Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Будучи лечащим врачом, Фрейд столкнулся с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становится причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаёнными, бессознательными побуждениями. Так родился метод психотерапии, названный психоанализом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Основная часть……………………………………………………………………… 6
1. Психоаналитическая структура личности…………………………………... 6
2. Стадии психического развития и характерология З.Фрейда……………… 15
Заключение…………………………………………………………………………. 24
Глоссарий…………………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы……………………………………………… 28
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Психоанализ.docx

— 78.65 Кб (Скачать файл)

•  руководит контактом  с реальностью. Именно Я воспринимает

внешний мир: видит, слышит, воспринимает и т. д.;

•  планирует деятельность человека. Если Оно руководствуется

принципом удовольствия,  то Я руководствуется принципом

реальности;

•  вытесняет желания  и влечения Оно,  которые никак  не

согласуются с реальностью, и поэтому их нельзя в ней реализовать.

Это и есть механизм забывания,  или вытеснения бессознательного

импульса. 

Вытесненный материал уходит из Я, но он ни в коем случае не

исчезает из психики.  Бессознательное  вытесненное желание в

последствии обязательно  будет себя проявлять.  Оно проявит  себя в

сновидении,  оговорке,  в каком-то непонятном поступке или  в

болезненной форме в виде невроза или психоза.  Таким  образом,

желания удовлетворяются  не напрямую, а в символической  форме. 

В структуре личности есть еще один важный элемент –  это

Сверх-Я. 

Формируется этот компонент  психики под воздействием

нравственных требований общества,  носителями которых являются,  12

прежде всего, родители ребенка. Сверх-Я выступает судьей, который

четко следит и дает оценки всем желаниям и поступкам человека.

Наряду с совестью и  самонаблюдением,  Сверх-Я наделено другими

функциями – Сверх-Я –  носитель идеала-Я. Человек соизмеряет себя

с этим идеалом, стремится  к нему, пытается достичь совершенства, а

сам идеал является отражением ранних представлений ребенка о

родителях,  которыми он восхищался,  также Сверх-Я ребенка

обладает той особенностью, что строится не по примеру родителей, а

по родительскому Сверх-Я. Этот элемент несет в себе традиции расы

и народа, включает ценности поколений. 

В психоаналитической философии  отношения между этими

тремя элементами предстают  как весьма сложные и многообразные.

Раскрывая взаимодействие Я  и Оно,  Фрейд использует в качестве

аналогии образ всадника и коня. В своей фундаментальной  работе «Я

и Оно»  он пишет: «В своем  отношении к  «Оно» «Я»  похоже на

всадника,  который должен обуздать превосходящего его по силе

коня; разница в том, что  всадник пытается это собственными силами,

а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем,

то ему не остается ничего другого,  как вести коня туда,  куда конь

хочет;  так и  «Я»  превращает волю  «Оно»  в действие,  как будто бы

это была его собственная  воля». 

Взаимоотношения между Я  и Сверх-Я оказываются не менее

сложными.  Сверх-Я по отношению  к Я является своего рода

моральным цензором,  гарантом неподчинения слабого Я силам

бессознательных влечений Оно.  13

По Фрейду, представления  человека о свободе воли иллюзорны,

поскольку за волевыми решениями  и вообще сознательными актами

скрываются совсем иные –  подлинные и неосознаваемые –  мотивы

поступков.  Истолкования же собственных действий чаще всего

оказываются рационализациями,  т.е.  такими объяснениями,  которые 

человек  «придумывает»  и которые вполне удовлетворяют  его

сознание. Этой теорией воспользовался в дальнейшем Эрих Фромм и

другие представители  «фрейдомарксизма»,  соединившие  идеи

психоанализа с марксистским учением об идеологии как  «ложном

сознании».

Возникновение и предназначение культуры и религии

Задаваясь вопросом о том, что и почему ограничивает человека

в проявлении его врожденных биологических инстинктов,  Фрейд

обращается к осмыслению таких важнейших проблем,  как

возникновение  и предназначение культуры, соотношение природных

и культурных аспектов жизни  человека,  истоки нравственности и

религиозного мировоззрения  и др. 

Следует,  отметить,  что  понятие  «культура»  многозначно  и

содержит целый комплекс значений.  Под культурой понимают

надприродный способ накопления и передачи человеческого

родового и индивидуального  опыта; это то, что выделяет человека из

внешнего мира и открывает  путь самобытного свободного развития.

