Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:56, реферат
Не без основания считается, что ни один из философов не воплощает собой философствование и возникающий из него образ жизни так, как Сократ. Федон, вспоминая, как друг закрывал осужденному глаза и уста, говорит, что он был лучшим, ибо был самым разумным и справедливым. Он был таким не только для современников. Сократ остается ключевой фигурой в философии. Через него философия обрела понимание того, чем она в состоянии быть. Смысл философии — это мысль, жизнь и смерть Сократа.
Человек, правда, не может полностью преодолеть завесу божественной тайны и неизвестности, но и то, что ему доступно, достаточно для нравственной жизни. Помня о богах, сосредоточиться на человеческих делах - таков основной смысл сократовского призыва к добродетельному знанию. «Безумствуют также, говорил он,- пишет о Сократе Ксенофонт,- спрашивающие богов о том, что боги дали людям различать научившись, например, если бы кто спрашивал, лучше ли взять для лошадей человека, умеющего держать вожжи или не умеющего; или лучше ли взять на корабль умеющего править судном или не умеющего; или что можно знать сосчитавши, или измеривши, или взвесивши. Он полагал, что спрашивающие об этом богов поступают преступно, и говорил, что боги дали делать научившись, то должно изучать, а что неизвестно человеку, пытаться узнать от богов через мантику, так как боги открывают, если к кому они милостивы»6.
Так, самим человеком должно быть исследовано и изучено, как стать умелым плотником, кузнецом, земледельцем, счетчиком, экономом, кормчим, военачальником и т. д. Практически необходимое знание и мастерство в подобного рода делах доступно человеку и без суетного обращения к богам и мантике. В этой сфере технического знания и практического навыка основную роль играют, по мнению Сократа, собственные познавательные усилия человека. В мантике же, говорил он, «нуждаются намеревающиеся хорошо жить своим домом или городом» 7. Но и здесь, в сфере нравственной жизни (в семье, полисе и т. д.), поведение человека должно опираться как на указания мантики, так и на приобретенные им самим знания.
Этическая
добродетель в целом и
Исходя
именно из такого понимания связи
между незнанием и злом, Сократ
по поводу привлечения его к
Сократовской этике в заметной мере присуще характерное для античных представлений сближение незнания с безумием, отношение к преступлению как акту безумца. Правда, Сократ все же в принципе отличал незнание от безумия. По этому поводу Ксенофонт пишет: «Безумие, говорил он, противоположно знанию, но незнание он не считал безумием. Самонезнание, утверждение неизвестного и самозаблуждение он признавал понятиями, очень близкими к безумию. Люди, говорил он, не признают безумия за теми, которые заблуждаются в том, что неизвестно массе; они приписывают его заблуждающимся в предметах, известных массе»9.
В соотношении с благом как результатом действования по знанию зло есть недоразумение, следствие проступков, совершенных по неведению. Следовательно, добро и зло, По концепции Сократа, не два различных и автономных начала, как это имеет место, например, в поучениях Зороастра о борьбе света и тьмы или в христианской доктрине о борьбе бога и дьявола. У Сократа добро и зло - следствие наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно - знания. Только под руководящим началом и управлением разума здоровье, сила, красота, богатство, храбрость, щедрость и т. п. используются во благо; иначе они принесут не пользу, но вред.
Сократ
распространял свои взгляды по преимуществу
в разговорах и дискуссиях. В них
же сформировался философский
Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти.
Трагический финал Сократа
1. Чехословацкая
А.Н. «История философии в кратком изложении
(Сборник). Античная философия», 1994. // http://filosof.historic.ru/
2. Кессиди Ф.Х. Сократ.
- СПб.: Алетейя, 2001. // http://filosof.historic.ru/
3. Гомперц Т. Греческие
мыслители. - Мн.: Харвест, 1999. // http://www.filosof.historic.
4. Волкова А.Н., Горнев
B.C., Данильченко Р.Н. и др. «История философии:
Учеб. пособие для вузов». – М.: ПРИОР, 1997.
// http://filosof.historic.ru/
6. Ксенофонт Афинский. «Воспоминания о Сократе».
– М: Наука, 1993. – 384стр. Перевод С. И. Соболевского.
7. Платон. «Диалоги:
Протагор». – М.: АСТ, 2011. – 349стр. Перевод М. Соловьева.
8. Платон. «Диалоги:
Апология Сократа. – М.: АСТ, 2011.
– 349 стр. Перевод М. Соловьева.
9. Платон. «Диалоги:
Федон». – М.: АСТ, 2011. – 349 стр. Перевод
С. Маркиша.