Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.
Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.
В своей работе мне хотелось бы подробнее остановится на таких представителях атеистического экзистенциализма, как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, а также на общей проблематике философии экзистенциализма.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)

В религиозном экзистенциализме выбор происходит перед лицом  бога. Согласно Бердяеву, подлинный  выбор - это выбор в себе образа "божьего", который составляет сущность личности, но является скрытым  для самого индивида, пока он живет  в мире "обыденности". Но поскольку  в религиозном экзистенциализме бог выступает лишь в своих  отрицательных определениях, то в  такой трактовке свободы выбора нельзя найти какого-либо содержательного  критерия, за что экзистенциализм  подвергается критике со стороны  традиционного христианства. Характерна в этом отношении экзистенциалистская  трактовка такого важного понятия  нравственной философии, как совесть. Поскольку экзистенциализм не устанавливает  содержательных критериев добра  и зла, т.е. не строит систему нравственной философии, постольку совесть определяется им как призыв экзистенции выбрать  себя подлинно, найти себя. Совесть  не есть призыв быть добрым и избегать зла - она есть призыв быть самим  собой, а не "другим", не "посторонним". Быть свободным - значит не поступать  и не думать так, как поступают  и думают все. Быть свободным, быть экзистенцией значит быть самим собой, поэтому, по слова Сартра "человек обречен  быть свободным. Свобода предстает  в экзистенциализме как тяжелое  бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может  отказаться от своей свободы, перестать  быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как  личности. Мир, в который при этом погружается человек, носит у  Хайдеггера название "ман" (man - неопределенно-личное местоимение, аналогичное "всеемству" Достоевского); это безличный мир, в котором все анонимно, в котором нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что ответственности, мир всеобщей круговой поруки. У Бердяева этот мир носит название "мира объективации", признаками которого являются: "... 1) отчужденность объекта от субъекта; 2) поглощенность неповторимо - индивидуального, личного общим, безлично - универсальным; 3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; 4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность". Единственный способ преодоления этого мира, - учит экзистенциализм, - самому стать личностью, перестать жить в соответствии с внешними принципами. Однако быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы: в век всеобщей унификации и тотальной социализации остаться неунифицированным, в век полного отчуждения остаться неотчужденным, в век всеобщего безверия остаться верным вере как таковой, в то же время не имея действительно живой и конкретной веры, неимоверно трудно. Это значит все время идти против течения, быть обреченным на нонкомформизм, быть вечным аутсайдером в этом мире. Знать, что нет сословия или класса, внутри которого ты будешь "своим", что нет такого уголка на земном шаре, где не пришлось бы жить, постоянно сопротивляясь принятым нормам жизни, что нет такой "позитивности", с которой можно себя отождествить - это и значит жить "перед лицом ничто", будет ли это ничто именем неведомого бога или названием действительной пустоты. Поэтому под знамя экзистенциализма встают и те, кто ищет нового, неведомого бога, и те, кто ничего не ищет, а лишь предает анафеме все существующее. Таков общий настрой постоянно ищущего, отрицающего, неудовлетворенного и "безблагодатного", по выражению Бердяева, экзистенциализма. С особенно страстным пафосом этот настрой проявился в творчестве Жана Поля Сартра, наверное, самого