Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 19:24, реферат
Основоположниками марксизма были Карл Генрих Маркс (1818 — 1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Маркс родился в г. Трире в Германии, в семье адвоката. Учился на юридическом факультете Боннского, а затем Берлинского университетов. После знакомства с философией Гегеля примкнул к младогегельянцам. Последние стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы. В 1839-41 гг изучал древнегреческие философские системы и философию нового времени, работал над диссертацией «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», получил диплом доктора философии. Энгельс — сын текстильного фабриканта. Жил в Германии, изучал коммерческое дело, посещал лекции в Берлинском университете.
Коммунизм, согласно марксистам, есть бесклассовый общественный строй, в котором не будет эксплуатации человека человеком, не будет товарно-денежных отношений (общественный продукт будет рапределяться по принципу «от каждого - по способности, каждому — по потребности»), не будет государства (которое согласно марксистам есть аппарат насилия и принуждения используемый эксплуататорскими классами для удержания в повиновении классы эксплуатируемых) — государство отомрёт, ему на смену придет свободное самоуправление народа. В коммунистическом обществе будет преодолено отчуждение труда — произойдёт полное его освобождение. Тем самым будут созданы все необходимые условия для свободного всестороннего развития личности.
Марксистское учение подвергалось и подвергается критике. Многие философы, экономисты критиковали марксизм с неокантианских позиций. Так, С.Н. Булгаков считает, что категории марксизма заслоняют красочную действительность в её неповторимой индивидуальности. В частности понятие «класс» есть чистая абстракция, своего рода «средняя статистическая различных индивидуальностей». В марксизме, считают его критики, личность как бы теряется, растворяется в общности, прежде всего в классе. Основа марксизма — тоталитаризм, т. е. безусловный приоритет целого над своими частями (интересов класса над интересами личности) и вытекающее отсюда социологизаторство (социологизаторством называется позиция, определяющая сущность человека всецело как результат воздействия окружающей общественной среды и не уделяющая должного внимания биологическому компоненту в человеке).
Марксизм критикуют и за экономический детерминизм. В частности, по мнению С.Н.Булгакова, нельзя на основании экономического анализа капиталистического общества делать выводы об основных тенденциях общественного развития, эти выводы являются следствием «превышения научной компетенции» политэкономии.
Критике подвергалась и подвергается марксистская теория общественного прогресса. Марксизм исходит из того, что целью общественного развития является постоянное и полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей, осуществление подлинного счастья для всех членов общества, достижение подлинной свободы личности. По Марксу, прогресс личности обусловлен прогрессом общества в целом, в первую очередь — развитием способа производства. Некоторые из критиков Маркса считают, что экономический и социальный прогресс не только не обуславливает духовный прогресс личности, а, наоборот, служит препятствием для достижения «нравственного идеала». Они называют «противоестественной» цель коммунизма — удовлетворение постоянно растущих потребностей людей; считают погоню за всеобщим счастьем — невозможным предприятием. Марксизм, по их мнению, неспособен оценить всю необходимость и «возвышающее значение страдания, его этическое значение», а страдание нравственно необходимо для человека.
Критику вызывает эсхатологизм марксизма, в котором коммунизм понимается итогом общественного развития, последней ОЭФ.
Критики марксизма подчёркивают также историчность самого марксизма, т. е. То обстоятельство, что марксизм возник в определённых исторических условиях, в определённое время и несёт в себе неизбежную ограниченность.
Критика марксизма справедлива, имеет веские основания, но следует иметь в виду, что ни одна философская концепция не оказала такого сильного влияния на общественное развитие.
Позитивизм
Классический (первый) позитивизм
Позитивизм предстает как идейное или интеллектуальное течение, охватившее многообразные сферы
деятельности — не только науку, но и политику, педагогику, философию, историографию. Считается, что
позитивизм расцвел в Европе в период относительно стабильного развития, в эпоху спокойствия, когда
она вступила на путь индустриальной трансформации. Быстрые успехи в самых различных областях
знания: математики, химии, биологии и, конечно же, физики — делали науку все более и более
популярной, приковывающей к себе всеобщее внимание. Научные методы завладевают умами людей,
престиж ученых повышается, наука превращается в социальный институт, отстаивая свою автономию
и специфические принципы научного исследования. Научные открытия с успехом применяются в
производстве, отчего преображается весь мир, меняется образ жизни. Прогресс становится
очевидным и необратимым.
