Идеи В.И.Вернандского о ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Идеи выдающегося русского ученого и мыслителя академика В. И. Вернадского (1863-1945) всегда привлекали внимание не только специалистов-геохимиков, но также экологов и философов . Однако, как часто бывает, научный гений намного опередил эпоху. Лишь спустя более полувека учение Вернадского о биосфере и ноосфере стало по-настоящему актуальным, позволяя решать не только практические, но и мировоззренческие задачи, стоящие перед современным человечеством.
Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1.Биография …………………………………………………………………...3
2.Творчество В.И. Вернадского и философия ……………………………. 4
3.Представление В.И. Вернадского о научной и
философских мыслях………………………………………………………….5
4.Философские подходы к естествознанию…………………………………8
5.Вопросы диалектики природы в работах
В.И. Вернадского ……………………………………………………………..11
6.Основные положения учения о ноосфере…………………………………14
7.Единство биосферы и человека …………………………………………....15
8.Наука как основной фактор ноосферы ……………………………………19
9.Переспективы развития человечества и задачи
сознательного регулирования процесса
созидания ноосферы. …………………………………………………………22
Заключение …………………………………………………………………...24
Литература …………………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по философии

 

Тема «Идеи В.И.Вернандского о ноосфере»

 

 

План

 

Введение……………………………………………………………………….2

 

1.Биография …………………………………………………………………...3                                                                

2.Творчество В.И. Вернадского и философия   ……………………………. 4                            

3.Представление В.И. Вернадского о научной и

философских мыслях………………………………………………………….5

4.Философские подходы  к естествознанию…………………………………8

5.Вопросы диалектики природы  в работах

В.И. Вернадского ……………………………………………………………..11                                                          

6.Основные положения учения  о ноосфере…………………………………14

7.Единство биосферы и  человека …………………………………………....15                                         

8.Наука как основной  фактор ноосферы ……………………………………19                                    

9.Переспективы развития  человечества и задачи

сознательного регулирования  процесса

созидания ноосферы. …………………………………………………………22                                                        

Заключение  …………………………………………………………………...24                                                                 

Литература   …………………………………………………………………...26   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                                            

  
Идеи выдающегося русского ученого и мыслителя академика В. И. Вернадского (1863-1945) всегда привлекали внимание не только специалистов-геохимиков, но также экологов и философов . Однако, как часто бывает, научный гений намного опередил эпоху. Лишь спустя более полувека учение Вернадского о биосфере и ноосфере стало по-настоящему актуальным, позволяя решать не только практические, но и мировоззренческие задачи, стоящие перед современным человечеством.  
Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.  
Согласно современным представлениям, биосфера - это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Возникновение жизни и биосферы представляют собой проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, к переходу ее в ноосферу ( от греческого "ноос" -разум).  
Ноосфера ("ноос" - по-гречески означает разум, дух. ) - новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. Особенно ярко и вдохновенно писал Вернадский о воздействии человеческой деятельности на природу в работе “Несколько слов о ноосфере", созданной в 1943 году: “Лик планеты - биосферы - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры ХХ веке все более резко стали меняться ( химически и биологически ) прибрежные моря и части океана. ...Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений.”  
Современная цивилизация все более отчетливо начинает ощущать (в меньшей мере понимать), что продукты ее развития оказывают угнетающее действие на среду обитания, создавая ощутимые отрицательные обратные связи. Эти вопросы затрагиваются в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства, научных трудах, политических документах.   

 

 

 

 

 

