Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:00, реферат
Диалектика ( от греч. – «искусство вести беседу») представляет собой теорию и метод познания действительности, это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий.
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. Диалектика и ее сущность 2
Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии 2
ГЛАВА 2. Диалектика как система 6
2.1. Принципы диалектики 6
2.1. Законы и категории диалектики 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список используемой литературы 16
Дальнейшее рассмотрение диалектики связано с анализом закономерного характера развития. Понятия “закономерность”, “закон” отражают объективные, существенные связи между предметами и явлениями, осуществляющимися в процессе диалектического взаимодействия. По степени общности охватываемых явлений законы подразделяются на:
1. специфические, или частные;
2.
общие для больших групп
3. всеобщие, или универсальные.
Частные
и общие законы исследуются конкретными
науками, а всеобщие являются объектом
внимания философии. Универсальные, всеобщие
законы не имеют конкретной функциональной
формы и не могут быть выражены
математически потому, что они
выступают как всеобщие принципы
бытия, как то общее, что присутствует
во всех видах законов и
Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает диалектику количественных и качественных изменений, наиболее общий механизм развития. Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы.
Известно, что познание начинается с выделения из бесконечного многообразия действительности определенного объекта. Под качеством понимается целостная совокупность предмета, его определенность. Объект, теряя качество, становится другим. Количество – это внешнее, “формальное” отношение между предметами, “безразличное” к их качеству. Количественные характеристики отвлекаются от качественной стороны предметов, что, например, происходит в процессе количественного анализа. Количество как бы “уравнивает” качества отдельных предметов и тем самым представляет возможность математической, формальной обработки различных объектов.
Качество
определяется совокупностью свойств.
Под свойством понимается качество
предмета, проявляющееся по отношению
к другому предмету. Несмотря на
свою противоположность количество
и качество неразрывно взаимосвязаны.
Эта связь осмысливается в
философии через понятие меры.
Мера определяет границы, “рамки”, за
которыми изменение количества ведет
к изменению качества предмета. Количественные
изменения происходят постепенно, последовательно,
непрерывно, качественные – прерывно,
скачкообразно. В процессе развития
выявляется два вида скачков: точечное
изменение во времени и как
некоторая длительность. Скачок может
длиться в микропроцессах миллиардную
долю секунды и миллиарды лет
в космических процессах. Главной
отличительной чертой скачкообразного
изменения является исчезновение старого
качества и возникновение нового.
Количественный и качественный анализ
действительности имеет важное методологическое
значение, ибо позволяет избежать
эффекта “дурной бесконечности”
Второй
закон диалектики - закон “единства
и борьбы противоположностей” - выражает
взаимодействие полярно-противоположных
свойств, функций, сторон целостного предмета,
раскрывает источник движения, развития
материального и духовного мира.
Понятие
о противоречии развивалось в
истории европейской философии
начиная с античности. Буквальный
смысл противоречия заключается
в резком рассогласовании высказываний
о каком-либо предмете. Например, в
логике недопустимы два
Но
известно и другое – логически
правильно оформленные
Другой, неотъемлемой стороной противоречия является взаимное отрицание противоположностей. Они находятся в состоянии взаимоисключения, взаимоотталкивания. Этот момент и находит свое выражение в понятии борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник самодвижения и развития объективного мира и познания.
И наконец, закон отрицания отрицания рассматривает такие существенные стороны развития как цикличность, поступательный характер развития. Отрицание вначале рассматривалось как один из необходимых элементов познавательной деятельности, мышления, диалога. Но затем, в соответствии с тождеством бытия и мышления, Гегелем было перенесено и на другие стороны бытия. В чем развитие метафизического и диалектического понимания отрицания. Метафизическое мышление рассматривало отрицание как разрыв между различными этапами, диалектическое же понимание предполагает связь между различными этапами развития. Содержание этого понимания включает:
1. Признание разрушения, преодоления старого.
2.
Удержание, сохранение
3. Формирование нового, как бы повторяющего предшествующий период, но на более высшем уровне.
Так,
развитие экономики опирается на
необходимые предпосылки, условия,
которые возникают в
Закон
отрицания отрицания
Таким образом, все три закона диалектики можно отличить от законов других наук своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития.
Диалектика – сложная наука, но одновременно это всеобъемлющая, цельная и структурированная система, которая имеет глубокий исторический характер. Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.
Как и становление системы в целом, так и становление ее принципов и категорий диалектики имеет в философии долгую историю. На сегодняшний день самым, пожалуй, убедительным ее вариантом остается марксистский, где принципы и категории диалектики истолковываются с материалистических позиций, т.е. наполняются предметным и объективным содержанием. То есть объективная диалектика материального мира воспроизводится субъективной диалектикой человеческого разума.
Зафиксированные диалектикой принципы развития материальных и идеальных систем призваны выполнять прежде всего методологическую функцию, то есть служить методом, способом, средством анализа любой реальности. Диалектика в познании — та же логика. Только в отличие от формальной логики она пытается «ухватить» изменчивость, подвижность развивающихся объектов и тем самым сделать таким же наш процесс мышления. Ее сверхзадача — снять противоречие между непрерывностью реальности и дискретностью нашего понятийного мышления.
Диалектический метод представляет собой определенный набор правил, приемов исследования реальности. Эти приемы суть не что иное, как все те же общие диалектические принципы, только сформулированные в императивной форме.
И на конец, в силу своей всеобщности диалектический метод применим не только в научном познании. Работает он и на обыденном, житейском уровне. Вспомним популярное изречение Гераклита: «Не лучше было бы людям, если бы все их желания исполнялись».
Таким образом, диалектика представляет собой глубокий способ описания и изучения реальности. Ее исходный постулат — признание саморазвития материального мира как следствия становления и разрешения противоречий — получил во второй половине XX века серьезное подкрепление и конкретизацию в идеях синергетики — теории самоорганизации сложных систем.
Список
используемой литературы