Идеалистическое и материалистическое направление в китайской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 23:28, реферат

Краткое описание

Китай – одно из древнейших цивилизованных государств мира. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богатые по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества.
Уже в первобытном обществе появились первые ростки философии. Люди в
первобытном обществе, исходя из собственного трудового опыта, стремились понять мир природы, что послужило основой для зарождения материалистических взглядов. Кроме того, в условиях первобытнообщинного строя зародилось представление о необходимости поклонения духам предков.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
3
§I.
Развитие Китая. …………………………..………………..………….
5
§II.
От философии к религии……………………………………………...
6

a.
Даосизм…………………………………………………..
7

b.
Конфуцианство…………………………………………..
10

c.
Моизм……………………………………………………..
13
§III
Идеалистическое и материалистическое направление в китайской философии………………………………………………………………
17

Заключение ……………………………………………………………
18

Список используемой литературы…………………………………...
19

Вложенные файлы: 1 файл

Специфика китайской религиозной философии от философии к религии.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

    Религиозный даосизм, так  же как и философский, проповедовал  пассивность как принцип жизни.

 

 

  1. Конфуцианство.

 

    Примерно в те же  времена, на рубеже II-I вв. до н.э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система  – конфуцианство.  Ее основателем был проповедник из царства Лу  - Кун-Цзы (551-479 гг. до  н.э.), известный  в европейской  транскрипции  как  Конфуций  (Учитель  Кун).  Его взгляды были изложены его  последователями  в  книге  «Лунь  юй»  (Беседы  и суждения).

    Центральное  место  в  учении  Конфуция   занимает   концепция   «жэнь»

(человеколюбие),  представляющая  собой  систему  идей  «чжун»  (преданность государю), «и» (верность долгу), «сяо»  (сыновняя  почтительность),  «куань»(великодушие), «ди»  (уважение  к  старшим)  и  другие.  Согласно  Конфуцию, судьба  человека  определяется  «небом»,  и  то,   что   люди   делятся   на «благородных»  и  «низких»,  не  может  и,  следовательно,  не  должно  быть изменено.

    Причину всех невзгод  и беспорядков в обществе, –  а время  действительно

было неспокойное, недаром этот период вошел в историю  как  период  «воюющих царств» (Чжаньго) -  Конфуций  усматривал  в  упадке  нравственности  людей.7

Конфуций считал, что основные добродетели человека – верность, послушание  и почитание родителей и старших.  Поэтому  первая  и  самая  важная  заповедь, данная Конфуцием, звучала так: Почитание  родителей  и  уважение  к  старшим является сущностью жизни.

    Конфуций учил, что каждому  человеку отведено строго определенное  место в мире и в  обществе;  он  утверждал,  что  общественная  структура,  как  и структура всего мира, вечна и неизменна.  Каждый  человек  должен  выполнять отведенную ему в  обществе  роль:  сын  чтить  своего  отца,  подчиненный  – начальника. В основе  такого  поведения  человека  должны  лежать  мораль  и этика: Конфуций верил, что человек по природе больше склонен к добру, чем  к злу, надеялся на эффективность  нравственной  проповеди  и  выступал  против тех, кто хотел устроить общество на насилии и страхе наказания.

    Конфуций   говорил    о    необходимости    нравственного    авторитета

правительства: Если власть не будет алчна, то и  люди  не  станут  воровать.

Государство, в  котором  все  благополучно,  обязательно  принесет  человеку

счастливую жизнь. Итак, если  строго  регламентировать  обязанности  каждого члена общества согласно его  общественному  положению,  если  люди  научатся владеть  собой  и  соблюдать  ритуал  исходя  из  этических  норм,  то   вся Поднебесная придет к гуманности.  При  этом  вся  полнота  власти  в  стране должна принадлежать императору – «сыну неба». Император  –  отец  народа,  а народ – его дети.

    Конфуций опирался на  культ предков и утверждал,  что  посмертная  слава

ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым  сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные  обряды,  церемонии,  традиции.8

Ритуалы и обряды,  по  его  мнению,  следовало  закрепить  в  качестве  норм

общественной жизни. Соблюдение обрядности – это  часть  «высоконравственного правления», уверял Конфуций.

    Конфуций  утверждал,  что  не  все   люди   одинаково   способны   быть

высоконравственными:  это,   прежде   всего   удел   мудрых   правителей   и

«благородных мужей», занимающихся умственной  деятельностью.  Предназначение простолюдинов, хотя и тоже почетное, но другое – они  должны  обслуживать  и кормить аристократическую элиту во главе  с  императором.  Эти  низшие  люди неспособны  к  высокому  знанию  и  их  рассуждения   о   делах   управления государством есть преступление.

