Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 23:28, реферат
Китай – одно из древнейших цивилизованных государств мира. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богатые по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества.
Уже в первобытном обществе появились первые ростки философии. Люди в
первобытном обществе, исходя из собственного трудового опыта, стремились понять мир природы, что послужило основой для зарождения материалистических взглядов. Кроме того, в условиях первобытнообщинного строя зародилось представление о необходимости поклонения духам предков.
Введение………………………………………………………………..
3
§I.
Развитие Китая. …………………………..………………..………….
5
§II.
От философии к религии……………………………………………...
6
a.
Даосизм…………………………………………………..
7
b.
Конфуцианство…………………………………………..
10
c.
Моизм……………………………………………………..
13
§III
Идеалистическое и материалистическое направление в китайской философии………………………………………………………………
17
Заключение ……………………………………………………………
18
Список используемой литературы…………………………………...
19
Оглавление:
Введение………………………………………………………… |
3 | ||
§I. |
Развитие Китая. …………………………..………………..…………. |
5 | |
§II. |
От философии к религии……………………………………………... |
6 | |
a. |
Даосизм………………………………………………….. |
7 | |
b. |
Конфуцианство…………………………………………. |
10 | |
c. |
Моизм…………………………………………………….. |
13 | |
§III |
Идеалистическое и материалистическое
направление в китайской философии……………………………………………………… |
17 | |
Заключение …………………………………………………………… |
18 | ||
Список используемой литературы…………………………………... |
19 |
ВВЕДЕНИЕ:
Китай – одно из древнейших цивилизованных государств мира. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богатые по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества.
Уже в первобытном обществе появились первые ростки философии. Люди в
первобытном обществе, исходя из собственного трудового опыта, стремились понять мир природы, что послужило основой для зарождения материалистических взглядов. Кроме того, в условиях первобытнообщинного строя зародилось представление о необходимости поклонения духам предков.
Представление о существовании души у человека было распространено и на
животных, растения и весь мир природы: считалось, что все в мире имеет свою душу, что все природные тела и явления: земля, небо, солнце, луна, гром, ветер, горы, реки, птицы, дикие звери и т.д., находясь в расположении каких-то духов, проявляют свою силу, в результате чего возникли тотемизм1 и поклонение многим богам.
Однако в условиях первобытнообщинного строя могли появиться лишь ростки философской идеи. Философия как теория познания окружающего мира, как сравнительно целостное мировоззрение, зафиксированное в письменной форме, возникла только в рабовладельческом обществе.
С китайскими мифами европейцы впервые познакомились в XVIII в., а до того сам Китай был для европейцев мифом. Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать с Китая. Это мнение опиралось на представление о том, что Китай—родина самых древних и мудрых философов. Между тем, как это ясно теперь, китайские философы не древнее греческих и много моложе мудрецов Египта.
§I РАЗВИТИЕ КИТАЯ.
Жители древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как
материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение
божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил.
В этот древнейший период китайцам так же, как и другим народам, был
свойственен культ природы: они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из наиболее важных был, сопровождаемый человеческими жертвами, культ священных гор.
Очень силен был также культ предков. В основе его лежало представление
о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того – она
может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все свои прежние привычки и наклонности, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, в могилу клали окружавшие его при жизни предметы утвари, драгоценности, оружие.
Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был
признан сыном Неба, т.е. представителем Бога на земле. Для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество.2
Человек как личность не представлял самостоятельной ценности,
древнекитайское общество жило по принципу: «личное – ничто перед
государственным и коллективным». В центре внимания в Китае всегда были общество и государство, а не индивидуум. Отсюда – отсутствие подлинного интереса к проблемам мироздания, к индивидуальной психологии, к частному хозяйству и постоянное повышенное внимание к социальным проблемам, природе государственной власти, государственному регулированию общественной жизни.
Для общества, подавляющего
людей, вполне естественной была
абсолютная уверенность в
§II. ОТ ФИЛОСОФИИ К РЕЛИГИИ
В середине I тыс. до н.э. в Китае зародились основные идеологические
направления, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные системы. Это были даосизм, моизм и конфуцианство. К этим исконно китайским учениям добавился буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Поднебесной – таково было название страны в древности. Эти учения сыграли огромную роль в истории Китая и продолжают оказывать важное влияние на жизнь Китая до сих пор.
К III в. до н.э. в Китае уже существовало множество научных трудов из
самых разных областей знания, что стало основой для возникновения первичной натурфилософии.3
Свое отражение первые взгляды натурфилософов нашли в главе «Хун Фань» (Великий план) «Шу Цзина» (Книги Истории) и в «И Цзине» (книге перемен).
Традиционной датой составления этих работ считается II-III в. до н.э., но
по недавним исследованиям дату их написания следует относить к более
позднему времени.
