Диалектика как метод познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотреть диалектику как метод познания, как учение о единстве и движении всего сущего.

Содержание

Введение 3
1. Диалектика как метод познания 4
2. Диалектика как система. Принципы диалектики 7
3. Методы познания диалектики 12
4. Диалектика как учение о единстве и движении всего сущего 14
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 39.88 Кб (Скачать файл)

Классическая  наука опиралась на механический детерминизм, согласно которому значение координат и импульсов всех частиц Вселенной в данный момент времени  совершенно однозначно определяет их состояние в любой прошедший  или будущий момент времени. Такой  подход означал признание лишь динамических закономерностей. Последние являются формой причинной связи, при которой  данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, причем степень возможности появления  нового состояния определяется уже  не динамическими, а статистическими  закономерностями. Статистическая закономерность - это форма причинной связи, при  которой данное состояние системы  определяет ее последующее состояние  не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся мерой возможности  реализации заложенных в прошлом  тенденций изменения.

Альтернативой детерминизму выступает индетерминизм - концепция, которая либо отвергает  причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер. Сторонники индетерминизма утверждали, что к определенным областям, (например, волевым действиям, процессам, происходящим в микромире) принцип причинной обусловленности неприменим. В действительности же оказался непригодным старый механический детерминизм.

Неотъемлемым  элементом диалектики является принцип  системности, в соответствии с которым  любой процесс или явление  следует понимать как целостное  образование. Эффект системности обнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное  свойство). Другой важной характеристикой  системности является иерархичность, субординация - последовательное включение  систем низших уровней в системы  более высоких уровней. Благодаря  этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря  иерархичному включению систем разных уровней друг в друга любой  элемент любой системы оказывается  связанным со всеми элементами всех возможных систем. Например: человек - биосфера - планета Земля - Солнечная  система - Галактика. Именно такой принципиально  единый характер демонстрирует нам  окружающий мир [2, с.52-53].

Современная диалектика содержит в себе и другие принципы. Нет строгого для всех обязательного перечня принципов  диалектики, нет именно потому, что  принцип - это не столько четко  фиксированное понятие, сколько  сам способ рассмотрения и понимания  предметов и явлений объективного мира.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной  связи и развитии, но и научным  методом познания, позволяющим вскрывать  сущность явлений и процессов.

3. Методы познания  диалектики

 

Любая наука, учебная дисциплина имеют определённый метод. Под методом понимается совокупность принципов, правил, приёмов научной  деятельности, применяемых для получения  истинных знаний, объективно отражающих действительность. Методология - учение о методе, теоретическое обоснование  используемых в науке методов  познания материального мира.

Чем совершеннее  методы изучения явлений и чем  больше таких методов, тем шире возможности  науки. Плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят  от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы - продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом  изучения. Постоянный поиск новых  исследовательских приёмов, способов, методов обеспечивает прирост научных  знаний, углубление представлений о  присущих предмету закономе6рностях.

Теория  государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая  наука, находящаяся в непрерывном  поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению  своего основного предназначения - служить научным ориентиром государственно-правовой практике. Так Ф. Бэкон сравнивал  метод с фонарём, освещающим путь учёному, считая, что даже хромой, идущий с фонарём по дороге, определит  того, кто бежит впотьмах без дороги.

Многовековой  мировой опыт государственно-правового  развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются  на различные методы, подходы и  получают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают  саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают  и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и  право создаются и совершенствуются по воле людей.

Методы  теории государства и права тесно  связаны с её предметом. Последний  отвечает на вопрос, что изучает  теория, методы - как, какими способами  она это делает. В основе метода лежит предмет теории, ибо без  теории метод остается беспредметным, а наука - бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооружённая  адекватными методами, может выполнить  стоящие перед ней задачи и  функции.

Теперь  перейдем к материалистической диалектике. По справедливому замечанию сербского  учёного Р. Лукича, "нельзя стать  хорошим юристом, оставаясь лишь "чистым" диалектиком, не обладающим знаниями, необходимыми для применения специальных методов, присущих праву. Однако нельзя им стать и в том  случае, если ограничиваться исключительно  специальными, чисто профессиональными  методами и не подходить к праву  с позиций более общего, диалектического  метода".

Построение  классической системы диалектики связано  с именем немецкого философа Гегеля Г. Как объективный идеалист, Гегель первичной считал мировую идею, разум, вторичным - всё материальное, выражающее эту идею. Духовное в этом случае является творцом окружающего мира. Гегель дал классический анализ философских  парных категорий: качества и количества, причины и следствия, случайности  и необходимости. Им сформулированы три основных закона диалектики: закон  перехода количества в качество, закон  единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

Марксизм, восприняв диалектику Гегеля и предшествующие учения материалистов, решил проблему соотношения материи и сознания в пользу первичности материи, бытия. Материя, окружающий мир существуют сами по себе, а не потому, что они  отражаются в сознании человека.

Метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов [6, с.67-68]

 

4. Диалектика  как учение о единстве и  движении всего сущего

 

Существует  много  категорий  диалектики.  Сущность, например, это  есть  нечто  сокровенное, глубинное, пребывающее  в  вещах, их  внутренних  связях  и  управляющее  ими, основание  всех  форм  их  внешнего  проявления.  Понятие  сущности  соотносительно  с  понятием  содержания, выражая  не  всё  содержание  целиком, а  лишь  главное, основное  в  нём.  Открытие  сущности  чего-либо  есть  проникновение  в  глубины  вещей, в  их  основные  свойства, выявление  причин  её  возникновения  и  законов  функционирования.  Сущность  всегда  конкретна, нет  сущности  вообще.

