Западная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:18, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение современной западной философии в различных аспектах, а так же описание основных проблем, отражающих современное состояние западного общества.

Цель работы предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать основные философские тенденции современной западной философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)

      У К. Ясперса личностное бытие связывается с поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении. Экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь связывается с трансценденцией. К. Ясперс создает вариант религиозного экзистенциализма. Обретение человеком сущности, свободы возникает в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины. Это дает возможность человеку постичь себя как экзистенцию, именно она помогает человеку понять иллюзорность своего бытия, соприкоснуться с Богом. Экзистенциализм оправдано исходит из того, что «пограничные ситуации» действительно заставляют людей задумываться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности.

      Проблема  личностного бытия и «пограничных ситуаций» стоят и во французском экзистенциализме. Так, А. Камю пишет об одиночестве и безысходности человека в «абсурдном мире». Ж. Сартр и Марсель экзистенциальные понятия относят не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству: оно находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед глобальными катастрофами. Задача философии экзистенциализма – помочь человеку, который неотделим от человечества. Пересматривая ценностные ориентации, и мышление, человек должен создать такие исторические условия, которые обеспечат решения всех острейших проблем. 

    § 2. 6. Религиозная философия.

     Наиболее  авторитетным направлением современной  религиозной философии является неотомизм, базирующийся на учении Фомы Аквинского. Главный его принцип  – гармония веры и разума. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формами познания. Основными задачами философии неотомизма являются:

  • доказать  истинность католицизма и католической философии;
  • приспособить католицизм к современным условиям;
  • приблизить католицизм к простым людям.

      Другим  направлением современной религиозной  философии является тейярдизм. Его  основоположник – Пьер Тейяр де Шарден. Основной его целью было создание феноменологии – комплексной науки, которая соединила бы в себе достижения наук и теологическую философию и объяснила бы основы Вселенной.

      Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена  – эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой и неживой природе) была присуща эволюция.

     По  своей направленности тейярдизм  был реформаторским течением в теологической  философии, во много опирался на достижения естественных наук, критиковал многие формы католицизма.

     § 2. 7. Герменевтика. 

     Философская герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

      К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

-«герменевтический  треугольник»;

-«герменевтический круг».

      Первыми герменевтиками были средневековые  теологи – схоласты, которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу  философов – герменевтиков можно  отнести Ф. Шлейермахера, Г. Гадамера, П. Рикера.

      Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора». Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не остается скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании.

      Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):

-дивинации  – искусственного «вживания»  в душу автора текста;

-сравнения  – сопоставления фактов, других  данных.

Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.

     § 2. 8. Ситуация постмодернизма в философии. 

   Термин «постмодернизм» (post – после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины ХХ в., так и философской мысли, представленной следующими именами: Жак Лакан, Исак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко и другие.

Основными чертами  постмодерна являются следующие:

  • «потеря субъекта»;
  • игра со стилями и смыслами предшествующих эпох;
  • стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами.

      Данное  направление претендует на создание «нового мышления», «новой идеологии», задача которой – размывание устоев, ценностей и границ традиционного  философского европейского знания.

      Что же предлагают постмодернисты?

  1. Прежде всего, не создавать никаких новых идеалов вместо уже отвергнутых старых. Истина невозможна, ее поиск – это иллюзия старой философии.
  2. Создавать новую жизнетворческую культуру, утверждающую полную свободу человека, свободу творчества и личности везде и во всем без границ.
  3. «Хаос» должен заменить «порядок» в культуре и обществе. Должно быть множество культур, политических систем, между которыми должны быть стерты все грани. Так же и в оценках интеллекта и способностей людей следует стереть все грани между гением и посредственностью, героем и толпой.

      Многие  постмодернисты выдвигают новый  тип философствования – философствование без субъекта. Можно сказать, что  постмодернизм представляет собой  реакцию на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм настаивает на гуманитаризации, антропологизации философского знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

     Современная западная философия  связана с  предшествовавшей ей европейской культурой, из недр которой она, так или иначе, возникла, тем не менее она способна произвести впечатление феномена культуры, по выражению Б. Рассела,  "не имеющей предков".   Преемственность в развитии стала неявной; ее приходится доказывать, и показана она может быть только в итоге специальной работы по реконструкции процессов ее генезиса.

     Безусловно  то, что в современном мире основой  мировоззренческого потенциала становится   именно философия как всеобъемлющая  категория. Одним из бесспорных мировоззренческих итогов философии  начала XXI в. является сам феномен существования философского миропонимания, которое стало доминирующим в ареале технократической цивилизации.

     В основе современного западного философского мировоззрения лежит представление  о  безграничной возможности человеческого  познания, о бесконечных  потенциалах  человеческого духа.

     Древнейшие  философские системы предлагали учитывать все четыре стихии, нашедшие свое отражение в человеке: разум, чувства, волю и желания. Русские философы настаивали на двойственной - антропософичной и телесной - природе человека, его непостижимой соборности и жертвенности, уживающейся с величайшим эгоизмом. В контексте современной западной философии человек понимается  как высшая  ценность, мерило всех вещей. В связи с этим, безусловно, что у западной философии большое будущее.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература

  1. Ю.Г. Петраш, Философия и бытие, - Обнинск,2007. – 488с.
  2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М., 1994.
  3. Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994.  
  4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – СПб., 1994.
  5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2000.
  6. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000.
  7. Сумерки богов. – М., 1989.
  8. Философия ХХ века: Учебное пособие. – М., 1997.
  9. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.
  10. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.
  11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1999.

Информация о работе Западная философия