Общие программные требование позитивизма не сложны:
1. Утверждение примата науки и естественнонаучного метода.
2. Абсолютизация каузальности (каузальные законы распространимы не только на природу, но и на
общество).
3. Теория развития общества как своеобразная социальная физика (так понимается социология)
претендует на статус точной науки и уподобляется науке о естественных фактах человеческих
отношений.
4. Неизменность прогресса, понятою как продукт человеческой изобретательности, вера в
бесконечный рост науки и научной рациональности.
В узком смысле, позитивизм — это течение в философии, основанное в 30-х годах 19 века французским
философом Огюстом Контом (1798-1857). В работе «Дух позитивной философии» Конт выясняет пять
значений определения понятия «позитивного». Во-первых, в старом и более общем смысле
позитивное — положительное — означает реальное в противоположность химерическому. Во втором
смысле это основное выражение указывает на контраст между полезным и негодным. В третьем
значении оно часто употребляется для определения противоположности между достоверным и
сомнительным; четвертое состоит в противопоставлении точного смутному. Пятое применение —
когда слово «положительное» употребляется как противоположное отрицательному, как назначенное «по своей
природе преимущественно не разрушать, но организовывать».
Т.о. позитивизм - это «здоровая философия», которая коренным образом изгоняет все вопросы, неизбежно
неразрешимые. В другой («метафизической философии») нужды нет.
В своем главном произведении «Курс позитивной философии» в шести томах, изданных в 1830-1846г.,
О. Конт широко пропагандировал идею научности применительно ко всем проявлениям природы и общества.
Свойственная науке ориентация на закономерность нашла отражение в предложенном
О. Контом законе трех стадий интеллектуального развития человечества. Он заключается в том, что
каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три различные теоретические состояния:
• состояние теологическое, или фиктивное;
• состояние метафизическое, или отвлеченное;
• состояние научное, или позитивное.
Именно наука, как третья стадия эволюции, сменяет предшествующие ей теологическую,
объясняющую все происходящее на основе религиозных представлений, и метафизическую,
заменяющую сверхъестественные факторы развития сущностями и причинами. Наука, с
позиции О. Конта, есть высшее достижение интеллектуальной эволюции. Высшая, научная,
стадия содействует рациональной организации жизни всего общества. Она показывает всю
бесплодность попыток осознать первые начала и конечные причины всего сущего, свойственные
метафизике. Необходимым оказывается отказ от всех теологических притязаний. Именно
накопление положительного, позитивного опыта, становление профессиональной структуры
науки, исследование индуктивных логических процедур опытного знания— вот то единственное,
что достойно внимания и интеллектуальных усилий. Позитивная философия, по мнению О. Конта,
действительно представляет собой окончательное состояние человеческого ума. Именно на третьей,
позитивной, стадии вступает в силу второй из трех законов О. Конта — закон постоянного
подчинения воображения наблюдению. Наблюдение — универсальный метод приобретения знания. Он
помогает освободиться от ненаучных догматических напластований, стать на твердую почву фактов.
«Все здравомыслящие люди повторяют со времен Бэкона, что только те знания истинны, которые
опираются на наблюдения». Да и сам реальный ход развития науки в XIX столетии свидетельствовал
о тяготении ее к накоплению материала, к его описанию и классификации. Но поскольку
наблюдаются лишь явления, а не причины и сущности, научное знание по своему характеру
оказывается описательным и феноменальным. Этим объясняется знаменитая контовская сентенция о
том, что наука должна отвечать на вопрос «как?», а не на вопрос «почему?». Место объяснения у
Конта занимает описание. Тем не менее предвидение в качестве функции позитивной философии
провозглашается как наиболее важная и значимая способность положительного мышления.
