Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:17, контрольная работа
Философы — это мудрецы, размышляющие над тем, как сделать человека счастливым. Каждая эпоха знала своих великих философов. Они рассуждали и спорили между собой и со своими учениками о таких вечных категориях, как время, пространство, материя, судьба, о моральных принципах, правилах поведения и т.п. Но всегда основным оставался вопрос: как помочь человеку испытать истинное счастье. Сегодня в народной речи под словом «философ» понимается человек, довольствующийся тем, что имеет, наслаждающийся простыми радостями жизни, не сгибающийся под ударами судьбы. Это хорошее слово. Потому что оно характеризует мудреца.
2.Доказательство существования Бога.
Найдя критерий достоверности в отчётливых, ясных идеях, Декарт берется затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как убеждение в существовании телесного мира основывается на данных нашего чувственного восприятия, а о последнем мы ещё не знаем, не обманывает ли оно нас безусловно, то надо прежде найти гарантию хотя бы относительной достоверности чувственных восприятий. Такой гарантией может быть только сотворившее нас, с нашими чувствами, совершенное существо, идея о котором несовместима была бы с идеей обмана. Ясная и отчётливая идея такого существа в нас есть, а между тем, откуда же она взялась? Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. С другой стороны, эта идея настолько реальна, что мы можем расчленить её на логически ясные элементы: полное совершенство мыслимо лишь под условием обладания всеми свойствами в высшей степени, а следовательно и полной реальностью, бесконечно превосходящей нашу собственную реальность.
Таким образом, из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:
· во-первых, как источника самой идеи о нём – это доказательство, так сказать, психологическое;
· во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, - это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого8.
Установив бытие всесовершенного Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции или сущности, противоположной духу. Наши ощущения материальных явлений далеко не во всем своём составе годны для определения природы вещества. Ощущения цветов, звуков и проч. – субъективны; истинный, объективный атрибут телесных субстанций заключается только в их протяжённости, так как только сознание протяжённости тел сопровождает все разнообразные чувственные восприятия наши и только это одно свойство может быть предметом ясной, отчётливой мысли.
Таким образом, в понимании свойств материальности сказывается у Декарта все тот же математический или геометрический строй представлений: тела суть протяженные величины. Геометрическая односторонность Декартова определения материи сама собой бросается в глаза и достаточно выяснена новейшей критикой; но нельзя отрицать, что Декарт верно указал на самый существенный и основной признак идеи «материальности». Выясняя противоположные свойства той реальности, которую мы находим в самосознании своем, в сознании своего мыслящего субъекта, Декарт, как мы видим, признает мышление главным атрибутом духовной субстанции.
Обе эти субстанции – дух и материя – для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.
В «Рассуждение о методе» («Discours de la mйthode») y Декарта преобладает ещё утилитарная тенденция открытия путей здравой житейской мудрости, причём заметно сказывается влияние стоицизма. Но в письмах к принцессе Елизавете он пытается установить основные идеи собственной морали. Таковыми являются:
· идея «совершенного существа как истинного объекта любви»;
· идея «противоположности духа материи», предписывающая нам удаляться от всего телесного;
· идея «бесконечности вселенной», предписывающая «возвышение над всем земным и смирение перед Божественной мудростью»;
· наконец, идея «солидарности нашей с другими существами и всем миром, зависимости от них и необходимости жертв общему благу».
В письмах к Шаню по просьбе королевы Кристины Декарт обстоятельно отвечает на вопросы:
· «Что такое любовь?»
· «Оправдывается ли любовь к Богу единственно естественным светом разума?»
· «Какая крайность хуже – беспорядочная любовь или беспорядочная ненависть?»9
Различая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую «в добровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного с ним целого». Такая любовь находится в антагонизме со страстью и желанием. Высшая форма такой любви – любовь к Богу как бесконечно великому целому, ничтожную часть которого мы составляем. Отсюда вытекает, что как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствам собственной природы своей: это даёт ей высшие радости и уничтожает в ней всякие желания. Любовь, как бы беспорядочна она ни была, все же лучше ненависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть – признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви. Это даёт нам истинную радость и счастье, которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутого совершенства, при этом Декарт нападает на тех, которые заглушают свою совесть посредством вина и табака. Фулье справедливо говорит, что в этих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозы и, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.
Заключение.
Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды, посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистического, материалистического, философского и естественнонаучного мышления После его смерти влияние картезианства усилилось -- не только во Франции, но и в других странах Западной Европы. В соответствии с различными сторонами картезианства его влияние проявилось в произведениях различных философов.
Рационалистический метод Декарта получил систематическую разработку в книге его последователей и друзей Паскаля, Арно и Николя «Логика или искусство мыслить» Логика, приближенная к математике, трактовалась здесь как наука обретения новых истин в исследовании реальной природы. Наибольшее влияние Декарта проявилось в данном произведении во введении учения о методе как самого важного раздела логики. Четыре правила метода Декарта были осмыслены здесь как методы анализа и синтеза. Первый из них трактуется как метод открытия новых положений путем внимательного наблюдения и анатомирования вещей и явлений, благодаря чему достигаются простые и ясные истины, совершенно отличные от неопределенности и темноты схоластических универсалий. Если собственно научная сторона картезианства еще при жизни его основателя завоевала много сторонников в Утрехтском, Лейденском и других университетах Нидерландов, то общий дух его рационализма и положения метафизики оказали воздействие на некоторых протестантских теологов..
Таким образом учение Декарта оставило яркий след в истории философской мысли и оказало серьезное влияние на развитее науки эпохи нового времени.
Список литературы.
1. Губин В.Д. Философия: учебн. - М.: Велби, Изд-во Проспект, 2005.
2. Чанышев А.В. Философия древнего мира: Учебн. - М.: Высшая школа, 2003.
3. Ильин В. Философия: учебник в 2-х томах.: Изд-во Феникс, 2006. Асмус В.Ф. Декарт. учебн. - М.: Изд-во Высшая школа, 2006.
4. Фишер, Куно. История Новой философии.Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. - СПб.:2004.
1 Фишер, Куно. История Новой философии.Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. - СПб.:2004.
2 Фишер, Куно. История Новой философии.Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. - СПб.:2004.
3Ильин В. Философия: учебник в 2-х томах.: Изд-во Феникс, 2006. Асмус В.Ф. Декарт. учебн. - М.: Изд-во Высшая школа, 2006.
4 Губин В.Д. Философия: учебн. - М.: Велби, Изд-во Проспект, 2005.
5 Фишер, Куно. История Новой философии.Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. - СПб.:2004.
6Ильин В. Философия: учебник в 2-х томах.: Изд-во Феникс, 2006. Асмус В.Ф. Декарт. учебн. - М.: Изд-во Высшая школа, 2006.
7 Ильин В. Философия: учебник в 2-х томах.: Изд-во Феникс, 2006. Асмус В.Ф. Декарт. учебн. - М.: Изд-во Высшая школа, 2006.
8Фишер, Куно. История Новой философии.Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. - СПб.:2004.
9Фишер, Куно. История Новой философии.Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. - СПб.:2004.