1. Биография

 
Вернадский Владимир Иванович - известный  минеролог и общественный деятель. Родился в 1863 г. Окончил курс в  Петербургском университете; заведовал  минералогическим институтом того же университета; после защиты в СПб. докторской диссертации "Об явлениях скольжения в минеральном царстве", назначен профессором того же университета. В 1906 г. избран в Академию Наук на кафедру  минералогии. С 1906 по 1911 г. состоял членом Государственного совета от Академии Наук и университетов. В 1911 г. оставил  профессуру, после известных мероприятий  Министерства народного просвещения  по отношению к Московскому университету. Труды Вернадского посвящены  как описательной минералогии, так  и разработке теоретических вопросов минералогии и кристаллографии. Главнейшие его работы следующие: "О  группе силлиманита и роли глинозема  в силикатах" (М., 1891, магистерская диссертация и "Bull. soc. nat. Moscou", 1891); "Sur la reproduction de la sillimanite" ("Bull. soc. franc. min.", 1890); "Об полиморфизме, как  общем свойстве материи" ("Ученые Записки Московского Университета", 1892); "Лекции по кристаллографии" (М., 1896); "О хромовом турмалине  из Березовска" (М., 1897); "Zur Theorie der Silikate 1901. Zeitschr. f. Kryst."; "О кристаллах aльфа-серы и о русских ее месторождениях" ("Bull. Nat. Moscou", 1902, № 4); "Основы кристаллографии" (часть I, выпуск первый, М., 1903); "Закон  Гаюи и векториальное строение кристалла" ("Труды отд. физических наук Императорского Московского Общества Любителей  Естествознания, Антропологии и Этнографии", т. XI, 1904); "Опыты описательной минералогии" (с 1908 г. вышло 4 выпуска); "Минералогия" (2 вып., 3-е издание 1911 - 1912). Кроме того, Вернадскому принадлежит много  мелких работ и статей публицистического  характера. Как земский деятель  Тамбовской губернии Вернадский много  работал на пользу населения, особенно в голодный 1891 - 92 г., и принимал участие  в земских съездах 1904 и 1905 годов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Творчество В.И. Вернандского  и философия

 

В творческом наследии Вернадского  огромная часть принадлежит философии. Его

философские интересы приняли  устойчивый характер еще в гимназические  годы.

В начале XX века в основном складывается принципиальный взгляд Вернадского  на

проблему соотношения  философии и науки. «. Развитие научной  мысли никогда

долго не идет дедукцией  или индукцией – оно должно иметь свои корни в другой,

более полной поэзии и фантазии, области: это – область философии. Философия

всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые  области будущего

развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в

этой области получается правильная критика неизбежно схематических  построений

науки» 

С начала 20-х годов философские  интересы Вернадского поднимаются  на

качественно новую ступень. Не прерывая знакомства с западноевропейской

философией, ученый все чаще обращается к мыслителям Востока, главным  образом

Индии и Китая.

Наряду с этим с начала 20-х годов резко возрастает философская  насыщенность

специальных естественнонаучных трудов Вернадского, что было связано  в первую

очередь с созданием учения о биосфере и разработкой проблем  биогеохимии,

тесно переплетавшихся с  мировоззренческими, социально –  гуманитарными и

экологическими вопросами.

Сложно складывались, в 20-30 годы, отношения Вернадского с  советскими

философами, выступавшими с  позиций диалектического материализма. В эти годы

труды натуралисты, посвященные  живому веществу, биогеохимии, учению о

биосфере, не раз подвергались резкой критике. «Оппоненты упорно выискивали

проявления «идеализма»  и прочей «идеологической контрреволюции», произвольно

выхватывая из общего контекста  отдельные мысли и цитаты».

 

 

3.Представление В.И. Вернадского  о научной и философской   мыслях.

 

Философское миропредставление  создает ту среду, в которой имеет  место и

развивается научная мысль. В определенной мере она ее обуславливает, сама,

меняясь в результате ее достижений. Философы исходили в своем  выражении идей,

исканий мечущейся человеческой мысли, человеческого сознания, не мирящихся  с

действительностью. Однако человек строит свой мир неизбежно  в жестких рамках

окружающей его природы  – биосферы, глубокой связи с  которой, по словам

Вернадского, он не понимал  и не понимает сейчас.

Философия всегда основана на разуме и тесным образом связана  с личностью,

причем типы личностей  всегда отвечают различным типам  философии. Личность

неотделима от философского размышления, а разум не может  дать той меры, чтобы

охватить личность. Философия  никогда не решает загадки мира, она их ищет.

Тысячелетним процессом  своего существования философия  создала могучий

человеческий разум, подвергла  глубокому анализу разумом человеческую речь,

создала отрасли знания, такие, как логика, математика, основы современного

научного знания.

Наука выросла из философии  тысячелетия тому назад. Исторически  важно, что

было три (средиземноморский, индийский, китайский) или четыре (тихоакеанско-

американский) независимых  центра создания философии, которые  тысячелетия

оставались неизвестными друг другу, что дало им возможность  самостоятельно

развиваться. Наиболее мощно  философская мысль шла в Индии. По мнению

Вернадского индийская логика пошла глубже логики Аристотеля, а  ход

философской мысли почти  тысячу лет назад достиг уровня философии  Запада конца

XVIII в. Индийская философская  мысль более тысячелетия оказывала  глубокое

влияние на тибетские, корейские  и японские государства.

