Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:47, контрольная работа
Целью реферата является раскрытие сути философии Беркли, субъективного идеализ-ма. Задачи здесь, следовательно, - это обзор его главных трудов и содержащихся в них идей.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Жизнь и творчество Дж. Беркли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Идеализм Дж. Беркли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Следовательно, когда говорится, что тела не существуют вне духа, то следует разуметь последний не как тот или другой единичный дух, но как всю совокупность духов. Духовная субстанция делится на два вида вещей: пассивные идеи и активные духи. Дух есть простое, нераздельное деятельное существо, которое воспроизводит и воспринимает идеи. Физический мир (или природа) представляет собою совокупность идей. Воспринимая идеи, мы замечаем, что некоторые зависят от нашей воли (закрыв глаза, мы можем представить любую вещь и производить с ней любые преобразования), а другие - нет. Например, мы не можем усилием воли расширить стены дома. Но раз эти идеи не подчиняются нашей воле, значит, существует другой, бесконечно более могучий дух, который их произвел, а мы их лишь воспринимаем. Этот высший Дух и есть Бог. Он порождает идеи внешних вещей и возбуждает в нас ощущения. Порядок и связь идей, порождаемых Богом, называется законами природы. Идеи, которые запечатлеваются в нас Творцом природы, называются действительными вещами. А когда они по нашей воле или сами собой вызываются в воображении, то в более точном смысле слова называются идеями или образами вещей.”4
Номинализм (согласно которому в объективной действительности общим понятиям ничего не соответствует, и они - лишь имена для единичных предметов; наше познание соткано из конкретных индивидуальных ощущений и идей) и феноменализм (по которому человеческому сознанью доступны лишь явления как цвет, вкус, звук и т. п., а сущность непознаваема; он отрывает явления от сущности) - это на которых зиждется и развивается проект новой апологетики Беркли. И все-таки, несмотря на то, что номинализм и феноменализм у Беркли исполняют откровенно апологетическую роль, в его философской системе они приводят к очень важным последствиям в плане философии физики. Упомянутые последствия имеют удивительно современный характер.
“Размышления Беркли и его концепцию Карл Р. Поппер комментирует в своем очерке «Заметка о Беркли как предшественнике Маха и Эйнштейна»: «Они не могут пролить свет, потому что говорить об «истинной и реальной природе» о «внутренних качествах» или о «реальной сущности» тел означает пустопорожнюю болтовню. Нет ничего физического, что было бы помещено за физическими телами, никакой скрытой физической реальности. Все представляет собой поверхность; физические тела сводятся к их свойствам. Их реальностью является способ, каким они сочетаются между собой».
Разумеется, Беркли отнюдь не отрицал факта, что механика Ньютона приводит к конкретным результатам и что она в состоянии делать точные предположения. Он отрицает тот факт, что теория Ньютона годится для исследований природы или сущности тел. В действительности, объясняет Беркли, необходимо различать между собой математические гипотезы, задуманные как инструменты для объяснения и предположения, и теории, предусматривающие исследования природы тел. По мнению Беркли, теория Ньютона представляет собой просто совокупность математических гипотез для развития исследований: «Все, что утверждается относительно присущих телам сил, как сил притяжения, так и сил отталкивания, должно рассматриваться только как математическая гипотеза, а не как нечто реально существующее в природе». Беркли утверждает, что этого было бы достаточно, даже если теория Ньютона не в состоянии описать истинную действительность мира.”5
Джордж Беркли - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая место научному и философскому мировоззрению.
В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. В недавнем прошлом именно эти философы в нашей стране подвергались большой критике с позиций материализма. Их философские концепции излагались как реакционные. Философское учение Джорджа Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии.
Для этих целей он использовал номиналистические принципы, установленные Уильямом Оккамом. Идеалистически переработав номинализм и сенсуализм, Беркли пришел к выводу о несуществовании материи. Для него нет более отвлеченного, более абстрактного (а потому менее оправданного) понятия, чем бытие как таковое, чем понятие носителя качеств как чего-то отличного от самих качеств как субстанции.
Основное положение философии Беркли состоит в полном отождествлении свойств предметов с ощущениями этих свойств человеком. Объекты внешнего мира рассматриваются им как некие комбинации различных ощущений, идей, существующих только в сознании человека. Существовать для вещей значит быть воспринимаемыми - esse est percipi. В основе своей критики материализма Беркли опирается на концепцию абстрактных идей. По его мнению, абстракции, как нечто отвлеченное, не могут существовать вообще.
В своих работах он критикует материалистов. Но касается существования или несуществования бога, то вряд ли ему удалось заставить атеистов отказаться от своих убеждений, а для людей, искренне верующих, никакие доказательства не нужны.
Джордж Беркли сыграл значительную роль в истории философии. Берклианство - это начальная и одновременно классическая форма субъективного идеализма Нового времени, главный источник этого вида идеализма в последовавший затем период упадка буржуазной философии: уже Шопенгауэр пошел от Канта вспять Беркли. Методологически вся западноевропейская и американская мысль ХХ столетия за исключение неотомизма, экзистенциализма, неореализма и близких к ним по духу течений восходит, так или иначе, к Берклиевой эпистемологии. Естественно назвать здесь Юма, также без сомнения, наложившего печать своих воззрений на последующую идеалистическую мысль, но без Беркли не было бы и Юма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беркли Дж. Сочинения. //М.: Мысль, 2000. 556с.
История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону://Феникс, 1999. 576с.
Нарский И. С. У истоков субъективного идеализма Беркли Дж. Сочинения.// М.: 2000. 495с.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т 3. Новое время. //СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 736с.
.Философский словарь. /Под ред. М. М. Розенталя. //М.: Политиздат, 1975. 496с.
1 Беркли Дж. Сочинения. М.: Мысль, 2000. C.421
2 История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. C.347
3 Философский словарь. /Под ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975. C.278
4 Нарский И. С. У истоков субъективного идеализма //Беркли Дж. Сочинения. М.: 2000. C.149
5 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т 3. Новое время. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. C.159