атеистического, левого и пессимистического из экзистенциалистов. Миропонимание Сартра сформировалось в мире, зашедшем в тупик, абсурдном, где все традиционные ценности рухнули. Первый акт философа должен был, следовательно, быть отрицанием, отказом, чтобы выбраться из этого хаотичного мира без порядка и цели. Отстраниться от мира, отвергнуть его - это и есть в человеке специфически человеческое: свобода. Выражаясь словами самого Сартра, вся его система взглядов строится на двух постулатах экзистенциализма. Во-первых, в качестве отправной точки Сартр воспринял формулу Достоевского "если бога нет, все позволено", дав ей достаточно широкое толкование: "В самом деле, все позволено, если бога не существует. И следовательно, человек покинут, беспомощен, потому что ни в себе, ни вовне ему не на что опереться. Прежде всего, у него нет оправданий. Если бога не существует, мы не имеем перед собой каких-либо моральных ценностей или повелений, которые оправдывают наши поступки. Не может быть больше добра a priopi, так как нет бесконечного и совершенного разума, чтобы его мыслить. И нигде не записано, что добро существует, что нужно быть честным, что нельзя лгать, и это именно потому, что мы находимся в такой плоскости, где есть только люди. Мы одиноки, и нам нет извинений". Во-вторых, Сартр отталкивается в своих рассуждениях от известного экзистенциалистского принципа "существование предшествует сущности". Суть этого принципа Сартр раскрывает достаточно подробно: "Атеистический экзистенциализм учит, что если бога не существует, то есть по крайней мере одно такое существо, у которого существование предшествует сущности, существо, которое начинает существовать прежде, чем его можно определить каким-либо понятием. Этим существом и является человек, или, как говорит Хайдеггер, человеческая реальность. Что означает здесь, что существование предшествует сущности? Это значит, что человек сначала существует, оказывается, появляется в мире и только потом он определяется. В представлении экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что он первоначально ничего собой не представляет. Он станет человеком лишь позже и станет таким человеком, каким он сам себя сделает. Таким образом, нет человеческой природы, как нет и бога, который бы ее изобрел. Но человек не только таков, каким он себя представляет, но таков, каким он проявит волю стать, и поскольку он представляет себя после того, как уже начал существовать, и проявляет волю после этого прорыва к существованию, то человек есть лишь то, что он сам из себя сделает. Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее. Человек - это прежде всего замысел, который живет своей собственной жизнью. Ничто не существует до этого замысла, ничего нет на сверхчувственном небе, и человек станет прежде всего тем, чем он запроектировал быть". Это высказывание, несмотря на кажущуюся пространность, является очень важным для понимания дальнейших построений экзистенциалистской теории Сартра. Полагая человека единственным источником воли, Сартр справедливо связывает эту волю с ответственностью: "Но если действительно существование предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм делает каждого человека собственником того, что он есть, и возлагает на него полную ответственность за его существование ... Но когда мы говорим, что человек ответствен за себя, то это не значит, что он отвечает только за свою собственную личность. Он отвечает за всех. Выбирая себя, человек выбирает всех людей. Нет ни одного такого нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотим быть, не создавало в то же время образ человека, такого, каким он, по нашим представлениям должен быть. Выбор того или иного означает в то же время утверждение ценности того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбрать дурное".

