Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:53, реферат
Философская мысль XIX века в России характеризуется определенной двойственностью. Это ее свойство особенно ярко выразилось в середине века, когда российское общество стояло на пороге больших перемен. Общественность страны «глубоко задумалась над тем, что замыслил Творец о России, что есть Россия и какова ее судьба». Многие представители интеллигенции этого периода, осознавали, что накопившиеся в стране противоречия требовали их разрешения, но как, каким образом и на основе чего это делать – все эти вопросы являлись объектами их постоянных споров.
1.Введение………………………………………………………………..2
2. Западничество…………………………………………………………4
3.Славянофильство……………………………………………………....11
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы
Заключение
Подводя итог рассуждениям
на тему западничества и
Представители и западничества
и славянофильства – это в
основном выходцы из одной и той
же социальной среды, составлявшие элиту
русского общества на тот период времени.
В эпоху Николая I эта элита
перешла исключительно к
Споры в области теории стали особенно интенсивными в то время, когда страна находилась на пороге больших изменений, как в экономике, в политике, так и в духовной сфере жизни общества. Западники и славянофилы были схожи в том, что необходимость изменений назрела, но мнения их до диаметрально противоположного расходились в выборе вектора этих изменений.
Возможно, однако, что не
имеет смысла в четко разделять
философскую элиту на приверженцев
западного пути и на исповедующих
идеи возврата к традициям допетровской
эпохи. Граница между ними условна,
поскольку многие представители, как
славянофильства, так и западничества
на протяжении своей жизни меняли
свои взгляды и если не становились
апологетами противоположных
И те и другие в молодости
увлекались трудами немецкой классической
философии, а затем отвергали
многие постулаты, например таких ее
представителей, как Гегеля и Шеллинга.
Разница заключалась в том, что
западники рассматривали их философию,
как отправную точку для
Общим для данных философских
течений является обращение к
вопросам религии. Западничество видело
безусловные плюсы в
В свою очередь западничество также не хотело перенесения западного лекала на русское общество. Западники, прежде всего, хотели приспособить к России безусловные в некоторых областях преимущества западного мира, но не как не сделать Россию Западом. В этих положениях и заключается сближение западнических и славянофильских позиций.
С течением времени и без того размытая разделительная линия между этими философскими движениями исчезнет, что приведет к появлению такого феномена русской философии, как например народничество, которое вырастет из славянофильства, но будет сочетать в себе не мало достижений философии Запада.
Список литературы:
1) Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989г
2) Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М.: «Наука» 1956г. Т. 12
3) Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М., АСТ, 2006г.
4) Бердяев Н. А. Русская идея. М., АСТ,2007г.
5) Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003г.
6) Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954г. Т. 3
7) Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2001г.
8)История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 2002г.
9) Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984г.
10) Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1994г.
Информация о работе Западничество и Славянофильство в русской философии