Зигмунд Фрейд – выдающийся исследователь психической жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:39, доклад

Краткое описание

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856г. в небольшом моравском городе Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. В1860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия. Если другие дети учили уроки при свечах, то Зигмунду выделили керосиновую лампу. Чтобы дети ему не мешали, им не позволяли при нем музицировать. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и поступил в знаменитый Венский университет. Обучаясь в университете, Фрейд вошел студенческий союз по изучению истории, политики, философии. Это в дальнейшем сказалось на его концепциях развития культуры. Но особый интерес для него представляли естественные науки. В великих открытиях этой эпохи – законе сохранения энергии и установленным Дарвином законе эволюции органического мира – черпал Дарвин убеждение в том, что научное знание есть знание причин явлений под строгим контролем опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 49.31 Кб (Скачать файл)

    III. Предсознательное и бессознательное 

    Согласно  теории бессознательного в психике  человека существуют три сферы, или  области: сознание, предсознание и бессознательное.

    Типичными обитателями предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются скрытые, или  латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые  в данный момент в его сознании не присутствуют.

    Вы, например, очень хорошо знаете имя  и отчество своей тети или бабушки, но до того, как было упомянуто об этом, актуально их не осознавали. Точно  так же вы хорошо знаете теорему  Пифагора, но и она не присутствует постоянно в вашем сознании.

    Таким образом, по Фрейду, психика шире, чем  сознание. Скрытые знания — это  тоже психические образования, но они  неосознанны. Для их осознания, впрочем, нужно только усилить следы прошлых  впечатлений.

    Фрейд считает возможным поместить  эти содержания сферу, непосредственно  примыкающую к сознанию (в сознание), поскольку они при необходимости  легко переводятся в сознание.

    Что же касается области бессознательного, то она обладает совершенно другими  свойствами. Содержания этой области  сильны, и сила их проявляется в  том, что они оказывают влияние  на наши действия состояния. О существовании  бессознательного в собственной  психике человек не только не догадывается, но более того: он отрицает наличие подобных содержаний в его душе.

    Итак, первое отличительное свойство бессознательных  представлений — это их действенность. Второе свойство состоит в   трудном  переходе в сознание. Это объясняется  работой механизмов выключения и  сопротивления.  

IV. Толкование сновидений по Фрейду 

      В 1900 году вышла книга З.Фрейда  «Толкование сновидений». Впрочем,  уже до этого труда Фрейд  напал на мысль о том, что  «сценарий» сновидений при его  кажущейся нелепости — не что  иное, как код потаенных желаний,  которые удовлетворяются в образах-символах  этой формы ночной жизни. Это  предположение настолько поразило  Фрейда, что он запомнил, при каких  обстоятельствах оно пришло ему  на ум. Это было в четверг  вечером 24 июля 1895 г. в северо-восточном углу террасы одного из венских ресторанов. По этому поводу Фрейд иронически заметил, что на этом месте следовало бы прибить табличку: «Здесь доктором Фрейдом была открыта тайна сновидений». Естественно поэтому, что и собственные сны Фрейд рассматривал после пробуждения, исходя из сложившейся уже у него гипотезы о символике образов. В книге описывались приемы построения этих образов: их сгущение в некий причудливый комплекс, замена целого частью, олицетворение и т. п. При этом полагалось, что существуют символы (полета, падения, видения воды, острых предметов, выпавшего зуба и т. п.), имеющие универсальный смысл для всех людей. Проверка данного положения независимыми авторами не подтвердила этот вывод.

    Фрейд объяснял образы сновидений как разряды  аффектов. Источник энергии скрыт  в бессознательном, в аффектах страха, влечениях и других переживаниях, вытесненных из дневной жизни. Они говорят о себе на особом символическом языке, словарь и способ построения которого Фрейд попытался восстановить. Он предполагал, что сновидения относятся к тому же разряду явлений, с которыми приходится иметь дело врачу, лечащему симптомы истерии. Поскольку образы сновидений посещают здоровых людей, то обращение к механизму порождения этих образов (тщательно разобранному Фрейдом) представилось царством бессознательного, как древний, архаический слой психической жизни, скрытый за сеткой сознания современного индивида. 

