только при наличии определенных условий. Условия сами по себе не могут вызвать следствие, но, тем не менее, необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определенные социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание последним целей и задач проводимых мероприятий и т.д.).

  Необходимо  отличать от причины повод, который  является внешним толчком, “последней каплей”, “стартером”, запускающим  механизм причинения. Например, поводом  первой мировой войны было убийство австрийского наследника. Повод по отношению к причине носит  случайный характер (“была бы причина, а повод найдется”).

      Философские категории, выражающие два вида объективных связей материального мира – категории «необходимость» и «случайность». Необходимость проистекает из внутренней сущности явления. Необходимость – это внутренняя, существенная связь между явлениями, это то, что должно обязательно произойти в данных условиях. Случайность – это несущественная связь между явлениями. В данных условиях она может быть или нет, может произойти так или иначе Случайность характеризуется множеством возможных следствий. Следует учитывать, что случайность объективна и всегда имеет свою причину. Количественным анализом случайных явлений занимается раздел математики – теория вероятностей.

  Категории «возможность» и «действительность» характеризуют процесс развития. Возможность – это потенциальная действительность. Например, желудь – возможность дуба. Действительность – это объективно существующий предмет как реализация некоторой возможности. В силу этого возможность и действительность образуют диалектическое единство. Следует различать возможности реальные и формальные. К реальным относятся возможности, выражающие закономерную, существенную тенденцию развития объекта и условия, способствующие их реализации. Каждый молодой человек имеет возможность получить высшее образование, но для тех, кто обучается в вузе, она является реальной. Формальная возможность отражает несущественную тенденцию в развитии объекта. Вероятность ее осуществления может быть ничтожно мала, но тем не менее для ее осуществления нет принципиальных препятствий. В этом коренное отличие возможности от невозможности.

  Категории «сущность» и «явление» связаны с осмыслением различных уровней действительности. Под сущностью понимается глубинная, внутренняя, существенная, относительно устойчивая сторона объекта, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешние, наблюдаемые, подвижные характеристики объекта. Явление существенно, а сущность проявляется. Но эта взаимообусловленность не означает их совпадения, тождества. Напротив, явление иногда искажает сущность. Восход и заход солнца является как движение последнего вокруг земли. Но по существу дело обстоит наоборот. “Природа любит скрываться” – глубоко подметил еще Гераклит. В действительности явление выглядит всегда иначе, нежели вызвавший его глубинный процесс. Каким же образом в сознании человека происходит переход от явления к сущности? Кант отрицал саму возможность подобного перехода. Гегель разрешил эту проблему, показав пластичность, относительность понятий, явлений и сущности, выражающих собой ступени развития абсолютного духа.

Информация о работе Диалектика, ее принципы и законы