Жизнь и труды Лейбница

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 10:12, реферат

Краткое описание

В истории философии не так уж много примеров, чтобы в деятельности и произведениях одного и того же лица сочетались эпохальные научные открытия и глубочайшие философские идеи, составляющие узловой пункт историко-философского процесса. Среди таких мыслителей выделяется грандиозная фигура немецкого философа и ученого Готфрида Вильгельма Лейбница.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 63.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея «Лучшего из миров» и ее этические следствия

Из того, что Единое Существо, т. е. Бог, является основанием сущности и существования в мире и что  он действует "физически и свободно", вытекает, по Лейбницу, кардинальное следствие: такое существо не могло сотворить  мира лучшего, чем тот, который уже  им сотворен. "Таким образом, —  заключает Лейбниц, — мир представляет не только удивительную машину, но —  поскольку он состоит из духов  — и наилучшее государство, где  обеспечены все возможное блаженство и всякая возможная радость, составляющая их физическое совершенство". Эта концепция Лейбница вызвала и у его современников, и у мыслителей следующих столетий множество резких возражений, а то и насмешек. Но Лейбниц и сам предвидел возможные критические аргументы и как бы загодя полемизировал со своими противниками. А эти критики напоминали: люди часто бывают несчастны и умирают в мучениях. Мир скорее похож на хаос, чем на стройный и мудрый порядок. Лейбниц признает такие взгляды отнюдь не беспочвенными. Но он призывает подойти к делу глубже. Его контраргументы достаточно интересны и заслуживают внимания.

Человеческий мир, рассуждает Лейбниц, — это мельчайшая часть  универсума и кратчайший миг истории. Почему же, "обладая столь малым  опытом, мы осмеливаемся судить о бесконечном и вечном..."?17 К тому же люди под "лучшим из миров" неверно понимают мир, состоящий из одного благого, доброго, приятного и т. д. Между тем такой мир был бы однообразным, а однообразие, монотонность не были бы достойны мудрого Бога. Сплошные удовольствия, если бы только их люди получали от жизни, быстро бы утомили и пресытили человеческие существа. Как люди, испытывающие несчастья, закаляются в испытаниях, так и природа, пребывающая в напряженном противодействии добра и зла, действия и страдания, красоты и уродства, как раз в целостности и разнообразии становится прекрасной и целесообразно устроенной. "Брошенное в землю зерно страдает, прежде чем произвести плод. И можно утверждать, что бедствия, тягостные временно, в конечном счете благодетельны, поскольку они суть кратчайшие пути к совершенству"17. Человеческое бытие подчинено закону "красоты и общего совершенства божественных творений", ему же подчинен и весь универсум: "...совершается известный непрерывный и свободный прогресс, который все больше продвигает культуру. Так цивилизация с каждым днем охватывает все большую и большую часть нашей земли". Правда, Лейбниц не отрицает ни одичания, ни разрушений и падений цивилизации и культуры. Но ведь и они — по закону различий, контрастов — толкуются как составные элементы замысла Бога и сотворенного лучшего из миров.

Теологическая идея лучшего  из миров имеет у Лейбница прямое этическое продолжение. Она должна внушить человеку жизненный оптимизм, моральную стойкость в преодолении  невзгод и несчастий, дать ему  облагораживающее и успокаивающее  сознание причастности к общему божественному  порядку Вселенной. Следует помочь человеку активно бороться со злом, для чего нужно научить людей  встречать зло с открытыми  глазами, выделяя и различая виды зла.

Различие между моральным  злом и добром, исходящее, разумеется, от Бога, чрезвычайно важно еще  и в том смысле, что оно оттеняет необходимость и величие человеческой свободы. "Все действия Бога спонтанны. Несомненно, что, каждому человеку присуща  свобода совершения любого поступка, т. е. того, что он сочтет наилучшим".18 Проблему свободы Лейбниц связывает с вопросами о необходимости, возможности, случайности. "С древнейших времен, — пишет он, — человеческий род мучается над тем, как можно совместить свободу и случайность с цепью причинной зависимости и провидением". Душа создана Богом так, что она как бы является зодчим, свободно творящим мир человеческой жизни. Но наибольшая свобода открывается человеку тогда, когда он сознательно действует как разумное существо. Разум повелевает человеком в той же мере, в какой человек распоряжается своим разумом. "Детерминироваться разумом к лучшему — это и значит быть наиболее свободным... Выступать против разума — значит выступать против истины, потому что разум есть система  истин".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Лейбниц - один из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества. Великий философ, он в то же время знаменитый математик, физик, историк, богослов, юрист и дипломат. Едва ли существовала при нем хотя бы одна отрасль знания, которой он не изучал, и в которую его мысль не внесла бы что-нибудь новое. В этой многосторонности, однако, заключался источник и недостатков деятельности Лейбница: она была до некоторой степени отрывочна; он гораздо чаще открывал новые пути, чем проходил их до конца; смелости и богатству его планов далеко не всегда отвечало их выполнение в подробностях. Это можно сказать и о философском творчестве Лейбница. Свои философские взгляды он чаще всего излагал в форме писем, заметок, общих и кратких очерков.

