Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:52, контрольная работа
Идеи выдающегося русского ученого и мыслителя академика В. И. Вернадского (1863-1945) всегда привлекали внимание не только специалистов-геохимиков, но также экологов и философов . Однако, как часто бывает, научный гений намного опередил эпоху. Лишь спустя более полувека учение Вернадского о биосфере и ноосфере стало по-настоящему актуальным, позволяя решать не только практические, но и мировоззренческие задачи, стоящие перед современным человечеством.
Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.
Введение……………………………………………………………………….2
1.Биография …………………………………………………………………...3
2.Творчество В.И. Вернадского и философия ……………………………. 4
3.Представление В.И. Вернадского о научной и
философских мыслях………………………………………………………….5
4.Философские подходы к естествознанию…………………………………8
5.Вопросы диалектики природы в работах
В.И. Вернадского ……………………………………………………………..11
6.Основные положения учения о ноосфере…………………………………14
7.Единство биосферы и человека …………………………………………....15
8.Наука как основной фактор ноосферы ……………………………………19
9.Переспективы развития человечества и задачи
сознательного регулирования процесса
созидания ноосферы. …………………………………………………………22
Заключение …………………………………………………………………...24
Литература …………………………………………………………………...26
синтез. Таковыми были во второй половине XV и начале XVI в. Леонардо Да Винчи
(1452-1519), в XVII столетии М.В. Ломоносов (1711-1765), в конце XVIII и
первой половине XIX в. А. Гумбольдт (1769-1859).
Наш крупнейший естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) по
строю мыслей и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду с этими
корифеями научной мысли.
В.И. Вернадский устремил главное внимание на изучение живого вещества земли –
совокупности обитающих на ней организмов, на процессы их питания, дыхания и
размножения, на эволюцию этих процессов в истории Земли и роль человеческой
деятельности в преобразовании природных условий.
Среди великих естествоиспытателей сравнительно немногие предпринимали попытки
философски проанализировать и изложить свое мировоззрение, свое понимание
процессов развития природы и человеческого общества. В.И. Вернадский
принадлежал к числу таких счастливых исключений. При знакомстве с его трудами
бросается в глаза то обстоятельство,
что в них постоянно
основного научного текста, еще подтексты – эстетический и философский.
«Философская тенденция в научном творчестве В.И. Вернадского была настолько
сильна, что, пытаясь бороться с ней, стремясь не дать возможности стать
доминирующей, ученому приходилось сознательно идти по пути жесткого
ограничения философского полета своей мысли. Его философская мысль часто
опереживала развитие его
научной мысли в области
этому она освещала последней дорогу вперед. Он понимал, что здесь таится
большая опасность, прежде всего
для самих философских
обоснованности. И он боролся против этого, как он сам говорил, «великого
соблазна» заняться философскими проблемами ранее, чем будут получены
необходимые для этого точные и неоспоримые эмпирические данные»
В этих внутренних противоречиях типичных для всякого крупного натуралиста –
мыслителя, лежит причина известной отрывочности многих философских экскурсов
В.И. Вернадского, мозаичность
его отдельных философских
вкрапленных в основной научный текст, но отнюдь не чужеродных ему.
Кроме того, не следует забывать о том, что взгляды В.И. Вернадского, как
действительно великого ученого, который был в постоянном творческом горении,
развивались, эволюционировали. Поэтому, если сравнивать ранние и поздние
работы ученого, нередко можно заметить не только разные оттенки, но иногда и
различие в трактовке тех или иных философских, социальных и других вопросов.
Взаимосвязь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского носила
постоянный и твердый характер. Она никогда не была только внешним украшением
его научных исследований, а составляла их стержень и всегда носила внутренний
характер. Его философские выводы вытекали из его конкретных естественно
научных изысканий, давая в свою очередь толчок к постановке новых научных
проблем и намечая пути их возможного решения.
Наконец, связь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского всегда
была связью глубоко творческой,
приводившей к новым
обобщениям.
Интерес В.И. Вернадского к философии, философским вопросам и произведениям
носил чрезвычайно постоянный характер. Он сопровождал ученого всю его
сознательную жизнь – с юношеских лет и до последних дней.
Литература.
1. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., Наука,
1979 г.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988 г.
3. Вернадский В.И.
4. Гумилевский Л. Вернадский. М., Молодая гвардия, 1961 г
5. Кузнецов М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы
развития человечества. // Вопросы философии, 1988 г., №3. Стр. 39-48.
6. Казначеев В.П. Вопросы диалектики природы в работах В.И.
Вернадского. // Вопросы философии, 1981 г., №8. Стр. 100-108.
7. Микулинский С.Р. Очерки
развития историко-научной
Наука, 1988
8. Мир философии: Книга для чтения. Часть 2. М., Политиздат, 1991 г.
9. Мочалов И.И. Творчество В.И. Вернадского и философия. //
Философские науки, 1988 г., №4. Стр. 101-107.
10. Семенова С.Г., Грачева
А.Г. Русский Космизм:
философской мысли. М., Педагогика-пресс, 1993 г.