V. «Психопатология обыденной жизни» 

    Анализу ошибочных действий посвящена работа «Психопатология обыденной жизни», которая была опубликована отдельной  книгой в 1904. Различные ошибочные  действия, забывание имен, оговорки, списки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые  мотивы. Если, например, открывая заседание, председатель объявляет его закрытым, то это не простая оговорка, а  выражение его нежелания обсуждать  на этом заседании неприятный для  него вопрос. Однажды председатель собрания, который по некоторым личным причинам не хотел, чтобы собрание состоялось, открывая его, произнес: «Разрешите считать  наше собрание закрытым».

    А вот пример ошибочного действия. Когда  Фрейд был молодым практикующим врачом и ходил к больным на дом (а не они к нему), он заметил, что перед дверями некоторых  квартир он вместо того, чтобы позвонить, доставал собственный ключ. Проанализировав  свои переживания, он нашел, что это  случалось у дверей тех больных, где он чувствовал себя «как дома».

      Подобные примеры читатель найдет  в работе Фрейда, согласно которому  ничего случайного в психических  реакциях человека нет. Вот  несколько случаев из наблюдений  З. Фрейда.

    Первый  относится к анализу «провала»  его собственной памяти. Однажды  Фрейд поспорил со своим знакомым по поводу того, сколько в хорошо известной им обоим дачной местности  ресторанов: два или три? Знакомый утверждал, что три, а Фрейд —  что два. Однако этот третий ресторан все-таки был. Он имел то же название, что  и имя одного коллеги Фрейда, с  которым тот находился в натянутых  отношениях.

    Другой  пример. Один знакомый Фрейда сдавал экзамен  по философии. Ему достался вопрос об учении Эпикура. Экзаменатор спросил, не знает ли он более поздних последователей Эпикура, на что экзаменующийся ответил: «Как же Пьер Гассенди». Он назвал это  имя потому, что два дня назад  слышал в кафе разговор о Гассенди как об ученике Эпикура, хотя сам  его работ не читал. Довольный  экзаменатор спросил, откуда он знает  это имя, и знакомый солгал, ответив, что специально интересовался работами этого философа.

    После этого случая имя П. Гассенди, по словам знакомого Фрейда, постоянно  выпадало из его памяти: «По-видимому, виной тому моя совесть, — заметил  он, — я и тогда не должен был  знать этого имени,  вот и  сейчас постоянно его забываю».

    Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия  и невротические  симптомы.

    Все причинно обусловлено. Причины и  здесь, подобно тому, как об этом говорят свободные ассоциации и  сновидения, скрытые от сознания субъекта. Их следует искать в исходящих  из глубин его психики напряженных  импульсах, влечениях, позывах, которые  получают выражение в явлениях, имеющих  при видимой бессмысленности  личностный смысл симптома или символа.

    В свое время З. Фрейд сравнил человеческое сознание с айсбергом, который на девять десятых погружен в море бессознательного. Если изобразить человеческое сознание в виде острова, погруженного в море неосознаваемых процессов, то внизу следует поместить неосознаваемые механизмы сознательных действий. Это — технические исполнители сознания. Наравне с процессами сознания можно поместить неосознаваемые побудители сознательных действий. Они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.

    И наконец, процессы «надсознания». Они развертываются в форме работы сознания, длительной и напряженной. Результатом ее является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства, новой жизненной установки, меняя дальнейшее течение сознания. 

VI. Проблема сексуальных влечений 

   Во  времена Фрейда сексуальные влечения не считались “естественными”. Мысль  о том, что истоки некоторых неврозов следует искать в сексуальных  проблемах, высказывали отдельные  психиатры, в том числе и уважаемый  Фрейдом Шарко. И Фрейд, не обращая  внимания на различные выпады в его  адрес, начинает исследовать это  “таинственное”, то есть скрытые от сознания человека влечения, которые  он первоначально разделяет на две  группы: влечения Я и сексуальные  влечения. При этом большее внимание уделяется им последним(либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