В период Чжаньго неизвестными авторами был создан натурфилософский трактат – «Си Цы Чжуань», излагающий учения о материальном мире, в котором стихийные материалистические представления сочетаются с некоторыми элементами диалектического мышления. В качестве основной идеи этой работы выступает изменчивость всего существующего, обусловленная борьбой двух
противоположных начал: ян – свет и инь – тьма. В борьбе этих сил рождаются пять первоэлементов: вода, огонь, дерево, металл и земля – и все многообразие вещей и явлений мира. В этой книге мы находим изложение учения о триаде (небо - земля - человек), в котором человек не противопоставляется небу и земле, а занимает одинаковое с ними место в системе бытия.
Даосизм возник на рубеже II-I вв. до н.э. Его авторство приписывают мудрецу Лао-цзы. Однако в синологической историко-философской науке до сих пор существуют разногласия относительно подлинности личности Лао-цзы и его авторства. Исследователи основываются на данных древности, а там, в зависимости от обстоятельств выдвигался то один, то другой автор «Дао дэ - цзин», поэтому решить вопрос однозначно пока не представляется возможным.
Тем не менее, Лао-Цзы был канонизирован как святой.
Название книги переводится с древнекитайского как «книга о Дао и дэ».
Главное слово в этом труде – Дао, что буквально означает путь. Этим словом обозначали также и другие понятия: правило порядок, смысл, закон и т.д. Дао - вечно единое, неизменное, непреходящее. Оно корень всего, мать всех вещей: Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо от Дао, а Дао – от себя самого.
Дао – это единый объективный закон, которому подчинен весь мир. Сам мир в представлении даосов состоит из мельчайших материальных частиц и находится в постоянном изменении: «Неполное становится полным, кривое – прямым, ветхое – новым». Таким образом, все в мире бесконечно переходит в свою противоположность. Всеобщность изменений и переход явлений в свою противоположность делают все качества относительными.
Лао-Цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе.
Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Все явления: и человек, и вещь в кругах бытия равны. Поэтому, удел человека – пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь Дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория – основной принцип даосизма.
Лао-Цзы утверждал, что все в мире зависит от Дао, а не от «божественной
воли» или каких-либо сверхъестественных сил. Не отрицая существование богов, он считал их всего лишь порождением Дао. Даосы отрицали культ предков, отвергали жертвоприношение небу, земле, рекам, горам, другим обожествленным явлениям природы.
Дао – источник всего существующего в мире – духовное начало. Его
невозможно постичь ни зрением, ни слухом, ни осязанием. Все видимое бытие несоизмеримо ниже Дао. Дао, будучи непознанным до конца, утверждали древние даосы, материализуется в дэ – достоинстве человека. Центральная проблема доктрины даосизма – учение о бессмертии. Создание такого учения стало важнейшей целью даосизма в силу того, что в древнекитайской философско-религиозной мысли проблема бессмертия души была в целом разработана слабо. Даосы создали свое учение о бессмертии, исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Учение Лао-Цзы и его ближайших последователей (в частности, Чжуан-Цзы) принято обозначать как философский даосизм.
Последователь Лао-цзы – Инь Вэнь, – развивая идеи своего учителя,
утверждал, что душа человека состоит из тончайших материальных частиц (цзин ци), которые приходят и уходят в зависимости от «чистоты» или «засоренности» нашего органа мышления (синь). Он также считал, что соблюдение естественных законов (Дао) жизни необходимо для приобретения человеком мудрости и познания им жизни. Своеобразная трактовка этой материальной категории раскрывается в притче последователя Лао-Цзы Чжан-Цзы о мяснике и вэйском правителе.
Правитель царства Вэй, узнав об умении одного мясника разрубать быка
тремя ударами, даже не затупив при этом топора, спросил, как ему это
удается. Мясник ответил: «… Я всю жизнь постигал дао быка. Изучив Дао животного, я могу делать это тремя ударами, а мой топор остается таким же острым, как и прежде. Другие делают это пятью ударами, после чего топоры их становятся тупыми».
В начале нашей эры на базе философского даосизма возник религиозный
даосизм. Его основу составило понятие абсолютного дао, суть которого
сводилась к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, а смерть – это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даоская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства4, колдовства5, астрологии и демонологии6.
В Китае были созданы монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даоских монахов, получавших значительные доходы от земель и от своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно разнообразной: они предсказывали судьбу, гадали, – число способов гадания достигало многих десятков, занимались изгнанием злых духов, торговали заклинаниями и амулетами, определяли лучшие, т.е. свободные от злых духов, места для постройки могил и зданий, определяли дни и часы, наиболее благоприятные для любого важного дела – свадьбы, похорон, отправления в дорогу. Веря, что душа умершего способна влиять на судьбу живых, жрецы и монахи старались задобрить ее хорошим местом для погребения тела, точным соблюдением всех обрядов на похоронах и пр.
Информация о работе Идеалистическое и материалистическое направление в китайской философии