Культура включает в себя и деятельность, и её результаты, смыслы и

оценки. 

Фрейд так определял культуру: «Это все то,  чем человеческая

жизнь возвышается над  своими животными условиями и  чем она 14

отличается от жизни животных».  Он выделял две ее стороны.  Во-

первых,  культура содержит знания и умения,  которые позволяют

людям овладеть силами природы  и получить от нее материальные

блага.  Также она включает все те требования и нормы,  которые

необходимы для упорядочения отношений людей между собой,  а

особенно для распределения  достижимых материальных благ. 

С другой стороны,  культура создает средства для подавления

первичных инстинктивных  влечений человека.  Именно они

определяют наличие у  всех людей разрушительных тенденций,

имеющих противообщественный  и антикультурный характер.

Основная масса людей,  по словам Фрейда,  ленива и несознательна,

она не любит отказа от инстинктов,  а доводами разума ее нельзя

убедить в неизбежности этого  отказа,  поэтому культура может 

поддерживаться лишь известной  долей принуждения и запретов. 

Фрейд утверждает,  что  каждая культура основывается на

принуждении к труду и  на отказе от первичных позывов и  потому

неизбежно вызывает страдание.  В связи с этим помимо средств

принуждения в культуре создаются  средства, призванные примирить

людей с культурой и  вознаградить их за принесенные жертвы. 

Последние Фрейд называет «психологическим арсеналом культуры».

К ним относятся культурные идеалы,  творения искусства и

религиозные представления. 

По мнению Фрейда,  религиозные  представления произошли из

той же самой потребности, что и все другие завоевания культуры, из

необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи природы 15

и ограничении первичных  позывов,  имеющих антикультурный

характер.

Культурная значимость религиозного мировоззрения связана с

тем,  что оно позволяет  компенсировать чувство беспомощности,

возникающее у человека перед  силами природы.  Также религия 

умаляет страх людей перед  опасностями и превратностями жизни,

вселяет уверенность в  добром исходе,  утешает их в несчастье.

Обещания защиты и счастья  тесно связаны с этическими

требованиями.  Они являются платой за выполнение религиозных

заповедей;  только тот,  кто им подчиняется,  может рассчитывать на

эти благодеяния, непослушных  ждут наказания. 

Религиозное мировоззрение  Фрейд трактует как  «иллюзию»,

укорененную особенностях душевной жизни человека.

Недоказуемость религиозных  учений,  их несоответствие разуму и

опыту,  нарастание в культуре рациональности неотвратимо ведут  к

падению значения религии.  Религия,  утверждает Фрейд,  подобна

общечеловеческому неврозу;  она должна быть преодолена в ходе

человеческого развития.  Его взгляды в этом вопросе  схожи с

воззрениями Л. Фейербаха, полное собрание сочинений которого он

внимательно прочитал еще  в юности.  

Однако Фрейд,  сознает,  что последствия разложения

религиозной нравственности среди широких масс могут быть

деструктивными,  что требует  пересмотра отношений между

культурой и религией,  поиска иных оснований морали.  Он

утверждает необходимость  замены религиозного воспитания

интеллектуальным, ориентированным  на науку.   16

«Освобожденное от давления религиозных учений воспитание, – 

пишет Фрейд в работе  «Будущее одной иллюзии», –  изменит  в

психологическом существе человека; Бог наш, Логос, может быть, не

очень всемогущ и в состоянии  исполнить лишь малую часть того, что

обещали его предшественники.  Если мы это поймем,  то примем с

покорностью. Интереса к миру и жизни из-за этого не потеряем, так

как есть у нас одна надежная точка опоры.  Мы верим в то,  что

научная работа имеет возможность  узнать кое-что о реальности мира,

благодаря чему мы в состоянии  увеличивать нашу мощь и в

соответствии с чем  устраивать нашу жизнь. У науки много  открытых

и еще больше тайных врагов среди тех, кто не может ей простить, что

она обессилила религиозную  веру и грозит ей полным уничтожением.

Науку упрекают в том,  сколь малому она нас научила  и сколь

несравненно больше оставила нерешенным.  Но при этом забывают,

как она молода, как трудны были ее первые шаги и как ничтожно мал

тот период,  к которому человеческий интеллект окреп для  ее

заданий». 

