Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:07, курсовая работа
Будучи лечащим врачом, Фрейд столкнулся с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становится причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаёнными, бессознательными побуждениями. Так родился метод психотерапии, названный психоанализом.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Основная часть……………………………………………………………………… 6
1. Психоаналитическая структура личности…………………………………... 6
2. Стадии психического развития и характерология З.Фрейда……………… 15
Заключение…………………………………………………………………………. 24
Глоссарий…………………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы……………………………………………… 28
Приложение
• руководит контактом с реальностью. Именно Я воспринимает
внешний мир: видит, слышит, воспринимает и т. д.;
• планирует деятельность человека. Если Оно руководствуется
принципом удовольствия, то Я руководствуется принципом
реальности;
• вытесняет желания и влечения Оно, которые никак не
согласуются с реальностью, и поэтому их нельзя в ней реализовать.
Это и есть механизм забывания, или вытеснения бессознательного
импульса.
Вытесненный материал уходит из Я, но он ни в коем случае не
исчезает из психики. Бессознательное вытесненное желание в
последствии обязательно будет себя проявлять. Оно проявит себя в
сновидении, оговорке, в каком-то непонятном поступке или в
болезненной форме в виде невроза или психоза. Таким образом,
желания удовлетворяются не напрямую, а в символической форме.
В структуре личности есть еще один важный элемент – это
Сверх-Я.
Формируется этот компонент психики под воздействием
нравственных требований общества, носителями которых являются, 12
прежде всего, родители ребенка. Сверх-Я выступает судьей, который
четко следит и дает оценки всем желаниям и поступкам человека.
Наряду с совестью и самонаблюдением, Сверх-Я наделено другими
функциями – Сверх-Я – носитель идеала-Я. Человек соизмеряет себя
с этим идеалом, стремится к нему, пытается достичь совершенства, а
сам идеал является отражением ранних представлений ребенка о
родителях, которыми он восхищался, также Сверх-Я ребенка
обладает той особенностью, что строится не по примеру родителей, а
по родительскому Сверх-Я. Этот элемент несет в себе традиции расы
и народа, включает ценности поколений.
В психоаналитической философии отношения между этими
тремя элементами предстают как весьма сложные и многообразные.
Раскрывая взаимодействие Я и Оно, Фрейд использует в качестве
аналогии образ всадника и коня. В своей фундаментальной работе «Я
и Оно» он пишет: «В своем отношении к «Оно» «Я» похоже на
всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе
коня; разница в том, что всадник пытается это собственными силами,
а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем,
то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь
хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы
это была его собственная воля».
Взаимоотношения между Я и Сверх-Я оказываются не менее
сложными. Сверх-Я по отношению к Я является своего рода
моральным цензором, гарантом неподчинения слабого Я силам
бессознательных влечений Оно. 13
По Фрейду, представления человека о свободе воли иллюзорны,
поскольку за волевыми решениями и вообще сознательными актами
скрываются совсем иные – подлинные и неосознаваемые – мотивы
поступков. Истолкования же собственных действий чаще всего
оказываются рационализациями, т.е. такими объяснениями, которые
человек «придумывает» и которые вполне удовлетворяют его
сознание. Этой теорией воспользовался в дальнейшем Эрих Фромм и
другие представители «фрейдомарксизма», соединившие идеи
психоанализа с марксистским учением об идеологии как «ложном
сознании».
Возникновение и предназначение культуры и религии
Задаваясь вопросом о том, что и почему ограничивает человека
в проявлении его врожденных биологических инстинктов, Фрейд
обращается к осмыслению таких важнейших проблем, как
возникновение и предназначение культуры, соотношение природных
и культурных аспектов жизни человека, истоки нравственности и
религиозного мировоззрения и др.
Следует, отметить, что понятие «культура» многозначно и
содержит целый комплекс значений. Под культурой понимают
надприродный способ накопления и передачи человеческого
родового и индивидуального опыта; это то, что выделяет человека из
внешнего мира и открывает путь самобытного свободного развития.
