Диалектика как метод познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотреть диалектику как метод познания, как учение о единстве и движении всего сущего.

Содержание

Введение 3
1. Диалектика как метод познания 4
2. Диалектика как система. Принципы диалектики 7
3. Методы познания диалектики 12
4. Диалектика как учение о единстве и движении всего сущего 14
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 39.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение 3

1. Диалектика как метод познания 4

2. Диалектика как система. Принципы диалектики 7

3. Методы познания диалектики 12

4. Диалектика как учение о единстве и движении всего сущего 14

Заключение 17

Список литературы 18

 

Введение

 

Актуальность  темы контрольной работы бесспорна, так как диалектика (греч. - искусство вести беседу) - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин "диалектика" в истории философии употребляется в различных значениях.

Взглядов  на диалектику много. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство  обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения  ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл  диалектику логическим методом, с помощью  которого на основе анализа и синтеза  понятий происходит познание истинно  сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим и т.д.

В современных  вариантах диалектики практически  отсутствует понимания ее как  о развитии. Доминирует представление  о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих  нашу жизнь, сознание, историю. Различные  варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений  противоположностей - от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней  мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии - человека.

Целью контрольной работы является рассмотреть диалектику как метод познания, как учение о единстве и движении всего сущего.

Задачи: рассмотреть понятие диалектики; диалектика как метод познания; диалектика как учение о единстве и движении всего сущего.

 

  1. Диалектика как метод познания

 

   Философия создает предельно общую картину мира, включающую представления об определенном миропорядке, т.е. о системе социальных и природных связей, центр которой человек, его социальная деятельность. Формируя картину мира она разрабатывает общую методологию познания действительности, которая представляет собой совокупность требований мыслящему субъекту. Существуют два противоположных способа построения философской картины мира: диалектический и метафизический. Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в ее основе лежит диалектический подход [7, с.81].

Этимологически  диалектика (греч. dialektika - разговор, беседа, обмен мнениями, обсуждение) означает умение и искусство защищать или  опровергать то или иное утверждение. Однако диалектика - нечто большее, чем техника искусной игры в понятия. Со времен античности до настоящего времени  диалектика обнаруживает неуклонную тенденцию  к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания.

Содержание  и форма - категории, во взаимосвязи  которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а  форма есть способ существования  и выражения содержания. Термин "форма" употребляется также для обозначения  внутренней организации содержания и связан, Т.о., с понятием структуры. Отношение Содержания и формы  характеризуется единством, доходящим  до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении содержания и формы, содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счёте разрешается "сбрасыванием" старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.

Диалектика  никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступая в  различных исторических формах. Философия  никогда всецело не разлучалась  с диалектикой, но в качестве привилегированных  принято выделять античную диалектику, диалектику немецкого классического  идеализма и материалистическую диалектику. По своему влиянию на развитие философской и научной мысли  они были наиболее плодотворными.

Смена исторических форм диалектики происходила так, что  каждая последующая форма вбирала  все ценное, что содержала предыдущая. Немецкая классическая философия, унаследовав  все положительные достижения античной диалектики, пошла дальше по пути превращения  ее в научно-рациональный философский  метод. Гегель Г. впервые систематически исследовал ее и сформулировал ее коренной и неизменный признак, дал  элементарную формулу, согласно которой  сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве. Для Гегеля Г. диалектическое мышление - единственное средство обретения  истины, а противоречие (единство противоположных  утверждений) - единственное условие, при  котором диалектика обнаруживается. Однако диалектика Гегеля Г. была построена  на идеалистических посылках, исключающих  саму возможность рациональной диалектики. Это диалектика мирового духа, существующего  и развивающегося на своей собственной  основе и лишь косвенно заявляющего  о себе в природе и сознании человека [5, с.71].

В противовес концепции Гегеля Г., Маркс К. и  Энгельс Ф. рассматривали развитие как атрибут материи, разработали  материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении  объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает  особенности проявления системы  законов развития в объективной  реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных  и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом  особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:

субъективная  диалектика детерминирована объективной;

первая  отражает вторую;

субъективная  диалектика обладает относительной  самостоятельностью по отношению к  объективной диалектике;

их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история - природа.

Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных  ступеней.

Диалектика  противостоит двум способам объяснения мира, сопровождающим ее историческое развитие как "справа", так и "слева". "Справа" - метафизика. "Слева" - софистика и эклектика. Согласно метафизике, мир, по своей структуре - это совокупность не связанных  между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния  мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение [3, с.37].

Таким образом, краткий экскурс в историю  диалектики и ее альтернатив показывает, что с середины XIX века идея развития становится одним из центральных  мировоззренческих и методологических принципов мышления.

 

 

2. Диалектика  как система. Принципы диалектики

 

Диалектика  включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о  противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений  в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и  т.д.

Как философская  наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена  античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в  трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона  означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в  суждениях противника и найти  таким путем истину. Уже в таком  подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир  и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика?

Диалектика  представляет собой открытую целостную  органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые  в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций  представляют собой принципы, законы и категории.

Объективная диалектика - это диалектика реального  мира, природы и общества, она  выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение  явлений природы и общества.

Субъективная  диалектика - это отражение объективной  диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными  словами, объективная диалектика царит  во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей [4, с.43].

Диалектика  как учение о развитии рассматривает  три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике  развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло  крылатое выражение Гераклита о  том, что "нельзя дважды войти в  одну и ту же реку". Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть  мира.

Прежде  всего, отметим, что под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание  мира. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде  на мир. Об этом говорит вся история  развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы находим уже в античной философии, которая считала, что  весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь  какого-то одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений.

У Гераклита  исходным началом был огонь, который  выступает в роли основы всякой связи  и раздельности вещей. "Грядущий огонь все будет отделять и  связывать", - говорил он. А в  механическом материализме взаимосвязь  понималась как механическое соединение и разъединение каких-либо элементов. Так ее понимали Гольбах и Гельвеций [1, с.70-71].

В настоящее  время ведутся работы над связью земных проявлений жизни с космическими источниками энергии, изучается  влияние астрономических факторов на различные циклы жизнедеятельности  человека, животных и растений. Наука  серьезно задумывается над взаимной связью самых различных явлений - жизни простейших и солнечной  активности, химического состава  воды и космических колебаний  морского дна. Все в мире оказывается  взаимосвязанным. Поэтому такие  важные для жизни человечества проблемы, как сохранение мира, охрана окружающей среды, развитие науки и техники, приобретают особый, не только теоретический, но и практический смысл, ибо нарушение или игнорирование установившихся в природе взаимозависимостей чреваты большими бедами.

Принципы - это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют  статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают  его характер, пределы и теоретический  потенциал.

В основание  современной диалектики положены принципы: субстанционального единства мира; развития; детерминизма; системности. Согласно первому  принципу все мировые процессы детерминированы  материальной субстанцией.

Принцип развития требует рассматривать  все процессы как результат определенным образом направленных изменений. В  материалистической диалектике развитие - философская категория, выражающая процессы, связанные с преобразованием  качества предметов, с появлением новых  качественных состояний, которые как  бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в  предшествующих качественных состояниях. Процесс развития - это всегда переход  одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых  типов организации, которые рождаются  из предшествующих им систем. Существует две разновидности процессов  развития:

процессы  качественных превращений, не выходящие  за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;

процессы  перехода из одного вида материи к  другому.

Развитие - это необратимое, направленное закономерное изменение материальных и идеальных  объектов, обусловленное противоречиями системы. Развитие совершается при  наличии всеобщей связи и взаимообусловленности  предметов и явлений, их составляющих элементов. Связь - это такое отношение, в котором изменение одной из его сторон (признака, элемента и т.д.) является необходимым и достаточным условием изменения другой его стороны. Связи чаще всего выступают в виде взаимосвязей. Во взаимосвязи элементов предмета происходят определенные изменения. Момент такого изменения есть взаимодействие. Взаимосвязь в природе и обществе носит всеобщий объективный характер. В мире существует бесконечное количество связей между вещами и явлениями.

Всеобщая  универсальная взаимосвязь всех явлений - исходная предпосылка принципа детерминизма. Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде отношений, не имеющих непосредственно  причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. К ним  относятся функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системе, связь состояний  в движении и развитии [4, с.45].

Информация о работе Диалектика как метод познания