   Поскольку же сознание, в силу запретов, налагаемых обществом, готово препятствовать этому, энергия либидо ищет обходные пути, прорываясь в умственных и телесных реакциях — порой безобидных, а  порой патологических, приобретающих  характер психоневроза, в частности  истерии. Подавленное, вытесненное  сексуальное влечение и расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку он и назвал психоанализом. При этом из свободных  ассоциаций невротиков Фрейд извлек материал, истолкованный в том  смысле, что они в детстве были совращены взрослыми. Затем он пришел к выводу, что реального совращения не было и речь должна идти о детских  фантазиях на сексуальные темы. Тем  не менее по-прежнему осью, вокруг которой вращался изобретенный им психоанализ, оставался принцип редукции (сведёния) всего реального драматизма отношений между сознанием и бессознательной психикой к сексуальному влечению — его энергии и динамике. Именно этот принцип придал всем построениям Фрейда специфическую окраску, породив и ныне не утихающие споры о правоте и степени научности этих построений. Эти споры обострились, когда Фрейд присоединил к общей идее о всемогуществе сексуальности новые, еще более сомнительные темы, где эта идея конкретизировалась в ряде мифов.

   В «Трех очерках по теории сексуальности» (1905 г.) весь анализ психоневрозов вращался вокруг подавленного сексуального влечения как главной причины страхов, неврастении и других болезненных состояний. Здесь же предлагалась схема психосексуального развития личности — от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное половое влечение к лицу противоположного пола. Одной из излюбленных версий Фрейда становится Эдипов комплекс как извечная формула отношений мальчика к родителям. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца (с коим он себя идентифицирует) как соперника, который вызывает и ненависть, и страх. Под этот древнегреческий миф Фрейд стремился подвести как можно большее количество клинических случаев и фактов истории культуры. Аналогичный комплекс у девочки называется комплексом Электры.

   Эта идея о роли сексуального влечения как главного двигателя поведения  людей, их истории и культуры придала  фрейдизму специфическую окраску, прочно ассоциировала его с представлениями, сводящими все бессчетное многообразие проявлений жизнедеятельности к  прямому или замаскированному вмешательству  сексуальных сил. Такой подход, обозначаемый термином «пансексуализм»,  стяжал Фрейду во многих странах Запада огромную популярность - притом далеко за пределами психологии. В этом принципе стали усматривать своего рода универсальный ключ ко всем человеческим проблемам. 

VII. “Влечения к жизни” и “Влечения к смерти” 

   Как уже говорилось ранее, Фиксация новых  пациентов Фрейда на травмах, вызванных  встречей со смертью, дала повод выдвинуть  версию об особом влечении, столь же могучем, как сексуальное, и потому провоцирующем болезненную фиксацию на событиях, сопряженных со страхом, вызывающих тревогу и т. п. Этот особый инстинкт, лежащий, Фрейд обозначил древнегреческим термином Танатос. Под именем Танатоса имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. Тем самым агрессивность возводилась в ранг извечного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения. Уже в ранних работах Фрейд показал на в поведении человека этой тенденции “бегства от жизни”, которая при неврозах выражалась в возврате на прежнюю ступень развития. Взрослая женщина вдруг начинает капризничать как ребенок, “сюсюкать”, говорить детским голосом. Такое часто бывает при истерическом неврозе. Больная словно “бежит” от сложной и порой страшной для нее жизни в детство - так, ей кажется, проще, спокойнее, но так ближе и к подлинной смерти. Точно так же нам легче повторить путь, уже приведший раз к какому-то правильному решению, чем искать новый.  

VIII. Я, Оно и Сверх - Я 

    В последний период творчества Фрейда увидели свет его работы «Психология  масс и анализ Я» (1921), «Я и Оно» (1923). Организация психической жизни  выступала теперь в виде модели, имеющей различные психические  инстанции: Оно (ид), Я  (эго) и сверх-Я (супер-эго).

    Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная  инстанция, которая охватывает все  прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна  и аморальна. Содержит в себе безудержные  сексуальные и агрессивные влечения. Конфликтует с Я и Сверх-Я.

    Эго следует принципу реальности, вырабатывая  ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так  и из глубин организма, с одной  стороны, и ответными двигательными  реакциями — с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий  в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

    Особое  значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я (супер-эго) образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, то сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски.

Информация о работе Зигмунд Фрейд – выдающийся исследователь психической жизни человека