Лейбниц в своих неопубликованных при его жизни размышлениях является наилучшим примером философа, использующего  логику как ключ к метафизике. Этот тип философии начинается с Парменида, а продолжается он в платоновском использовании теории идей, чтобы доказать различные внелогические суждения. К этому же типу философии принадлежат философия Спинозы, а также философия Гегеля. Но никто из них не смог с такой ясностью заключать от синтаксиса к действительному миру. Этот вид аргументации получил дурную славу из-за роста эмпиризма.

Тем не менее, Лейбниц остается величественной фигурой и его  величие сейчас заметнее, нежели когда-либо раньше. Помимо того значения, которое  он имеет как математик и создатель  исчисления бесконечно малых, он был  основоположником математической логики важность которой он понял тогда, когда она еще никому не была ясна. А его философские гипотезы, хотя и фантастичны, но очень ясны и  могут быть точно выражены. Я считаю, что его монады все еще могут  быть полезны как предполагаемые возможные пути видимого восприятия, хотя их нельзя рассматривать как  лишенные окон.

Лейбниц был творцом одной  из самых оригинальных и плодотворных философских систем нового времени. Диалектика, логика и глубоко научный  стиль - вот что характеризует  лучшие стороны его философского творчества. Эта философия впитала  в себя достижения предшественников и современников, дала свой ответ  на их искания, а во многом и обогнала свое время.

1 Филиппов M. M. Готфрид Лейбниц. Его жизнь, общественная, научная и философская деятельность. — 1893, Глава II «Студенческие работы. — Полигистор. — Вейгель. — Томазий. — Интриги деканши. — Докторский экзамен. — Лейбниц в роли розенкрейцера».

2 Филиппов M. M. Готфрид Лейбниц. Его жизнь, общественная, научная и философская деятельность. — 1893, Глава X «Наружность и характер Лейбница».

3 Хал Хеллман. Ньютон против Лейбница: Битва титанов. — С. 78.

4 Филиппов M. M. Готфрид Лейбниц. Его жизнь, общественная, научная и философская деятельность. — 1893, Глава IX «Лейбниц и Петр Великий. — Последние годы жизни Лейбница»

5 Филиппов M. M. Готфрид Лейбниц. Его жизнь, общественная, научная и философская деятельность. — 1893, Глава IX «Лейбниц и Петр Великий. — Последние годы жизни Лейбница»

6 . Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: "Феникс", 1997.С.64.

7 Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. Изд. 2-е, переработ.: М., "Мысль",1971. С.194.

8 . Лекторский В. Историческое познание//Свободная мысль.-2001.-С.87.

9 Васильев В.В. "Высшее проникновение" новоевропейской философии//Вопр. философии.-1997.-№1.-С.112,108

10 Бычко И.В. Познание и свобода. - М.: Политиздат, 1969.-С.34.

11 . Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

12 История философии в кратком изложении/Пер. с чеш. И.И. Богута - М.:Мысль, 1991.-С.386,397.

13 Демокаров К.Х. Рационализм и социосинергетика//ОНС - обществ. науки и современность. - 1997.-№1.-С.120.

14 . Философия и методология науки./Под ред. В.И.Купцова. - М.:Аспект Пресс,1996.-С.84.

15 . В.В.Игнатьева, Н.Б.Оконская, О.В.Панченко. Философия. Конспекты лекций и планы семинарских занятий. – Севастополь.:СНУЯЭиП,2002г.-с.14.

16 . Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий.

17 . Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989

18 Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -М.,1984.

 


Информация о работе Жизнь и труды Лейбница