Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 05:16, реферат
Неоязыческий характер имеют ставшие ныне модными школы и корпорации колдунов и экстрасенсов, существующие чаще всего на коммерческой основе и пропагандирующие свою деятельность через телепередачи. Массовому увлечению современных людей языческими воззрениями способствует незавершенность перестройки общественного сознания на основах монотеистического мировоззрения, что выражается в преобладании у православно верующих внешних форм религиозности.
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА В Г. АРТЕМЕ
ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия»
Идеи российского неоязычества
Студент
гр. ИМН-09-01 ____________________
Преподаватель,
ст. преподаватель ________________
Артем 2010
Содержание
Введение
Неоязычество – одно из современных направлений духовно-религиозных исканий; возрождение дохристианских форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой.
Язычество не исчезало полностью и окончательно ни в одной из стран, находящихся в орбите влияния мировых религий. Вопреки христианизации и мусульманизации, оно продолжало жить в видоизмененных, часто не явных формах: в двоеверии, неофициальной народной культуре карнавалов и в архаичных ритуальных формах местных празднеств, таких как, коррида, жертвоприношение быка и т.д., а также в традиционных верованиях, обрядах и поверьях. На Руси язычество на протяжении столетий противостояло христианству. Сакральное сословие волхов уходит с исторической сцены только в 13 в., а их приемники скоморохи, как преследуемая церковью и властями кастовая группа просуществовали до 18 в., а отдельные наследники скоморохов сохранились и по сей день.
Неоязыческий характер имеют ставшие ныне модными школы и корпорации колдунов и экстрасенсов, существующие чаще всего на коммерческой основе и пропагандирующие свою деятельность через телепередачи. Массовому увлечению современных людей языческими воззрениями способствует незавершенность перестройки общественного сознания на основах монотеистического мировоззрения, что выражается в преобладании у православно верующих внешних форм религиозности.
Существует множество точек зрения на генезис и классификацию неоязычества. Российский исследователь О.В. Асеев главными причинами возникновения неоязычества в России считает попытки поиска национальной идентичности в образах далекого прошлого, которые происходят на фоне эсхатологического восприятия окружающей действительности (сокращение геополитического пространства этноса, экспансия чужих культур и т.д.). Согласно Асееву, на появление неоязычества оказало влияние увлечение восточными религиями и культами (индуизм, буддизм, шаманизм), вызванное разочарованием в христианстве.
1 Русское неоязычество
1.1 Понятие неоязычества
Термин «язычество» или «неоязычество» устраивает далеко не всех представителей этого духовного движения: сами они именуют его «Родноверием» или «Традицией», а также «язычеством», «ведизмом» или собственными названиями («Инглиизмои», «Луггарианством» и пр. За рубежом наряду с «неоязычеством» существуют схожие понятия «Nature Religions», «Native Religions» («Естественные» и «Родные» религии), этнические религии, «Deep Ecology» («глубинная экология») и др.
В отношении определения термина «неоязычество» в отечественной публицистике и немногочисленных научных работах не сложилось устойчивого понимания. В.В. Прибыловский называет неоязыческими некоторые политические организации России, однако, не определяет само понятие. Религиоведы видят в неоязычестве «новые религиозные движения, основанные на возрождении древних верований и обрядов, богов-покровителей (Перуна, Рода, Мокоши, Велеса и др.)». Различия между язычеством и неоязычеством при этом практически не производится. По другой точке зрения, неоязычество есть не что иное, как своеобразная субкультура, представляющая автономное образование внутри господствующей культуры (А. Гайдуков).
Нередко термин «неоязычество» трактуется как совокупность вообще всех без разбора нехристианских (прежде всего неправославных) культов и учений, возникших в последнее время (РПЦ, А. Кураев).
Вероятно, под неоязычеством следует понимать совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией. Наибольшее развитие в России получило славянское или русское неоязычество, которое часто декларирует своей задачей восстановление традиции, прерванной христианским и атеистическим периодами, путем переноса в современное общество языческого менталитета и мифологических архетипов. Впрочем, подобные декларации могут не соответствовать реальным задачам неоязыческих групп, как показывает анализ.