XIX столетие и особенно XX век коренным образом изменили  религиозную и

философскую структуру всего  человечества и создали прочную  почву для единой

вселенской науки, охватившей все человечество, дав ему научное  единство.

Всюду создавались многочисленные центры научной мысли и научного искания.

Вернадский считал, что  это первая предпосылка перехода биосферы в ноосферу.

Мощный рост научного знания совпадал с глубоким творческим застоем  в смежных

областях, тесно связанных  с наукой, - в философии и в  религиозном мышлении.

Это связано с тем, что  в истории философии наблюдалось  явление, невозможное

для научной мысли в  наше время, философий несколько, причем они развивались

независимо друг от друга  в течение столетий, а наука  одна для всего

человечества.

Положение философии в  структуре человеческой культуры своеобразно. Она

связана с религиозной, социально-политической, личной и научной жизнью

неразрывно и многообразно. Огромное число относящихся к  ней проблем,

постоянно растущих, непрерывно переход от нее ко всем вопросам обыденной и

государственной жизни, здравого смысла и морали дают возможность  принимать

участие в ее работе всякому  мыслящему и задумывающемуся  над происходящем

человеку.

По мнению Вернадского  философии можно и нужно учиться. «Произведения великих

философов есть величайшие памятники понимания жизни и  понимания мира глубоко

думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Это  живые

человеческие документы  величайшей важности и поучения, но они не могут быть

общеобязательны по своим  выводам и заключениям, так как  отражают, во-первых,

прежде всего человеческую личность в ее глубочайшем размышлении  о мире, а

личностей может быть бесконечное  множество – нет двух тождественных; и

отражают, во-вторых, разработанное  свое понимание реальности; таких  пониманий

может быть по существу не так  уж много; они могут быть собраны  в небольшое

число основных типов. Но не может быть среди них одного единого, более

верного, чем все другие. Критерия ясного и определенного  для этого нет и быть

не может»

Ясно, что философии надо учиться, но нельзя с помощью только учения сделаться

философом, т.к. основной чертой философии является внутренняя, искренняя

работа размышления, направленная на реальность, нас окружающую.

В основе философии лежит  примат человеческого разума. Философия  всегда

рационалистична, для нее  разум есть высшая инстанция, законы разума

определяют ее суждения. Сила философии в ее разнородности  и в большом

диапазоне этой разнородности. С ходом времени, росту научного знания,

появлению новых наук и  огромному значению новых научных  проблем и открытий

разнообразие философских  представлений растет в такой  степени, в какой этого

никогда не было. Но философ, как утверждал Вернадский, отстает  все больше и

больше от философской  обработки научного знания. Необходим  философский анализ

отвлеченных понятий для  научного охвата новых областей.

Наука и философия находятся  непрерывно в теснейшем контакте, т.к. в известной

части касаются одного и  того же объекта исследования. Граница  между

философией и наукой, по объектам их исследования, исчезает, когда  дело идет

об общих вопросах естествознания. Такие научные представления  часто называют

философией науки. Хотя, по словам Вернадского: «Ученый не должен выходить,

поскольку это возможно, за пределы научных фактов, оставаясь  в этих пределах,

даже когда он подходит к научным обобщениям»

Философия неизбежно не выходит  за пределы понятий-слов. У нее  нет возможности

подходить к понятиям-предметам.  В этом основное отличие логической работы

ученого и философа. Наука  в отличие от философии при  логическом и

методологическом анализе  никогда не ограничивается только словами. Особенно

резко это отличие выявляется в области точного естествознания по сравнению с

большой областью проблем  гуманитарных наук.

Наука неотделима от философии  и не может развиваться в ее отсутствие. В то же

время наука не может идти так глубоко в анализ понятий, т.к. философия,

которая их создает, опирается  не только на научную работу, но и  на анализ

разума

4. Философские подходы  к естествознанию

 

Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского, является

единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по

естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности

биосферы в развитии человечества.  Как бы не был широк круг вопросов,

затрагиваемых Вернадским в  своих работах, он везде пытался  найти то главное,

что, по его мнению, имеет  отношение к устройству окружающего  пространства в

глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что

Информация о работе Идеи В.И.Вернандского о ноосфере