Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:07, курсовая работа
Будучи лечащим врачом, Фрейд столкнулся с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становится причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаёнными, бессознательными побуждениями. Так родился метод психотерапии, названный психоанализом.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Основная часть……………………………………………………………………… 6
1. Психоаналитическая структура личности…………………………………... 6
2. Стадии психического развития и характерология З.Фрейда……………… 15
Заключение…………………………………………………………………………. 24
Глоссарий…………………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы……………………………………………… 28
Приложение
кристалла и предопределяет кристаллообразование. 20
Итак, архетипы представляют собой чисто формальную и
априорную возможность представлений, на основе которых
оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы. Эти
образы Юнг назвал архетипическими.
Архетипические образы –
это формы представления
сознании. В чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда
соединяется с какими-то представлениями опыта и в этой
совокупности подвергается сознательной обработке. Архетипические
образы всегда сопровождали человека, они являются источником
сказок, мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах
происходит постепенная шлифовка образов, они превращаются в
символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию.
Например, архетип Самости в мифах, сказках, сновидениях предстает
в образе мудрого старца, божественного дитя, однако столь же часто
Самость предстает как крест, кольцо, круг (мандала), квадрат.
Коллективное бессознательное и современный человек
Юнг писал, что обычно человек не знает о существовании
коллективного бессознательного, не подозревает о наличии таких
глубинных бессознательных факторов, которые направляют его
поступки, предшествуют его сознанию. Более того, современному
человеку трудно принять идею существования бессознательной
основы его психики, поэтому он так настороженно относится и к его
исследованию.
История европейской цивилизации, считает Юнг, – это путь
разрушения традиционных форм жизни и духовности. Реформация и
Просвещение, бурное развитие естествознания, по его мнению, 21
нарушили гармонию сознания
и коллективного
современного человека психические процессы в значительной
степени складываются из рефлексий, сомнений, мысленных
экспериментов. Однако, по мнению Юнга, сознание не содержит в
себе все те элементы, которые необходимы для саморегулирования
душевной жизни человека. Они принадлежат коллективному
бессознательному.
Современная же цивилизация сделала недоступным
коллективное бессознательное, а, оставшись в изоляции, оно
оборачивается разрушительной силой коллективного безумия.
Изолированность коллективного бессознательного, по мысли Юнга,
привела к потере человеком своей индивидуальности и
возникновению «массового» человека. А массы, будучи по своей
природе безымянны и безответственны, вынуждены искать – и
находить вождя. Вождь же дает им ориентиры и говорит, подобно
Гитлеру, что моральную ответственность за все происходящее он
берет на себя.
Критический, пессимистический взгляд на западную
цивилизацию Юнга сближает его с воззрениями таких западных
философов ХХ века, как О. Шпенглера (1880-1936), Х. Ортега-и-
Гассета (1883-1955).
В связи с этим, одной из важнейших задач современного
человека Юнг считал самопознание и саморазвитие.
Самопознание и саморазвитие человека
Юнг придавал большое значение самопознанию и саморазвитию
личности. Для этого, считает Юнг, необходимо изменение 22
направленности сознания: ему следует отказаться от исключительной
обращенности вовне. Вместо восприятия окружающего мира
сознание должно обратиться вглубь психики, к ее бессознательной
части. Самое увлекательное путешествие, по мнению Юнга, которое
может совершить человек, это путешествие к своему
бессознательному.
Юнг писал, что «сознание и бессознательное не составляют
никакой цельности, если одно подавляет или причиняет вред
другому. …Обе стороны имеют равные права. Обе они – аспекты
жизни. Сознание должно защищать свой разум и свои возможности
самоограждения, но и хаотическая жизнь бессознательного также
должна иметь возможность следовать своему собственному
характеру, в той мере, в какой мы можем его выносить. Это означает
открытую борьбу и открытое сотрудничество. Так, вероятно, должна
выглядеть человеческая жизнь. Это старая-престарая игра: молота и
наковальни. Страдающее железо, оказавшееся между нами,
закаляется и выковывается в нерушимую цельность, а именно в
“индивида”».
Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно
продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс,
получивший в концепции и Юнга название индивидуация.
Индивидуация – процесс становления личности, ее саморазвития.
Юнг отмечал, что словом «индивидуация» (in-dividuation не–
делимый) подчеркивается специфика этого процесса, в результате
которого человек становится не–делимым, т.е. отдельным
нераздельным единством или «целым». 23
Человеку, решившемуся на саморазвитие, по мнению Юнга,
необходимо обратиться к поиску подлинно духовных ценностей,
смысла жизни, стремиться реализовать свои творческие задатки.
Индивидуацию не следует смешивать с индивидуализмом. Их
отличие друг от друга можно определить по отношению к
общечеловеческим нравственным ценностям. Юнг писал:
«действительный конфликт с коллективной нормой возникает только
тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму,
объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего
индивидуализма. Но этот замысел, конечно, совершенно не
жизненен. Поэтому он не имеет ничего общего с индивидуацией,
которая, хотя и избирает индивидуальные боковые пути, но именно
поэтому нуждается в норме для ориентирования в своем отношении к
обществу и для установления жизненно необходимой связи между
индивидами в их общественной жизни».
Так, в учении Юнга, личностный рост непосредственно связан с
полноценной общественной жизнью человека. Только личность
может найти свое настоящее место в человеческом коллективе;
только личности наделены способностью создавать сообщества, то
есть по-настоящему интегрироваться в группы людей, а не просто
быть отдельными «номерами» в безликой массе. Ведь масса – это
лишь сумма индивидов, которая, в отличие от сообщества, никогда не
может сделаться свободной и социально ответственной.
Для Юнга самореализация – как в индивидуальном, так и в
социальном смысле – становится условием морального развития
человека и общества. 24
Подводя итог, необходимо сказать, что точка зрения Юнга на
проблему человека не «расставила все точки над i», а стала
очередным шагом на пути ее изучения. Заслуга Юнга заключается в
том, что он выступил с критикой натуралистического подхода
Фрейда к проблеме человека, указал на определяющую роль в
человеческой жизни
самопознанию и духовному развитию. Однако Юнг в своем учении о
человеке не смог до конца преодолеть биологизаторский уклон,
характерный для фрейдовского понимания человека. Учение о
коллективном бессознательном – врожденном психическом уровне –
является ярким
Концепция человека в социально-психологическом
анализе Эриха Фромма
Проблема бессознательного в учении Фромма
Выдающимся последователем Фрейда, помимо Юнга, был Эрих
Фромм. Его учение – это синтез фрейдистских, марксистских и
экзистенциалистских идей. В работах Фромма есть ссылки и на
мыслителей прошлого, например, Гераклита, Платона, Аристотеля,
Гоббса, Канта, и на современных ему философов: Хайдеггера,
Сартра, Камю и других. Свои взгляды Фромм характеризовал как
«радикальный гуманизм», «диалектический гуманизм»,
«гуманистический психоанализ» и отмечал, что существенное
влияние на них оказали идеи К.Маркса 25
По убеждению Фромма, психоанализ Фрейда способствовал
обогащению знаний о человеке, но в нем преувеличено значение
биологического аспекта человеческой жизни. Фромм считал, что
нельзя понять человека, если не рассматривать его как прежде всего
социальное существо.
Фромм пересмотрел ряд фундаментальных положений в учении
Фрейда и, в частности,
его трактовку
Фрейда речь шла об индивидуальном бессознательном, у Юнга – о
коллективном бессознательном. В отличие от них, Фромм исходит в
своем учении из социального бессознательного, которое не является
уровнем или элементом человеческой психики. По его мнению,
социальное бессознательное – это идеи, настроения, переживания
людей, нормы и правила поведения, которые не осознаются
человеком и сформированы под влиянием общества.