Полный богословский энциклопедический словарь понимает под язычниками людей, имеющих свою религию, но не исповедующих монотеизм. Эта традиционная точка зрения иногда оспаривается самими российскими неоязычниками, возводящими реконструированный культ к верованию в единого верховного Бога-Творца (Сварога), по отношению к которому другие боги занимают подчиненное положение. В ряде древних религий, не причисляемых к языческим, имеется подобный пантеон и иерархия богов, демонов, духов и пр. (зороастризм, индуизм, вера «джан» и др.). С другой стороны, сужение неоязычества до национальной системы («реконструирование национального языческого пантеона и культа»), как показывает анализ современного неоязычества, не обоснованно и не соответствует действительности. В условиях глобализации неоязычество во многих своих проявлениях стремится к транснациональной экспансии, утрачивая при этом характер какой-либо реконструированной этнической религии и приобретая характер синкретической безнациональной системы представлений, выдвигая в центр своих доктрин ценности наднационального содержания, самоутверждаясь прежде всего в увлекающих ритуальных практиках и претендуя на универсализм. Вероятно, здесь снова мы сталкиваемся с проблемой дефиниций. Если в западной терминологии к неоязыческим относят культ Богини (Goddess Worship), «ведьмовство» (Witchcraft) и почти неотделимую от него «викку» (Wicca), почти не имеющих национального колорита за исключением названия, по существу являющихся оккультными и магическими практиками, то, вероятно, определение и обоснование феномена неоязычества следует перенести в иную систему координат, нежели рассматривать его как реконструкцию древних национальных культов в различных вариантах. Так же, как и в случае с сатанизмом, суть неоязычества лежит не в формально-ритуальной плоскости, а гораздо глубже – в его ценностно-этической ориентации.
1.2 История возникновения
В условиях агрессивной интервенции западных ценностей, чужеродных традиций, массовой культуры, как реакция на иноземную экспансию, потворствующую ей политику властей и коллаборационистское поведение церковной элиты и возникло то, что единственное могло возникнуть в среде бывших пионеров, комсомольцев-атеистов и патриотов: национальное духовное сопротивление на базе древнерусских духовных ценностей. Если на Западе языческие группы растут в основном за счет безнациональных колдунов и вселюбящих поклонниц Богини, а национальный колер мирных друидов и адептов «асатру», теперь ярых поборников «антиагрессии» и «антифобии», проявляется на уровне формы, «сарафана», в России возникло и укрепилось реконструированное язычество иного направления – язычество ярко выраженного национального окраса.
Неоязычество появилось в России в 1980 гг. Общими причинами его возникновения стали желание ухода от традиционного идеологического догматизма (коммунистического или православного), исследования и возрождения культурного наследия предков, поиск новых путей духовного развития, увлечение мистицизмом и магией. Исторически достоверных источников, подробно освещающих дохристианские культы на территории России, не сохранилось. Поэтому представители неоязычества основывают свои доктрины на Ригведе, Авесте, историко-этнографических, филологических, археологических и мистических трудах Б. Рыбакова, Л. Гумилева, Н. и Е. Рериховых, Е. Блаватской.
В отношении объекта поклонения неоязычество может выступать как политеизм, монотеизм или пантеизм. Почти во всех учениях неоязычества есть Бог-творец (Род, Сварог), иногда понимаемый как Единый и Неделимый, сотворивший мир (миры). Он рождает богов-творцов Земли (Сварог и Лада), дающих жизнь другим богам. Иногда встречается христианская концепция дуального противостояния Белбога и Чернобога – персонифицированных добра и зла (Вятичи, Москва). Функции богов обычно строго определены, но возможно их совмещение и дублирование. Боги могут выступать как ипостаси Единого Бога, проявления-стихии Природы-Всебога, либо действовать в триадах (созидатель – разрушитель – гармонизатор), либо самостоятельно. Часть богов может почитаться как конкретные великие предки, либо как весь род на определенном этапе развития. Количество богов может колебаться от 10 до сотни. Так, в Московской славянской языческой общине прославляются 10 богов, а всего их 86. Главным русским богом после Творца считают Сварога, Перуна или Даждь-бога. Основными категориями мироустройства в неоязычестве считаются Явь – мир явный, проявленный или мир людей; Навь – непроявленный мир, где обитают души предков, мир духов, или Пекельное (Подземное) Царство, не всегда агрессивно настроенное к людям; и Правь, понимаемая как мир богов или Закон, управляющий Явью и Навью. Трехчастное деление мира по вертикали на Подземное, Земное и Небесное (Ирий, Рай) Царства напоминает деление мира в первобытных религиях заимствованные затем христианством.
Происхождение человека в неоязычестве представлено несколькими направлениями: Божественное сотворение человека Единым Неделимым Богом (Инглиизм, Омск), Сварогом; Белбог вдохнул душу в созданное Чернобогом тело (Вятичи); Люди – прямые потомки богов: внуки Даждьбога (А. Асов, Москва); Эволюционное развитие человека из мира природы из зверича в людичи (Схорон еж словен, С.Петербург); Люди (русы) – потомки Ория, прилетевшего из созвездия Орион (В. Кандыба, С.-Петербург).
Человек после смерти может попасть в Ирий (рай), переродиться в новом теле (иногда – в животном), отправиться в мир Нави (мир мертвых). Конечная цель человеческой жизни обычно не определяется. Жизнь или вечна, или циклична подобно вечности и цикличности существования природы. Коллективное поклонение богам и предкам может осуществляться в храмах (Инглиизм), на святилищах и капищах с установленными идолами (Коляда, Москва; Община Трояна, Обнинск; Род, Комсомольск-на-Амуре и др.), в местах силы (Крина, С.-Петербург и др.), на кладбищах и полях захоронений (Схорон еж словен и др.).
