Индивидуальность как способ духовной жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 09:41, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определить место духовности в структуре человеческой индивидуальности, выявить природу основополагающих свойств человека с точки зрения как классических, так и новейших отечественных и зарубежных исследований, объединенных антропоцентрической парадигмой в социально-философскую антропологию.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
 Изучить литературу по проблеме вопроса.
 Рассмотреть особенности понятий «индивидуальность», «личность». «духовность» с точки зрения научных дисциплин, изучающих человека.
 Раскрыть связь понятий «индивидуальность» и «духовность» через способ человеческого бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.54 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

(ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава)

 

фармацевтический факультет

заочное отделение

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ

 

РЕФЕРАТ

«ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ

ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

 

 

Выполнила

студентка 2 курса

Евтушенко Анна Евгеньевна

№ личного дела ЗФ – 1731

 

Домашний адрес:

660092, г. Красноярск, 92,

Ул. Шевченко, д. 52, кв. 29

 

Контактный телефон:

Сот. +7-923-282-43-81

 

Дата отправки работы

12 декабря 2013г.

 

_____________________

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в философии, психологии, педагогике. Именно личностное измерение общества находится в фокусе познавательного интереса исследователей. Решение проблемы духовности личности позволяет уточнить понимание ряда общих вопросов социальной теории, таких как вопрос о принципах объединения людей в социальные общности (индивидуализм, коллективизм, соборность), о самоопределении личности в системе объективно существующих в обществе ценностных координат. Существенная причина, обусловливающая актуальность проблемы духовности личности, – потребности прикладных социальных наук.

Объектом данного исследования является рассмотрение концептуальных идей о наиболее фундаментальных, глубинных чертах человека, обобщаемых социально-философской антропологией в составную часть развернутого системно-целостного видения человека.

Предмет исследования: индивидуальность как способ духовного бытия человека,  как сущностное качество человека, как всеобщее основополагание человеческого бытия, аккумулирующее все многообразие человеческого содержания, его связей и отношений с миром и обществом.

Цель исследования: определить место духовности в структуре человеческой индивидуальности, выявить природу основополагающих свойств человека с точки зрения как классических, так и новейших отечественных и зарубежных исследований, объединенных антропоцентрической парадигмой в социально-философскую антропологию.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • Изучить литературу по проблеме вопроса.
  • Рассмотреть особенности понятий «индивидуальность», «личность». «духовность» с точки зрения научных дисциплин, изучающих человека.
  • Раскрыть связь понятий «индивидуальность» и «духовность» через способ человеческого бытия.

На сегодняшний день наиболее адекватной стратегией исследования индивидуальности является использование принципов системного подхода.

В данном исследовании приняты подходы к изучению индивидуальности таких философов, как К. Маркс, В. Гете, Г. Гегель С., Л. Феейрбах, С. Кьеркегор, В. Штерн и др.  Проблемы индивидуальности в истории философии ХХ века представлены в трудах отечественных философов и психологов, таких как П.П. Блонский, И.И. Резвицкий, К.К. Платонов.

В рамках системного подхода изучаются, как правило, развивающиеся целостности, при этом изучаемые явления рассматриваются как полисистемные. Данный подход открывает возможность изучения условий развития субъекта в его взаимосвязи с другими системными образованиями.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. В основной части раскрывается тема исследования. В заключении сделан вывод по теме.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились следующие информационные источники: базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Индивидуальность как способ духовного бытия человека», справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ДУХОВНОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

В современной науке нет однозначного определения человеческой индивидуальности. Разбег в различных трактовках этого понятия достаточно широк - от сведения индивидуальности к индивиду до отождествления с личностью. Между тем сущность индивидуальности связана с целостным представлением об индивиде, взятом в единстве всех его свойств и признаков. [2, c. 75]

Одна из проблем определения понятия «индивидуальность» связана с тем, что словом «индивидуальность» обозначают как самого индивидуума, так и уникальное сочетание характеристик, обеспечивающее его неповторимость. В связи с этим часто возникает терминологическая путаница. Другая принципиальная проблема определения понятия - интеграция глубоко различающихся взглядов на индивидуальность разных психологических школ и разделов психологии. Так в дифференциальной психологии индивидуальность трактуется как набор индивидуально-психологических свойств, в психологии личности и социальной психологии - как особое личностное образование, и так далее.[4, c. 64] Индивидуальность в философии - неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты. Философ И. И. Резвицкий понимает целостность индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. «Как целостная система - индивидуальность включает в себя:

1) общие черты, свойственные  индивиду как представителю биологического  вида и человеческого общества;

2) особенные признаки, которые  присущи ему как члену определенной  общественно-экономической формации;

3) единичные признаки, обусловленные  специфичностью его биологической  организации и социальной микросреды» [6, c. 29].

Эти черты и свойства, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность человека, характеризуют его как конкретное существо. Единство и целостность единичных и общих, природных и социальных свойств человека составляет его самобытную «самостъ». Сущность индивидуальности как раз и связана самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, быть независимым, суверенным, самостоятельным качеством.

Благодаря индивидуальности, человек обособляется в относительно самостоятельную «точку бытия», творчески проявляет себя, становится субъектом исторической, гражданской и личной жизни, потенциально воплощая в себе все характеристики рода человеческого, обнаруживая себя как индивидуализированный род (единственный в своем роде).

Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе.[7, c. 352]

Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей особой жизнью. Как индивидуальность, человек выражает индивидуальный стиль деятельности, реализует собственный способ жизни.

Индивидуальность - это авторство собственной жизни: в миропонимании, в стилях деятельности, в социальном поведении. В индивидуальном бытии человек несет ответственность только за отдельные слова и поступки, но и за жизнь в целом.

Даже за ту, в которой он физически не участвовал, - за историю, уникальным, единственным, неповторимым в индивидуальности выступают не внешние особенности индивида, не его облик, не его манеры обращения с другими, а способ жизни, самобытные формы жизнедеятельности, бытия в обществе. Индивидуальность - это человек как субъект или автор своей собственной жизни во всей ее полноте [7, c. 352].

«Индивидуальность - это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно (творчески) и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей». [6, c. 38]

Понятие индивидуальности человека - это процесс, при котором личность выделяется из общества и становится уникальной. Тем не менее, на индивидуальность человека также в той или иной степени влияет социум, его окружающий. Та личность, которая имеет индивидуальность, является самобытным состоявшимся человеком.

Многие ученые выдвигали различные теории о том, что есть понятие индивидуальности человека. Русский философ, педагог и психолог П.П. Блонский (1884-1941) писал в своих трудах, что «..индивидуальностью нужно считать целый комплекс характерных особенностей, который были получены человеком по наследству от предков». [1, c. 192]

То есть, Блонский считал, что индивидуальность передается от человека к человеку на генетическом уровне. Но на полвека раньше другой исследователь данного феномена социолог Н.К. Михайловский полагал, что индивидуальностью является совокупность черт, которые имеет человек, будучи социальным элементом.

Сегодня обе эти теории считаются ошибочными, потому что некоторые индивидуальные черты действительно передаются генетически, а некоторые вырабатываются в социуме. Главной причиной становления индивидуальности можно назвать сугубо индивидуальный жизненный путь [9, Что же такое индивидуальность человека? // http://finbe.ru/].

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация - это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни.

Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность и цель развития здорового, разумно организованного общества. [8, c. 224]

Духовность всегда выступает как принцип самостроительства человека, как выход к высшим ценностным инстанциям конституирования личности и ее ментальности, как призыв к совершению того, что не свершается естественным путем. Духовность - это способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселеную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождественность человека, его свободы от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями. Духовность, в конечном счете, приводит к соединению образа мира с нравственным законом личности. Духовность - это не альтернатива телесности, а опосредствующие начало между интеллектом и инстинктом.

Во внутреннем мире человека отражается весь мир природы и культуры. Духовность и есть жизнь человека как микрокосмоса. Она дополняет его жизнь как биологического индивида и социальной личности. Духовность человека существует как бы в поле, порождаемом двумя полюсами: уникальность человеческой индивидуальности и ее самоценностью, с одной стороны, сопричастностью к универсальности, целостности Космоса - с другой. Духовность служит связующим звеном внутреннего мира с миром в целом.

Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого. Понятие индивида указывает: 1. на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens; 2.на единичный, отдельный «атом» социальной общности. Это понятие описывает чел в аспекте его отдельности и обособленности: каждый индивидуум имеет право на свою особенность — это его природная данность, развернутая социализацией. Индивид характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью.

Индивид - единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид станет личностью по мере того, как перестает быть единицей человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность. Индивид есть существо общественное и всякое проявление его жизни является проявлением общественной жизни. Это понятие общеродового признака.

Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. Личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках окружающей социальной среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей, но она опосредована социальными факторами. Индивидуальность есть целостная система, диалектического взаимодействия качеств общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимость телесных и психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни человека.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало.

Информация о работе Индивидуальность как способ духовной жизни человека