Основной характер позитивной философии, как определяет его Конт, выражается в признании
всех явлений, подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение которых
до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и
бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных.
Джон Стюарт Милль (1806-1873), как и Конт, полагал законы отношением явлений, а сами
явления характеризовал как феномены чувственного опыта, как ощущения и их комплексы. Научное
познание, согласно Миллю, должно ориентироваться на экономное описание ощущений, которое
несовместимо с метафизическим постулированием различных субстанций в качестве основы
явлений. Некоторые идеи феноменалистской трактовки науки и научных законов можно обнаружить и у
Герберта Спенсера (1829-1903). Спенсер различал два уровня бытия – «непознаваемое» и «познаваемое».
«Непознаваемое» - это аналог кантовской «вещи в себе». С ним наука не имееет дела. Она изучает
«познаваемое» - мир явлений, их связей, отношений, ищет законы, упоряддочивающие явления.
Источник законов, их глубинные основания относятся к сфере «непознаваемого». Сфера
«непознаваемого» - это предмет не науки, а религии. В отличие от Конта, который полагал, что наука на
позитивной стадии развития познания вытесняет религию и сама становится своеобразной религией
индустриальной эпохи, Спенсер допускал сосуществование науки и религии. Философия же, согласно
Спенсеру, должна заниматься «познаваемым», т.е. миром чувственных феноменов, обобщать и
систематизировать их. Принципиального отличия науки и философии не должно быть. Разница только в
степени и конкретности научных и философских обобщений.
Спенсер известен как один из первых представителей эволюционизма. Эволюционные принципы
Г. Спенсера были сформулированы им независимо от эволюционистских идей Ч. Дарвина. Его
концепция эволюции носит универсальный, космический характер, а биологическая, социальная
эволюция – всего лишь ее разновидности. Определение эволюции у Спенсера носит предельно
абстрактный характер; это процесс перехода простого к сложному, от «неопределенной однородности к
определенной разнородности», из которой возникает устойчивое целое.
Особенности второго позитивизма (эмпириокритицизма)
В первом позитивизме основное внимание уделялось проблемам систематизации научного знания и классификации наук. На этапе второго позитивизма на передний план вышли иные проблемы. Особое значение приобретал вопрос об онтологическом статусе фундаментальных понятий, принципов науки, т.е. проблема их отождествления с самой исследуемой реальностью.
На рубеже 19-20 веков ряд открытий в естествознании привел к падению строиного здания физической теории, созданной в 19 веке. Вместе с падением старого естествознания пришла к упадку и первая форма позитивизма. Первый позитивизм исходил из наивного убеждения в окончательном характере открытий естествознания. Второй позитивизм (эмпириокритицизм) обратил внимание на факт относительности научного знания и сделал отсюда вывод о том, что наука не дает подлинной картины реальности, а доставляет лишь символы, знаки, отметки для практики. Эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочения явлений в сознании.
Основатели и вместе с тем главные представители этого течения - Рихард Авенариус (1843-1896) и Эрнст Мах (1838-1916). Р.Авенариус был швейцарским философом, профессором Цюрихского университета. Его главные произведения: "Философия как мышление о мире по принципу наименьшей меры сил", "Критика чистого опыта" в 2-х т., "Человеческое понятие о мире". Э. Мах родился в чешском городе Турасе в 1838 г.; окончил Венский университет в 1860 г., где и начал научно-преподавательскую деятельность как приват-доцент Венского университета (в 1861 г.); в 1864 г. стал профессором математики университета в Граце; потом, с 1867 г. работал профессором физики немецкого университета в Праге и был его ректором; в 1895 г. он вернулся в Австрию в качестве профессора философии Венского университета. Э. Мах - автор многочисленных научных и философских публикаций. Из числа последних наиболее известны: "Анализ ощущений и отношение физического к психическому", "Популярно-научные очерки", "Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования". Эмпириокритицизм (вторая форма позитивизма) называют также махизмом.
Информация о работе Западно-европейская философия XIX-XX веков