Наиболее часто практикуемая форма групповых действий в неоязычестве – праздники, иногда понимаемые как вхождение в измененное состояние (Крина, Тропа Троянова), и совместные обряды, проводимые во всех общинах в соответствие с днями солнцестояний, равноденствий, лунными фазами и затмениями. Многие представители неоязычества разрабатывают собственные календарные системы (Инглиизм, Крина и др.), ведут летоисчисление в десятках тысячелетий (Калужская славянская община, Инглиизм; Доброслав, Кировская обл. и др.). В обрядовой магии часто используются заговоры и собственные молитвы, приносятся жертвы: сельскохозяйственные продукты, квас, монеты. Принесение в жертву животных порицается. Для отправления культа существуют специальные жрецы, волхвы и ведуны, обладающие строгой и сложной иерархией (Инглиизм), либо борющиеся за звание Волхва Всея Руси в мелких общинах. Личные действия представителей неоязычества сопряжены с выполнением нравственного закона, соблюдением обетов, воздержанием от какой-либо пищи или соблюдением постов; предполагаются прославление предков и чтение молитв (ежедневное и праздничное). В качестве символики часто используется право- и левосторонняя 3-, 4-, 6- и 8-лучевая свастика; «Коло» или «Перуница» – крест из шести (реже – восьми) лучей или лепестков, вписанный в круг; «Коловорот» – 6-, 8-лучевая свастика, вписанная в круг; другие солярные и лунарные символы, «древнерусские руны» и др.
Представители неоязычества занимаются изучением научных и паранаучных трудов по истории, этнографии, археологии, создают свои исследовательские объединения (Союз Венедов, С.-Петербург; Тропа Троянова). Ключевыми вопросами здесь являются:
1) происхождение славян от 2А2со и связанная с ней «гиперборейская теория» (А. Дугин, Москва), определяющая прародину 2А2со, славян, 2А2сов (В. Кандыба и др.) в районе Северного полюса и описывающая дальнейшее их продвижение на юг;
2) филологические
изыскания относительно
В неоязычестве остро стоит вопрос о националистических воззрениях. Несмотря на то, что некоторые его представители лояльно относятся к инородцам (Крина, Тропа Троянова, Коляда и др.), в большинстве общин в открытой или косвенной форме ощущается неприязнь к евреям, кавказцам, азиатам и американцам. Имеются и крайне радикальные группы (Дети Сварога, Церковь Нави, Москва). Христианскую церковь неоязычни2А обвиняют в проповедовании иудаиз2А и связанного с ним ростовщичества, утверждения внеприродного божества, власти над природой избранного народа, насильственном крещении Руси, сговоре церкви с татаро-монголами. Несмотря на это, общее отношение к русскому православию положительное, т.к., по мнению большинства неоязычников, оно на 90% впитало в себя языческую традицию.
Представители неоязычества регулярно участвуют в экологических и историко-культурных мероприятиях, ведут работу с детьми, прививая им любовь к национальной культуре и родной природе. Немаловажными являются реконструкция и возрождение традиционных лекарских секретов и методик. Использование народной медицины природных лекарств.
В 1997 г. в России было зарегистрировано 10 языческих объединений. Однако реальная их численность составляет несколько десятков. Представители неоязычества чаще оформляются как общественные объединения либо не регистрируются вовсе. В среднем неоязыческие общины состоят из 10-15 человек в возрасте 20-35 лет. Значительные группы представителей неоязычников формируются вокруг периодических изданий: «Мифы и магия индоевропейцев», журналов: «Наследие предков» (Москва), «Волхв» (С.-Петербург); газет «Народная воля» (Москва), «За Русь» (Новороссийск), «Тропа», «Родные просторы», „Потаенное», «Солнцеворот» (С.-Петербург).
1.3 «Политическое неоязычество»
Сегодня можно говорить о существовании целого слоя «политических неоязычников». Название это, конечно, весьма условное, поскольку политики вовсе не чуждаются и члены организованных общин. В данном случае «политическими язычниками» можно назвать тех, для кого приоритетна именно политическая, а не духовная активность. К числу политических организаций неоязычников можно отнести несколько мелких партий, движений и групп. Примером может служить Русское Национально-Освободительное Движение, карликовая организация, созданная Доброславом в 1994 году на основе его программной статьи «Природные корни Русского Национального Социализма». Впоследствии, в 1996 году, конкурирующую политическую организацию под тем же названием создала редакция питерской газеты «За русское дело». Однако проект, похоже, оказался мертворожденным, и несколько позже при участии редакции этой газеты была образована еще одна политическая организация – Русская Трудовая Партия России. Следует также отметить, что под грифом «Русское Национально-Освободительное Движение» выходит газета новороссийских неозычников «За Русь!», а также московская газета «Русская правда», редактор которой Александр Аратов (Огневед) был одно время близок с Доброславом.