Культура включает в себя и деятельность, и её результаты, смыслы и
оценки.
Фрейд так определял культуру: «Это все то, чем человеческая
жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она 14
отличается от жизни животных». Он выделял две ее стороны. Во-
первых, культура содержит знания и умения, которые позволяют
людям овладеть силами природы и получить от нее материальные
блага. Также она включает все те требования и нормы, которые
необходимы для упорядочения отношений людей между собой, а
особенно для распределения достижимых материальных благ.
С другой стороны, культура создает средства для подавления
первичных инстинктивных влечений человека. Именно они
определяют наличие у всех людей разрушительных тенденций,
имеющих противообщественный и антикультурный характер.
Основная масса людей, по словам Фрейда, ленива и несознательна,
она не любит отказа от инстинктов, а доводами разума ее нельзя
убедить в неизбежности этого отказа, поэтому культура может
поддерживаться лишь известной долей принуждения и запретов.
Фрейд утверждает, что каждая культура основывается на
принуждении к труду и на отказе от первичных позывов и потому
неизбежно вызывает страдание. В связи с этим помимо средств
принуждения в культуре создаются средства, призванные примирить
людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы.
Последние Фрейд называет «психологическим арсеналом культуры».
К ним относятся культурные идеалы, творения искусства и
религиозные представления.
По мнению Фрейда, религиозные представления произошли из
той же самой потребности, что и все другие завоевания культуры, из
необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи природы 15
и ограничении первичных позывов, имеющих антикультурный
характер.
Культурная значимость религиозного мировоззрения связана с
тем, что оно позволяет компенсировать чувство беспомощности,
возникающее у человека перед силами природы. Также религия
умаляет страх людей перед опасностями и превратностями жизни,
вселяет уверенность в добром исходе, утешает их в несчастье.
Обещания защиты и счастья тесно связаны с этическими
требованиями. Они являются платой за выполнение религиозных
заповедей; только тот, кто им подчиняется, может рассчитывать на
эти благодеяния, непослушных ждут наказания.
Религиозное мировоззрение Фрейд трактует как «иллюзию»,
укорененную особенностях душевной жизни человека.
Недоказуемость религиозных учений, их несоответствие разуму и
опыту, нарастание в культуре рациональности неотвратимо ведут к
падению значения религии. Религия, утверждает Фрейд, подобна
общечеловеческому неврозу; она должна быть преодолена в ходе
человеческого развития. Его взгляды в этом вопросе схожи с
воззрениями Л. Фейербаха, полное собрание сочинений которого он
внимательно прочитал еще в юности.
Однако Фрейд, сознает, что последствия разложения
религиозной нравственности среди широких масс могут быть
деструктивными, что требует пересмотра отношений между
культурой и религией, поиска иных оснований морали. Он
утверждает необходимость замены религиозного воспитания
интеллектуальным, ориентированным на науку. 16
«Освобожденное от давления религиозных учений воспитание, –
пишет Фрейд в работе «Будущее одной иллюзии», – изменит в
психологическом существе человека; Бог наш, Логос, может быть, не
очень всемогущ и в состоянии исполнить лишь малую часть того, что
обещали его предшественники. Если мы это поймем, то примем с
покорностью. Интереса к миру и жизни из-за этого не потеряем, так
как есть у нас одна надежная точка опоры. Мы верим в то, что
научная работа имеет возможность узнать кое-что о реальности мира,
благодаря чему мы в состоянии увеличивать нашу мощь и в
соответствии с чем устраивать нашу жизнь. У науки много открытых
и еще больше тайных врагов среди тех, кто не может ей простить, что
она обессилила религиозную веру и грозит ей полным уничтожением.
Науку упрекают в том, сколь малому она нас научила и сколь
несравненно больше оставила нерешенным. Но при этом забывают,
как она молода, как трудны были ее первые шаги и как ничтожно мал
тот период, к которому человеческий интеллект окреп для ее
заданий».
В заключении необходимо отметить, что заслуга Фрейда
состоит в том, что он показал 17
Проблема человека в аналитической психологии
Карла Густава Юнга
Структура личности. Понятие коллективного
бессознательного
Юнг признавал значимость фрейдовских достижений в области
исследования проблемы человека. Как и у Фрейда, в центре внимания
Юнга оказывается идея бессознательного. Однако Юнг предложил
иное понимание его природы и форм проявления. Он не был согласен
с мнением Фрейда, что человеческое существование в большей
степени определяется инстинктивными влечениями и что одной из
главных задач культуры является их подавление.
Юнг вспоминал: «Везде, где находила свое выражение
духовность, – будь то человек или произведение искусства, – Фрейд
моментально подозревал подавленную сексуальность... Я пытался
возразить ему, что если эту гипотезу довести до ее логического
конца, то вся человеческая культура предстанет не более чем фарсом,
нездоровым последствием сексуальности. “Да, – соглашался он, – так
оно и есть, это какое-то роковое проклятие, против которого мы
бессильны”. Я не был готов согласиться с этим и еще менее готов был
с этим смириться». В итоге Юнг разработал собственную концепцию
человека, в рамках которой большое значение придавалось
социальным аспектам человеческого
бытия.
С точки зрения Юнга, структура личности состоит из трёх
частей – сознания
(эго), индивидуального
коллективного бессознательного. 18
Эго – это сознание человека, включающее в себя все мысли,
чувства, воспоминания, ощущения и служит основой самосознания
человека.
Личное бессознательное является поверхностным слоем
бессознательного. В нем содержатся вытесненные переживания
любых значимых событий личной жизни (а не только неприятных,
постыдных и тягостных, как считал Фрейд). Юнг предполагал при
этом, что иной индивид может достичь уровня полного осознания
содержания личного
психике останется только коллективное бессознательное.
Коллективное бессознательное – глубинный слой в структуре
личности – представляет собой хранилище опыта развития всего
человечества. Вводя коллективный уровень в бессознательном, Юнг
делает акцент на существовании в структуре личности
универсальных, надындивидуальных и неосознаваемых компонентов.
«Самая большая глубина, какой мы можем достичь в ходе
исследования бессознательного, – писал Юнг, – это тот слой души, в
котором человек перестает быть отдельным индивидом и его душа
сливается с душой человечества – душой не сознательной, а
бессознательной, где мы все одинаковы. Подобно тому, как всем
телам присуще анатомическое сходство – у всех людей есть пара
глаз, пара ушей, сердце и т.д. лишь с незначительными
индивидуальными отличиями, точно так же и души сходны в своей
основе. На этом коллективном уровне мы уже не отдельные
индивиды, тут мы все едины». 19
Таким образом, Юнг расширяет фрейдовское понимание
бессознательного: от узко инстинктивного до уровня автономной
системы, которая базируется на многовековой духовной культуре
человечества.
Учение об архетипах
В учении Юнга коллективное бессознательное состоит из
архетипов. В своей знаменитой работе «Архетип и символ» Юнг
следующим образом разъясняет суть этого понятия: «Человеческое
тело, – указывает Юнг, – представляет собой целый музей органов,
каждый из которых имеет за плечами длительную историю
эволюции, – нечто подобное следует ожидать и от устроения разума.
<...> Так же, как и тело, наша душа имеет собственную историю. <...>
Так же, как и тело, наше бессознательное является хранилищем
реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом. Исследования
структуры коллективного бессознательного ведут к таким же
открытиям, что и занятия сравнительной анатомией»
Юнг выделял следующие архетипы: Тень, (подавленная, тёмная
сторона личности), Анимус/Анима (внутренний образ женщины в
мужчине и наоборот, внутренний образ мужчины в женщине),
Самость (сердцевина личности, глубинная жизненная цель).
По мысли Юнга, архетипы не являются содержательными
структурами коллективного бессознательного, а выступают как чисто
формальное условие
архетипы с осевой системой кристалла, которая складывается в
жидкости еще до собственно
материального существования
Информация о работе Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности