Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:47, контрольная работа
Целью реферата является раскрытие сути философии Беркли, субъективного идеализ-ма. Задачи здесь, следовательно, - это обзор его главных трудов и содержащихся в них идей.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Жизнь и творчество Дж. Беркли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Идеализм Дж. Беркли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный
университет
Кафедра философии
ИДЕАЛИЗМ ДЖ. БЕРКЛИ
Контрольная работа по философии
Комиссарова Л.
ФБФО АД -2
Санкт-Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Жизнь и творчество Дж. Беркли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Идеализм Дж. Беркли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
ВВЕДЕНИЕ
В данном реферате разрабатывается тема субъективно идеализма Джорджа Беркли. Эту тему нельзя на сегодняшний день назвать очень популярной и актуальной, но, тем не менее, она важна. «Так как Беркли разрабатывал свое учение, анализируя связь сознания с внешним миром, ни один философ, который ставит вопрос о природе человеческого духа, его отношения к миру, не может обойтись без учета философских разработок Беркли». Философия Беркли наложила свой отпечаток на все последующее развитие идеалистической мысли. Поэтому, конечно же, философии Беркли посвятили свои исследования многие ученые, и так как учение Беркли имеет ярко выраженный идеалистический характер, причем с явно религиозной направленностью, комментарии исследователей порой расходятся в диаметрально противоположных направлениях. А в советской философии Лениным было изначально заложено отрицательное отношение к берклианскому учению.
Целью реферата является раскрытие сути философии Беркли, субъективного идеализма. Задачи здесь, следовательно, - это обзор его главных трудов и содержащихся в них идей. В связи с этим структура реферата следующая. Реферат состоит из двух глав, в первой из которых кратко дается обзор биографии и творческой деятельности Беркли и начальных позиций его философии на основе одного из первых его трудов «Философские заметки». Во второй главе уже непосредственно рассматриваются основные идеи его философии, исходя из его главных произведений «Опыт новой теории зрения» и «Трактат о принципах человеческого знания».
“Джордж Беркли (1685 - 1753) родился в городе Келкени на юге Ирландии в семье мелкопоместных дворян. В пятнадцать лет он поступил в колледж Святой Троицы Дублинского клерикального университета. В 1704г. Беркли получил первую ученую степень бакалавра искусств.
В 1707 году закончил колледж и работал там некоторое время преподавателем еврейского и греческого языков. В том же году были опубликованы анонимно его первые научные произведения - два трактата по математике, а также в 1707 - 1708 годах Беркли пишет «Философские заметки», две тетради, в которых уже четко прослеживаются центральные идеи всей философии Беркли.
В 1709 году Он был возведен в сан дьякона, и с этого времени становится ревностным служителем церкви; вышла в свет первая работа Беркли, предвещающая его философское учение «Опыт новой теории зрения». В следующем году Беркли издает «Трактат о принципах человеческого знания», где с большим литературным мастерством представил свою систему взглядов, которая впоследствии довольно часто именовалась субъективным идеализмом.
В 1713 году Беркли в качестве капеллана лорда Петерборо, чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля, отправляется в Италию. Тогда же он пишет одно из своих важнейших произведений - «Три диалога между Гиласом и Филонусом». На следующий год Беркли вернулся на родину, а в 1716 году снова едет в Италию, на этот раз в качестве гувернера (откуда он вернулся в Лондон в 1721 году). В 1718 году опубликовано произведение «О движении».
В сентябре 1728 года Беркли с целью миссионерской деятельности отправляется на Род-Айленд. Беркли настойчиво добивался от короля и получил обещание выделить средства на создание колледжа для подготовки миссионеров из индейцев на Бермудских островах. Незадолго до своего отъезда сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер. Их семейная жизнь была счастливой. Как и в семье его отца, у Беркли было семеро детей, к которым он относился с большой любовью.”1
“Не дождавшись обещанных ассигнований на постройку колледжа, Беркли возвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу после приезда Беркли публикует свою работу «Алсифрон, или Ничтожный философ», направленную против английских философов-деистов Шефстбери, Мандевиля, Коллинза. В этом произведении Беркли отстаивает христианское вероучение и религиозную мораль. За «Алсифроном» последовало философско-математическое произведение «Аналитик».
В мае 1734 г года Беркли был посвящен в духовный сан епископа Клойнского, после чего он вернулся в Ирландию и поселился в местечке Клойн, где провел практически всю оставшуюся жизнь. Последним философским произведением Беркли был изданный в 1744 году «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований», в котором были соединены терапия, философия и мистика.
В августе 1752 г. Джордж Беркли покинул свою епархию. Последние несколько месяцев Беркли прожил в Оксфорде, где 14 января 1753 года скоропостижно умер.”2
«Философские заметки» - это одно из наиболее ранних произведений философа, уже в этих записях обозначены те полемические цели, центральные узлы, из которых разовьется философия Беркли. Полемика развернётся вокруг того, «что философы называют материей или телесной субстанцией», вокруг атеизма и критики свободомыслия. Центральное ядро, на основе которого разворачиваются позитивные положения философского мировоззрения Беркли, - принцип esse est percipi («существовать значит быть воспринимаемым»).
“В заметке 290 из «Тетради В» Беркли пишет: «большая опасность заключается в предположении, что протяженность может существовать вне разума, то есть ее следует признать бесконечной, неизменной, вечной и т.д. это будет означать, что Бог протяжен (что кажется рискованным), либо будет предполагать наличие несотворенного, вечного, неизменного, бесконечного, существа, помимо Бога».
Эту предпосылку, по его мнению, настоящий оплот атеизма, надо разрушить в пользу противоположной доктрины, доказав ее превосходство и действенность. Согласно этому учению, «существовать значит быть воспринимаемым» и «все вещи суть сущности разума», то есть имеют существование только в Сознании. Принцип esse est percipi одновременно служит главным аргументом для подтверждения того факта, что протяженность не может быть немыслящей субстанцией, поскольку она «не воспринимаема без каких-либо осязаемых или видимых качеств».
Отрицание существования материи, утверждение, что существуют только души людей и Бог, - вот к чему с самого начала стремилась новая апологетика Беркли, действительно опровергающего некоторые из основных научно-философских идей своего времени. Беркли, однако, опровергает, анализируя изнутри, а не путем априорного отбрасывания. Беркли всегда придерживался правила: «Не применять ни одного слова без какой-либо идеи». К нему он добавил: «Не следует дискутировать о вещах, о которых у нас нет никакого представления». Но что же такое идеи, откуда они появляются, как сочетаются? На эти центральные вопросы Беркли отвечает в заметке 378 «Тетради В».
Ничего похожего на идею не может существовать в какой-либо вещи, неспособной к восприятию (пп. 11-18).”3
Итак: если требуется придать какой-либо смысл словам, они должны служить идеям. А все наши идеи являются ощущениями либо воздействиями разума на ощущения: «Все идеи являются либо простыми идеями, либо созданными из простых идей», следовательно: необходимо полагаться на ощущения. Это основной императив гносеологии Беркли.
“Уже в первые годы своего учения в университете Беркли убеждается в успехах естественных наук. И поэтому свою задачу в создании «собственной философской системы видит в противодействии распространению материалистических взглядов». Защите религии он посвящает всю свою жизнь.
Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Лучшие его труды, в которых он излагает свою философию, были написаны им в молодости, это «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три диалога между Гиласом и Филонусом».
В 1709 году Беркли публикует свой «Опыт новой теории зрения». При создании этого произведения Беркли больше всего волнует необходимость устранения идеи первичных качеств, независящих от нашего сознания, якобы подтверждающих реальность материи, а именно материи вне разума. А первичное качество, особенно после трудов Декарта, завоевавших всеобщее признание, и есть протяженность тел. Беркли публикует свой «Опыт…» специально с целью опровергнуть всеобщее предвзятое (по его убеждению) мнение.
Итак, восприятие расстояния не отражает реального расстояния; подобное восприятие не передает образа реального мира, поскольку расстояние зависит от формы деятельности субъекта. Против этой теории зрения мы могли бы эффективно использовать правила геометрической оптики, для которой пространство, измеряемое с дистанции, должно было бы сочетаться с чем-то объективным. Однако Беркли напоминает, что если бы эти правила имели силу, то отсюда бы следовало, что восприятие расстояния у всех должно быть одинаковым.
Так же ошибкой было бы полагать, что связь, объединяющая зрительные впечатления с осязательными ощущениями, относится если не прямо к внешним телам, то к природе этих вещей. Как осязательные ощущения, так и зрительные представления (образы) представляют собой знаки языка природы, которые Бог посылает органам чувств и рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия, необходимые ля поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы не подвергать свою жизнь опасности. Значит, зрение - это инструмент для сохранения жизни, но нив коем случае не средство доказательства реальности внешнего мира. Согласно Беркли, «объективная реальность возникает перед нами только на основании интерпретации, толкования «знаков» ощущениями, единственно известными первоначально. Принципы человеческого знания
В «Трактате о принципах человеческого
знания» 1710 года Беркли развивает дальше
теорию идей, которая впервые начала вырисовываться
в его «Философских заметках». Это самая известная работа
Беркли, она задумывалась в двух частях, но издана была
только одна. «Часть первая, в которой
исследуются основные причины заблуждений
и затруднений в науках, а также основания
скептицизма, атеизма и безверия». И все-таки
главным заблуждением, которое Беркли хочет искоренить,
является субстанциально-
Так же Беркли рассуждает и при рассмотрении понятия материи. По Локку, мы путем абстракции, т.е. отвлечения от предметов общих черт и признаков, приходим к понятию материи как таковой. Таким же образом мы приходим и к понятию пространства. Беркли пытается доказать, что мы не в состоянии прийти к понятию материи таким способом, аргументируя при этом так же, как и в отношении первичных и вторичных качеств и далее: «однако общая идея сущего мне кажется наиболее абстрактной и непонятной из всех. Ее следует понимать в каком-нибудь другом смысле, но в каком именно - нам не объяснили. Если я внимательно рассмотрю обе части, составляющие понятие, то есть значение слов «материальная субстанция», то (я убежден в этом) не найду никакого ясного смысла».
Согласно Беркли, невозможно и образовать абстрактные общие идеи человека, движения и т.д. «Точно так же, - пишет он, - для меня невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела, - движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно, и то же самое может быть сказано обо всех прочих абстрактных идеях».
Абстрактные идеи Беркли рассматривал как обман слов. Беркли отвергает теорию, согласно которой человеческий разум обладает способностью к абстракции. Тем самым он и не признавал существования понятия материи как абстрактной идеи, материи как таковой. Он полагал, что понятие материи «заключает в себе противоречие», является «наиболее абстрактной и непонятной из всех идей».
Беркли лишь отрицает существование такого понятия, как материя в философском понимании. Обвинения в солипсизме Беркли также пытается отвергнуть посредством следующих рассуждений. Он утверждает, что вещи продолжают существовать в силу того, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другой человек. Существование (esse) вещей означает, что они воспринимаются (percipi): «это прямая и очевидная истина; весь порядок небес и все вещи, заполняющие землю, - одним словом, все тела вселенной, их существование состоит в том, чтобы быть воспринимаемыми или познанными. Пока вещи не будут действительно восприняты мной, то есть не будут в моем разуме либо в сознании какого-либо другого создания, они не существуют реально или, в противном случае, существуют в разуме какого-либо Вечного Духа».