Другим важным понятием в учении Фромма о человеке является
понятие «социального характера». Он представляет собой «только ту
совокупность черт характера, которая присуща большинству членов
определенной социальной группы и которая появилась как результат
общих для всех ее членов переживаний и общего жизненного
уклада». Таким образом, Фромм полагал, что личность развивается в
соответствии с требованиями,
которые предъявляет ему
общество выдвигает только те требования, которые необходимы ему
для сохранения своей экономической, политической и социальной
системы. В процессе воспитания человек как бы «встраивает»
общественные запросы в структуру характера, превращая их в
мотивы своего поведения. 26
В каждый период исторического развития общество
вырабатывает свои требования, а значит и качества социального
характера. Фромм отмечал, что один тип общества может привести к
созданию аскетических наклонностей, другой – к доминированию
бережливости и накопительства, третий – к жажде потребления.
Фромм выделил и описал пять типов социального характера,
которые существуют в современном обществе: воспринимающий,
эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный. Они
выражают способы
обществом, самим собой и другими людьми. Лишь последний из них
расценивался Фроммом как положительный, способствующий
самореализации человека.
Специфика бытия человека
Точкой отчета при осмыслении проблемы человека Фромм
сделал исследование способа его бытия. В своем подходе он
предпринял попытку совмещения психоаналитических идей Фрейда,
марксистской и
зрения М.Хайдеггера и Ж.-П.Сартра. Каждая из этих школ выдвинула
свое понимание специфики исследования человека, его места в
структуре бытия, его индивидуально-личностных особенностей. Но
исходный пункт у всех у них был общий – это противоречивость
человеческого существования. От нее отталкивается и Фромм в своих
размышлениях о человеке.
Согласно концепции Фромма, специфика бытия человека
связана с непреходящей
«экзистенциальной дихотомией»,
«экзистенциальным противоречием». Данное противоречие состоит 27
из двух моментов. С одной стороны, это то, что человек, будучи
частью природы, не принадлежит ей полностью, обособлен от нее, не
имеет своей «особой экологической ниши». Такое положение
индивида Фромм называет «заброшенностью», или «бездомностью».
С другой стороны, обладая сознанием, человек способен понимать и
переживать свое «заброшенное» положение. «Человек –
единственное живое существо, – писал Фромм, – которое чувствует
себя в природе неуютно, не в своей тарелке: ведь он чувствует себя
изгнанным из рая».
Наличие экзистенциальной дихотомии наделяет человека рядом
специфических качеств. Прежде всего бытие человека неразрывно
связано со свободой. В своей ранней работе «Бегство от свободы»
Фромм подробно исследовал те психологические трудности и
препятствия со стороны общества, которые человек встречает в
ситуации свободного выбора, а также описал способы бегства от
свободы. Подробнее проблема свободы будет рассмотрена в
следующем разделе.
Существуя «заброшенным» в этом мире, «в случайном месте и
времени» и «изымаемом» из него опять же случайно, человек
осознает неизбежность своей смерти, и эта осознанность глубоко
влияет на его жизнь. Зная о своей смертности, человек утверждает
вечные ценности и идеалы, пытаясь реализовать себя за свою
короткую жизнь. Будучи же отделенным и отчужденным от природы,
человек как бы стремится вновь обрести гармонию с внешним
бытием. Он хочет установить связи и отношения с другими людьми,
но в то же время сохранить свою уникальность и независимость. 28
В концепции Фромма специфика бытия человека осмысливается
также и в связи с «историческими противоречиями». К ним
относятся противоречия, которые создаются в процессе
исторического развития общества. Так, в современной цивилизации
наблюдается противоречие между достижениями технического
прогресса и неспособностью их использовать в мирных целях, на
благо свободного развития личности. Фромм считает, что такого рода
противоречия могут быть преодолены, подобно тому как институт
Информация о работе Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности