Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 09:41, реферат
Цель исследования: определить место духовности в структуре человеческой индивидуальности, выявить природу основополагающих свойств человека с точки зрения как классических, так и новейших отечественных и зарубежных исследований, объединенных антропоцентрической парадигмой в социально-философскую антропологию.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по проблеме вопроса.
Рассмотреть особенности понятий «индивидуальность», «личность». «духовность» с точки зрения научных дисциплин, изучающих человека.
Раскрыть связь понятий «индивидуальность» и «духовность» через способ человеческого бытия.
Личностное
субъективное бытие протекает в нескольких
измерениях
(мирах): виртуальном, душевном и духовном.
Сутью виртуальных процессов являются
внеэмоциональная «технологическая»
переработка информации путём придачи
смысла и достраивания недостающих деталей.
Душевный мир - это мир экзистенциальных
переживаний, а духовный мир - это акты
трансцендирования и свободно конструирующей
и направляющей себя активности, основанной
на создании составных смыслов и общечеловеческих
нравственных ценностей мир, то внутренний
мир человека - это единство виртуальности,
душевного и духовного миров.
Внутренний
мир - это целостный мир индивидуальной
человеческой
субъективности как особой формы бытия,
неразложенное единство процессов внутренней
жизни индивида в их бытийном проявлении,
это индивидуальное сосредоточие бытия,
содержательно выраженное в сознании
и пронизанное душевными переживаниями.
Стержнем духовности, её сущностным ядром является нравственность. Переход к духовному уровню бытия - это акт сознательного свободного выбора личности, но основным законом духовного бытия является подчинение должному. Утверждение духа возможно только путём осознания необходимости единения, согласованности и кооперирования всех членов сообщества, в чём проявляется действие универсальных законов мироздания, а в условиях социума обобщённо выражено в нравственных ценностях.
Духовность, имманентно заключая в себе нравственность, выполняет функцию упорядочивания социального бытия и способствует саморазвитию индивидуальности личности.
Духовность способна к целенаправленному самосовершенствованию, основанному на осмысливании цели своей жизни. Смысл жизни определяется её конечностью, поэтому именно смерть придаёт жизни определенность существования, выстраивает цели бытия и порождает его смысл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовность выступает как способ самоидентификации, индивидуализации человека, тем самым она предстает и как констатация некоей границы, отделяющей данного человека от всего прочего, данного Я от всего, что не-Я. Другими словами, духовность - это внутреннее пространство личности, вместе с тем барьер, отделяющий Я от всего, находящегося по ту сторону данного барьера.
Но самоидентификация человека раскрывает его не только как субъект отношений «человек - общество». Если человек осознает себя как некоторое Я, то и это Я, поскольку оно осознается, становится для него предметом анализа, самооценки, как положительной, так и отрицательной. Посредством саморефлексии человек превращает себя в субъекта определенного отношения, с одной стороны, и объекта этого отношения, с другой. Осознавая себя, духовно самоидентифицируясь, человек как бы раздваивается. Превращая себя в объект собственного отношения, раздваиваясь, дистанцируясь от самого себя и сознательно преобразовывая, человек получает один из важнейших факторов прогресса. Эта фундаментальная особенность существования и развития человека определяется философской мыслью как квинтэссенция человеческого существования. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность».[10] Таким образом, человек живет не просто по своей генетико-природной программе, всей своей жизнедеятельностью человек сам себя целенаправленно преобразует, переделывает, совершенствует, развивает. Этот импульс самосозидания, самосотворения индивидуальности лежит в основе человеческой природы, в основе человеческой духовности.
Духовность человека есть своего рода управляющая подсистема всей человеческой жизнедеятельности, ее высший ценностно-смысловой императив.
Понятно, что смысло-ценностное самоутверждение, индивидуальность человека как фундаментальная черта человеческого бытия неразрывно связаны с духовностью, творчеством, свободой. Как в индивидуальности проявляются эти качества, так и индивидуальность в свою очередь реализуется через них. В понятиях дух, духовность фиксируется особый уровень человеческого бытия, связанный со способностью человеческого сознания создавать свой особый внутренний мир, свободный от жесткой зависимости по отношению к эмпирическим обстоятельствам человеческого существования. Поэтому человек как существо духовное есть не просто эмпирический индивид, тождественный объекту, всецело определяемому причинностью природного, социального и собственно психологического характера, а субъект, личность, индивидуальность способная свободно определять себя изнутри.
ЛИТЕРАТУРА
Красноярск - 2013
Информация о работе Индивидуальность как способ духовной жизни человека