    Итак, Конфуций не выказал  особого  интереса  к  философским  проблемам бытия. Его учение – это, прежде всего свод правил,  моральных  установок,  в основе  которых  лежала  идеализация   древности,   идея   о   необходимости соблюдения  установившихся  норм  жизни  и  культ  повиновения  старшим   по возрасту и должности.

    С течением времени, однако, конфуцианство из  господствующей  идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в. до н.э.  Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом  святости,  в  честь  его строятся храмы.  На  основе  его  учения  и  древних  религиозных  верований возникает конфуцианство как религиозная система  и она становится  государственной  религией  Китая.  Эта  религия  освещала   идею тотального  государства   и   подчинения,   ее   важнейшим   догматом   было обожествление императора и освящение его власти. Данная религиозная  система заимствовала из древних верований многих богов и  духов,  ее  пантеон  также все  время  пополнялся  за   счет   обожествления   отдельных   исторических личностей. Все боги делились на три  категории:  высшая  включала  верховное божество, владыку земли и умерших предков императора.  В  среднюю  категорию входили боги солнца, луны, грома, дождя и ветра, Конфуций и  188  правителей прошлого. В низшую категорию включались боги  войны  и  огня,  местные  духи земли, рек, покровители городов.

    Конфуцианство не имело  особой касты жрецов:  функции  верховного  жреца выполнял сам император, общение же с  мелкими  божествами  было  привилегией государственных чиновников,  так  называемого  ученого  сословия.  Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием  при отборе их на службу, и именно они были основными  хранителями  конфуцианских заповедей.

    Таким образом, к началу  новой эры государство и конфуцианская  религия в Китае становятся  единой  политико-административно-идеологической  системой, сутью  которой  стало  стремление  закрепить  старые  общественные  нормы  и добиться беспрекословного послушания народа.

    Конфуцианство было идеологией  тех  слоев  аристократии,  которые  были

заинтересованы в сохранении  патриархально-родовых  пережитков  и  общинного земледелия.  Они  оправдывали   классовое   неравенство,   но   отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. По Конфуцию  –  каждый человек должен занимать строго определенное место в  государстве:  «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом,  сын  -  сыном». Естественно необходимой  становится  поддержка  патриархальных  отношений  в обществе.

    На основе  конфуцианства  были  выработаны  критерии  для  оценки  всех

поступков, от бытовых - до  государственных.  Так,  от  мужчины  требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение  службы,  подчинение  главе рода. Женщина должна была быть всегда смиренна и  послушна  мужу, свекру  и свекрови, ее главная обязанность заключалась  в  служении  мужу,  усердии  в труде и продлении рода. От нее не требовалось  выделяться  умом,  талантами, красноречием или остроумием, от нее  не  требовалось  даже  ни  красоты,  ни привлекательности. Идеалом женщины была покорная жена, готовая следовать  за своим господином даже в могилу.

    Нарушение конфуцианских  заповедей каралось вплоть до  смертной казни как «наивысшее преступление». Обычным наказанием было  превращение  в  рабов, как самого нарушителя, так и членов его семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c. Моисты.

 

    В I в. до н.э. в идеологическую и  религиозную  борьбу  включилась  еще

одна  школа,  одна  из  тех  ста  философских  школ,  которые,  как  уверяет

китайская традиция существовали тогда в стране. Речь идет о  школе  моистов. Название этого философского течения произошло от имени ее основателя Мо  Ди, или учителя Мо. Моисты выступали против важнейших  положений  конфуцианства, в   частности,   против    обоснования    привилегированного    общественно-политического   и    социально-экономического    положения    наследственной аристократии.

    Мо Ди выдвинул свою  программу переустройства общества  на  традиционном китайском  принципе  «всеобщей  любви  и  взаимной  пользы».  Он   предложил выдвигать на руководящие должности мудрых людей из народа независимо  от  их происхождения и формировать аппарат  управления  исходя  из  личных  качеств человека. Идеи моистов подвергались критике со стороны других  школ,  прежде всего конфуцианства, а сами моисты – преследованиям и гонениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§III. Идеалистическое  и материалистическое направление в китайской философии.

 

 

    Основным  делением  китайской  философии  в  вопросе  возникновения   и

устройства   мира   следует   считать   общепризнанное   мнение   о   борьбе

идеалистического и материалистического направлений.  К  числу  первых  можно отнести: конфуцианцев, моистов, а также огромное количество  ответвлений  от этих двух систем. Материалистами, напротив, можно назвать:  даосов,  фа-цзя, а также гигантскую армию философов-одиночек, многие из которых  не  оставили после себя ни работ, ни учеников.

    Одним  из  ярчайших  представителей   материалистического   направления

китайской философии можно назвать атеиста9  Ян  Чжу  из  царства  Вэй.  После него, к сожалению,  не  осталось  письменных  трудов,  лишь  весьма  краткие сведения   в   работах   других   философов.   Основным   источником   нашихпредставлений о Ян Чжу служит одна из глав книги «Ле-цзы».