Если  сущность — это  нечто  общее, то  явление — единичное, выражающее  лишь  какой-то  момент  сущности.  Если  сущность есть  нечто  глубинное, то  явление — внешнее,  более  богатое, красочное.  Сущность —  есть  нечто  устойчивое  и  необходимое, а  явление — это  переходящее, изменчивое, случайное.  Явление  есть  то, как  сущность  проявляет  себя  вовне, во  взаимодействии  со  всем  иным.

         Единичное, особенное, всеобщее  являются  философскими  категориями   диалектики, выражающими  различные   объективные  связи  мира, а   также  ступени  познания  этих  связей.

         Объекты  действительности  обладают  своеобразием, благодаря  которому  они  отличаются  друг  от  друга.  Поэтому  каждый  отдельный   объект  воспринимается  как   нечто  единичное.  Таким   образом  единичное — категория,  выражающая  относительную  обособленность, дискретность, ограниченность  объектов  друг  от  друга  в  пространстве  и  времени, с  присущими   им  специфическими  особенностями,  составляющими  их  неповторимую  количественную  и  качественную  определённость.  Общие  черты   и  признаки, повторяющиеся   в  единичном, выступают   как  особенное, присущее  узким   группам  объектов.  Если  же  черты  и  признаки  присущи   всем  предметам  и  явлениям, то  они  выступают  как   всеобщее.  Всеобщее — это   единое  во  многом.  Единичное,  особенное  и  всеобщее  находятся   в  неразрывной  связи, единстве, различие  их  относительно, они  взаимно  переходят  друг  в  друга.  Никакая  деятельность  не  была  бы  возможна, если  бы  не  существовало  возможности  выделить  в  вещах  нечто  общее.

         Диалектика  единичного  и   общего  универсальна, и  общее   проявляется  не  иначе  как   в  единичном  и  через   единичное.

         Философскими  понятиями, с   помощью  которых  ранее   всего, и  притом  долгое  время, осмысливалось  “ устройство  ”  бытия, служили  понятия   “ простого-сложного ”, “ части-целого  ”.

         Под  частями  понимали  такие   “ предметы ”, которые  в   своей  совокупности  образуют  новые, более  сложные  предметы.  Целое  же  рассматривалось   как  результат  сочетания   частей  того  или  иного   предмета.

         Тайна  целостности, её  несводимости  к  простой  сумме  частей  заключается  в  связи, объединяющей  предметы  в  сложные  комплексы,  во  взаимовлиянии  частей.

         Учёт  диалектического  взаимодействия  части  и  целого  имеет   важное  значение  в  процессе  познания.  При  этом  необходимо  учитывать: 1) неправильность  сведения  целого  к  части, что   может  привести  к  утрате  понимания  целого, как  качественной  определённости, подчиняющейся   специфическим  законам; 2) необходимость   рассмотрения  целого  во  всей  его  сложности  и  относительной   самостоятельности  сторон, элементов,  частей, из  которых  оно   состоит, так  как  последние   могут  иметь  свои  особенности,  не  совпадающие  с  целым; 3) рассмотрение  отдельных  сторон, частей  должно  иметь  своей   предпосылкой  знание  природы   целого  и  наоборот, изучение  целого  должно  опираться   на  знание  свойств  его   составных  частей.

         Существуют  ещё  и  другие  категории  диалектики, как-то:  возможность  и  действительность, необходимость  и  случайность,  форма  и  содержание, качество  и  количество, элемент, структура   и  система.

         Устойчивые, повторяющиеся  связи   тех  или  иных  явлений   называют  законами.  Признание   универсальной  законосообразности  вещей  и  процессов, наличие   в  них  устойчивых  регулярностей   является  непременной  предпосылкой  всякого  рационального  познания  и  целенаправленного  преобразования  реальности.  Открытие  регулярных  связей, зависимостей, схем  детерминации  явлений  концентрирует  в  себе  наиболее  важные  процессы  и  результаты  познавательной  деятельности  людей. Понятие  закона  есть  одна  из  ступеней  познания  человеком  единства  и  связи, взаимозависимости  и  цельности  мирового  процесса. Разграничение  диалектических  законов, закономерностей, принципов, категориальных  соотношений  весьма  условно.  Познание, философское  осмысление  диалектической  закономерности  проходит  различные  этапы — от  первичной, иногда  наивной  догадки  к  более  зрелой, оформленной  в  соответствующих  понятиях  ( соотношение  категорий )  и  опытно  подкреплённой  идее, далее  к  системно-теоретическому  знанию  и, наконец, к  разрабатываемым  на  его  основе  методологическим  принципам, познавательным  приёмам  и  процедурам.  Здесь  нельзя  ограничиваться  простой  констатацией  той  или  иной  диалектической  связи  лишь  в  виде  знания-результата.  Диалектические  соотношения  категорий  служат  концептуальными  орудиями  уяснения  всё  новых  и  новых  предметных  областей, решения  многообразных  проблем.  Материалистическая  диалектика  представляет  собой  теоретический  философский  “ образ ”  мира  в  сложном  сплетении  его  связей, взаимодействий, в  его  изменении, развитии.

 

Заключение

 

Диалектика – это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия и развития всего сущего. Диалектика – это способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамическое целое. Объективная диалектика – процессы взаимодействия и развития, царящие во всем мире. Субъективная диалектика – отражение процессов, царящих в мире, в головах людей. Это движение человеческих мыслей и представлений.

Все развитие диалектики должно предостерегать нас  против опасностей, неотделимых от философского системосозидания. Оно  напоминает нам, что философия не должна быть основанием для каких  бы то ни было научных систем и что  философам следует быть гораздо  скромнее в своих притязаниях. Было бы чрезвычайно полезно, если бы они  обратились к исследованию критических  методов науки.

Информация о работе Диалектика как метод познания