Таким образом, концепция  свободы воли развертывается у Сартра в теории "проекта", согласно которой  индивид не задан самому себе, а  проектирует, "собирает" себя в  качестве такового. Поэтому трус, например, ответствен за свою трусость, и "для  человека нет алиби". Экзистенциализм  Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое существование  и окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности, "проекта", "выбора". Не малую роль в этом играет воображение, в котором открывается существенный акт сознания: суть его в том, чтобы отстраниться от данного мира "в себе" и оказаться в присутствии того, что отсутствует. "Акт воображения - магический акт: это колдовство, заставляющее появиться вещь, которая желательна". Строя в своем воображении проекты самого себя, человек оказывается "впереди, позади себя, никогда - сам". А экзистенция и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде внутри индивидуального состояния, субъективно.

Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой  человек мог бы развить себя в  качестве подлинно самостоятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего  единства "проектирующего я". В  этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как "ничто". По мысли Сартра, "... человек, без  всякой опоры и без всякой помощи, осужден в каждый момент изобретать человека", и тем самым "человек  осужден на свободу". Но тогда  основой подлинности могут быть только иррациональные силы человеческого  подполья, природа самого индивида, его уникальные биологические зависимости, события и травмы глубокого детства, довлеющие над индивидом, как  рок. Определяющие человеческое поведение  интуиции, подсказки подсознательного, безотчетные душевные порывы и рационально  неосмысленные решения неминуемо  приводят к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида: "История  любой жизни есть история поражения". Появляется мотив абсурдности существования: "Абсурдно, что мы рождаемся, и  абсурдно, что мы умираем". Человек, по Сартру, - бесполезная страсть. Сартр, несомненно, понимал, насколько тяжел  груз свободы для человека, не имеющего внутренней опоры, подавленного наследием  подсознательного, постоянно мучимого чувством тревоги и страха перед  самим собой. И он не стоил иллюзий  насчет способности человека быть действительно  свободным - тем более, что действительность могла развеять любые иллюзии. Поэтому  неудивительно, что все произведения Сартра пронизаны критикой и неприятием окружающего мира. Индивида в современном  обществе Сартр понимает как отчужденное  существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организации, государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного мнения и безличной "молвы" и где даже объективный разум науки представляется отделенной от человека и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на не подлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему, давят его своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может чувствовать себя благополучно устроенным только общество "подонков", человек же испытывает "тошноту". Жить в этом обществе, по мнению Сартра, как живет в нем "довольное собой сознание", можно лишь отказавшись от себя, от личности подлинной, от решений и выбора, переложив последние на чью-либо анонимную ответственность - на государство, нацию, расу, семью, других людей. Но и этот отказ - ответственный акт личности, ибо человек обладает свободой воли всегда.

Итак, атеистическое направление  экзистенциализма утверждает, что человек  свободен настолько, что ничто не может на него повлиять.

Такой экзистенциализм утверждает абсолютную свободу человека, и, как  пишет Сартр, является попыткой сделать  все возможные выводы из последовательного  атеизма. Человек, в этой системе  взглядов, должен понять себя прежде всего  свободным и абсолютно ответственным  за свои поступки. Свобода прежде всего  соотносится с ответственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экзистенциализм нельзя рассматривать  как философию бездействия (квиетизм). Экзистенциализм определяет человека через его поступки, он показывает, что все происходящие с ним  изменения есть результат не внешних  и механических воздействий, но жизненных  и внутренних его принципов.

Экзистенциалистская философия  — оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых своих положений  Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм  показывает, что человек должен обрести  себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого. Экзистенциализм тем самым освобождает  человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным  благодаря чему-то вне себя самого. Именно экзистенциализм учит, что  каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее  творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать  взаимно дополняющей, создающей  единое целое, вместо повторения одних  и тех же действий.

Не вызывает сомнения и  то огромное влияние, которое оказала  и оказывает экзистенциалистская  теория на понимание значения внутреннего  мира человека, необходимости культуры самосознания, ответственности человека перед собственным "Я". Все эти  вопросы, поставленные экзистенциализмом, сегодня привлекают исключительное внимание различных философских  школ и других областей и направлений  гуманитарного знания.

Оценивая в целом весомый  вклад экзистенциализма в развитие философии человека, нельзя не видеть весьма существенного, присущего ей, недостатка. Рассматривая человека самосознающим  существом, экзистенциализм, к сожалению, не учитывает ни естественной, ни общественной объективной истории его развития. Между тем, именно история создает  людей и именно в ходе ее изменяется тот мир, частью которого являются все  люди и социум, и природная среда, которым они обусловлены и  сами его обусловливают.

Экзистенциализм отразил  в своей философии состояние  сознания, переживаний людей в  современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия, эстетика, культура. - М., "Искусство", 2001г.
  2. Камю А. Бунтующий человек - М., Изд-во политич. литературы, 1999г.
  3. Киссель М. А. Экзистенциализм //Современная западная философия. Словарь. - М., 1998г.
  4. Курбатов В.И. История философии. Конспект. - Изд-во "Феникс", 2002г.
  5. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы// Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М., Изд-во политич. литературы, 1991г.
  6. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто (Извлечения)//Человек и его ценности.Ч.1. - М., 1996г.
  7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм//Сумерки богов. - М., Изд-во политич. литературы, 1989г.

 


Информация о работе Жан-Поль Сартр (1905-1980)