        Ян Чжу отрицал  наличие в мире какой бы то  ни  было  сверхъестественной силы и настаивал на том, что все во вселенной подчинено закону  естественной необходимости.

    Основным  содержанием  учения  Ян  Чжу  было  наивно-материалистическое представление о человеке: подобно всем другим существам, человек состоит  из пяти  первоэлементов  материального  ци  и  отличается  от  остальных  живых существ только тем, что обладает разумом.

    Другим постулатом, который  проповедовал Ян Чжу, было  полное  отрицание потустороннего  мира  и  бессмертия  души.  По  его  словам,  смерть  –  это естественно необходимое явление:  «В  жизни  все  вещи  отличаются  друг  от друга, в смерти же все они  равны.  В  жизни  мудрые  и  глупцы,  знатные  и незнатные – и это то, что различает их (людей). В смерти же  есть  тление  и уничтожение, тление и разрушение – вот, что делает их равными».

    Со смертью человека  прекращается его существование, исчезает  его  дух.

Человек не должен интересоваться тем, что будет после  его  смерти.  Ян  Чжу призывал  относиться  к   смерти   с   философским   безразличием,   как   к естественному,  закономерному  явлению,   и   стремиться   к   максимальному использованию радостей жизни.

   Особенно  яростным  нападкам  подвергалось  это   учение   со   стороны

конфуцианцев. Если сам Конфуций не проявлял особого философского интереса  к проблемам бытия, то его последователи,  напротив,  зачастую  позволяли  себе весьма   жесткие    высказывания    направленные    против    представителей материалистического течения в китайской философии. Так, один из  идеалистов, конфуцианец Мэн-цзы, обвинял Ян Чжу  в  крайнем  эгоизме  и  утверждал,  что «(принцип) Ян Чжу – «для себя»  -  означал  отрицание  императора».  Отмечая широкое распространение взглядов Ян Чжу, Мэн-цзы призывал к уничтожению  его учения, как оказывающего  пагубное  влияние  на  умы  и  подрывающего  самые основы конфуцианства.

    После таких слов, казалось  бы, что конфуцианство не имеет  ничего общего

с материалистическими идеями Ян Чжу, но исследования китайских ученых в  50-х  годах  XX  века  засвидетельствовали,  что  и  в  космогоническом  учении Конфуция  присутствуют  материальные  идеи.  Так  в  «Лунь-Юй»   (Беседы   и суждения) говорится: «… все  явления  природы  …  происходят  независимо  от Неба, от Божества, сами по себе, естественным путем…».

    С течением времени, эволюцию  в сторону идеализма претерпел  и  даосизм. Последователи  Лао-цзы  извратили  первоначальную  наивно-материалистическую сущность, придав  идеалистическое  толкование  важнейшей  категории  –  дао, фактически обожествив ее.

    Таким образом,  философские  системы  Китая  внесли  огромный  вклад  в

сокровищницу  мировой  культуры,  по-особому   передав   различные   взгляды выдающихся  мыслителей  прошлого.   Многочисленные   направления   китайской философской  мысли  привнесли  особенный   восточный   колорит   в   мировую философию, как науку,  позволив  человечеству  еще  на  шаг  приблизиться  к пониманию вечных вопросов бытия…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

На основании поставленных мною задач можно сделать вывод, что в Китае связь религии с философией всегда была неразрывна. Отчасти это обусловлено тем, что из всех великих религий мира, она развивалась в изоляции, не испытывая внешних влияний. Две основные религии Китая, они же два философских направления, конфуцианство и даосизм, состоялись, как самостоятельные вероучения еще до того как Китай стал открытым для остального мира. Конфуцианство и даосизм практически не имеют ничего похожего с монотеистическими религиями, сфокусировавшимися на одном Боге, такими как иудаизм, христианство и ислам. В большей мере это относится к конфуцианству, которое очень мало уделяет внимания сущности бога. Потому конфуцианство, а также в известной мере и даосизм, зачастую вообще не относят к религии, а считают философскими течениями Китая.

Единственной чертой, объединяющей всю историю развития религии и философии Китая, стало так называемое «сознание заботы». Даже в самом отдаленном царстве Джоу находятся следы искренней веры в то, что Небо видит и слышит все также как и люди, поэтому и принимают непосредственное участие в их жизни.

Китайцы убеждены в том, что в основе вселенной лежит забота, которая устанавливает осмысление взаимоотношений человека с высшими силами и остальными людьми. Это является основным отличием религии Китая от иудаизма, христианства и ислама, в которых основным принципом религиозного сознания является страх и преклонение перед Высшей Силой.

Информация о работе Идеалистическое и материалистическое направление в китайской философии