В заключении необходимо отметить,  что заслуга Фрейда

состоит в том, что он показал   17

Проблема человека в аналитической  психологии      

Карла Густава Юнга

Структура личности. Понятие  коллективного

бессознательного

Юнг признавал значимость фрейдовских достижений в области

исследования проблемы человека. Как и у Фрейда, в центре внимания

Юнга оказывается идея бессознательного.  Однако Юнг предложил

иное понимание его  природы и форм проявления. Он не был согласен

с мнением Фрейда,  что  человеческое существование в большей

степени определяется инстинктивными влечениями и что одной из

главных задач культуры является их подавление. 

Юнг вспоминал: «Везде,  где  находила свое выражение

духовность, – будь то человек  или произведение искусства, – Фрейд

моментально подозревал подавленную  сексуальность...  Я пытался

возразить ему,  что если эту гипотезу довести до ее логического

конца, то вся человеческая культура предстанет не более чем  фарсом,

нездоровым последствием сексуальности. “Да, – соглашался он, – так

оно и есть,  это какое-то роковое проклятие,  против которого мы

бессильны”. Я не был готов  согласиться с этим и еще менее  готов был

с этим смириться». В итоге  Юнг разработал собственную концепцию

человека,  в рамках которой  большое значение придавалось

социальным аспектам человеческого  бытия.                               

С точки зрения Юнга,  структура  личности состоит из трёх

частей –  сознания  (эго),  индивидуального бессознательного и

коллективного бессознательного.   18

Эго –  это сознание человека,  включающее в себя все мысли,

чувства,  воспоминания,  ощущения и служит основой самосознания

человека. 

Личное бессознательное  является поверхностным слоем

бессознательного.  В нем  содержатся вытесненные переживания

любых значимых событий личной жизни  (а не только неприятных,

постыдных и тягостных,  как считал Фрейд). Юнг предполагал  при

этом,  что иной индивид  может достичь уровня полного  осознания

содержания личного бессознательного,  в результате чего в его

психике останется только коллективное бессознательное.

Коллективное бессознательное  –  глубинный слой в структуре

личности –  представляет собой хранилище опыта развития всего

человечества.  Вводя коллективный уровень в бессознательном, Юнг

делает акцент на существовании  в структуре личности

универсальных, надындивидуальных  и неосознаваемых компонентов.

«Самая большая глубина,  какой мы можем достичь в ходе

исследования бессознательного, – писал Юнг, – это тот слой души, в

котором человек перестает  быть отдельным индивидом и его  душа

сливается с душой человечества –  душой не сознательной,  а

бессознательной,  где  мы все одинаковы.  Подобно тому,  как всем

телам присуще анатомическое  сходство –  у всех людей есть пара

глаз,  пара ушей,  сердце и т.д.  лишь с незначительными

индивидуальными отличиями,  точно так же и души сходны в  своей

основе.  На этом коллективном уровне мы уже не отдельные

индивиды, тут мы все едины».   19

Таким образом,  Юнг расширяет  фрейдовское понимание

бессознательного:  от узко инстинктивного до уровня автономной

системы,  которая базируется на многовековой духовной культуре

человечества.  

Учение об архетипах

В учении Юнга коллективное бессознательное состоит из

архетипов.  В своей  знаменитой работе  «Архетип и символ»  Юнг

следующим образом разъясняет суть этого понятия: «Человеческое

тело, –  указывает Юнг, –  представляет собой целый музей  органов,

каждый из которых имеет  за плечами длительную историю

эволюции, – нечто подобное следует ожидать и от устроения  разума.

<...> Так же, как и  тело, наша душа имеет собственную  историю. <...>

Так же,  как и тело,  наше бессознательное является хранилищем

реликтовых остатков и  воспоминаний о прошлом.  Исследования

структуры коллективного  бессознательного ведут к таким  же

открытиям, что и занятия  сравнительной анатомией» 

Юнг выделял следующие  архетипы: Тень, (подавленная, тёмная

сторона личности),  Анимус/Анима  (внутренний образ женщины в

мужчине и наоборот,  внутренний образ мужчины в женщине),

Самость (сердцевина личности, глубинная жизненная цель).

По мысли Юнга,  архетипы не являются содержательными

структурами коллективного  бессознательного, а выступают как  чисто

формальное условие возникновения  его образов.  Юнг сравнивал

архетипы    с осевой системой кристалла,  которая складывается в

жидкости еще до собственно материального существования самого

Информация о работе Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности