Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:35, доклад
В философии науки существуют несколько подходов к описанию и объяснению исторической изменчивости механизмов порождения научного знания и исторического развития науки. Первым и относительно долгое время господствующим в определении закономерностей развития науки был так называемый интерналистский подход. Он основывается на том, что каждое последующее научное открытие опирается на предыдущие знания и возможно только на фундаменте прежнего опыта.
Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания (интернализм и экстернализм науки )
В философии науки существуют
несколько подходов к описанию и
объяснению исторической изменчивости
механизмов порождения научного знания
и исторического развития науки.
Первым и относительно долгое время
господствующим в определении закономерностей
развития науки был так называемый
В середине XX века в связи
с общим кризисом позитивистской
методологии происходит поворот
к социальной истории науки, в
рамках которой генезис и эволюция
науки рассматриваются как
Социальная история науки является приложением методов и понятий социологии к реальной истории науки. Это существенно расширило горизонт историко-научных исследований, задало им новые перспективы и сформировало новые исследовательские области и проблемные ситуации, которые ранее – при сугубо когнитивном подходе – оставались вне поля рассмотрения историков науки. К ним, в частности, относятся изучение научных обществ и организаций, научных революций и т. д.
С понятием научного сообщества Кун ввел в философию науки принципиально новый элемент – исторический субъект научной деятельности, ведь научное сообщество – это группа людей, принадлежащих определенной эпохе, и в разные эпохи эта группа состоит из разных людей. Следует тут же отметить, что философия науки так и не смогла переварить этого понятия, хотя первоначально казалось, что здесь сделан важный шаг вперед. "Таким образом, – писали авторы предисловия к русскому изданию книги Куна, – в противоположность так называемому интералистскому, или имманентному, направлению в историографии науки, для представителей которого история науки – это лишь история идей. Кун через научное сообщество вводит в свою концепцию человека.
Это дало ему возможность в известной мере выйти за пределы чисто имманентного толкования развития науки, в рамках которого он вел свою работу, и открыло новые возможности для объяснения механизма движения науки" [13].
Традиционно философия науки смотрела на науку и ее историю как на развитие знаний, идей, гипотез, экспериментов, отвлекаясь от конкретно-исторического субъекта познания. Нет, конечно, о субъекте упоминали, но это был абстрактный субъект – некоторый безличный "х", носитель и творец знания, на место которого можно подставить любое имя – Архимеда, Галилея или Резерфорда. Поэтому логические позитивисты старались найти и описать объективные логические формы и связи элементов знания, устранив из анализа все, что имело отношение к реальной истории и конкретным людям. Поппер очень ярко выразил это пренебрежение субъектом, развив концепцию "объективного знания", не зависящего от субъекта. Кун порывает с этой традицией, для него знание – это не то, что существует в нетленном логическом мире, а то, что находится в головах людей определенной исторической эпохи, отягощенных своими предрассудками и обремененных мелочными страстями. И сразу же "все смешалось в доме Облонских"! Стройный мир объективного знания рухнул.
Но только этот мир и может описывать и изучать философия науки. Лишаясь интерсубъективного предмета, она вынуждена уступить свое место психологии научного творчества, истории и социологии науки.
В современной социальной
истории науки можно выделить
две основных стратегии: макроаналитическую
и микроаналитическую.
На рубеже 80—90-х годов
XX в. в связи с осознанием ограниченности
макроподхода происходит поворот к
микроаналитической стратегии в
изучении социальной истории. Эта стратегия
ориентирует историков на исследование
отдельных случаев, акцентирует
внимание на описании изолированных
социально-исторических и социокультурных
событий, абстрагируется от раскрытия
закономерностей и общих
Но сегодня общепринято,
что эволюция науки определяется
как интерналистскими, так и экстерналистскими
параметрами. Действительно, цели фундаментальных
теоретических исследований в первую
очередь определяются внутренней логикой
развития научного знания, и искусственное
привнесение сюда иных, внешних целевых
установок, как правило, не содействует
прогрессу науки. Но даже строго следуя
своей собственной внутренней логике,
научное познание, как оказалось,
лишено возможности предвидеть все
последствия, вытекающие из наличных результатов
деятельности ученых. Соответствующие
историко-научные и логико-
Исследования биографий ученых, кроме того, показывают, что для творческих личностей типично стремление к автономии, независимости, ведущее их к поиску малоизученных или "горячих" тем, областей знания для того, чтобы именно здесь бросить вызов общепринятым представлениям; они всегда оказывают явное предпочтение чему-то элегантному, оригинальному, сложному, сочетая это с толерантностью, терпимостью к критике, к двусмысленности, многозначности контекста3. Такого рода ценности также выступают сильными побудительными мотивами творческих поисков ученых, обеспечивая тем самым возможность функционирования внутренних механизмов развития научнотеоретического знания.
По отношению
к логике научного открытия весьма
распространена позиция отказа от поисков
рациональных обоснований научного
открытия. В логике открытия большое
место отводиться смелым догадкам,
распространены указания на эвристику
и интуицию, которая сопровождает
процесс научного открытия. Общий
взгляд на механизм развития научного
знания с позиции рационализма свидетельствует
о том, что знание может быть расчленяющим
(аналитическим) и обобщающим (синтетическим).
Аналитическое знание позволяет
прояснить детали, выявить потенциал
содержания, присутствующей в исходной
основе. Синтетическое знание ведет
не просто к обобщению, а к созданию
принципиально нового содержания, которая
ни в разрозненных элементах, ни в
их суммативности целостности не
содержаться. Кантовское синтетическое
«априори» присоединяется к «понятию»
«созерцание», т.е. объединяет собой
структуры разной природы: понятийную
и фактуальную. Суть аналитического
подхода состоит в том, что
основные существенные стороны и
закономерности изучаемого явления
полагаются как нечто содержащееся
в заданном, взятом за исходное материале.
Исследовательская работа осуществляется
в рамках уже очерченной области,
поставленной задачи и направлена на
анализ ее внутреннего потенциала.
Синтетический подход ориентирует
исследователя на нахождение зависимостей
за пределами самого объекта, в контексте
извне идущих системных отношений,
традиционное представление о том,
что возникновение нового связано
лишь с синтетическим движением,
не может оставаться без уточнения.
Именно синтетическое движение предполагает
формирование новых теоретических
смыслов, типов мысленного содержания,
Новых горизонтов, нового слоя реальности.
Синтетическое - это то новое, которое
выводит к обнаружению
Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания
Существуют несколько подходов к описанию и объяснению исторической изменчивости механизмов порождения научного знания и исторического развития науки. Первым -интерналистский (кумулятивистский) подход - Он основывается на том, что каждое последующее научное открытие опирается на предыдущие знания и возможно только на фундаменте прежнего опыта. Существенный вклад в оформление этого направления внесли постпозитивисты, выдвинув революционную модель истории науки. Здесь ее развитие трактуется как прерывистое движение, предполагается, что каждый новый этап развития науки отличается от предыдущего, поскольку научные революции ведут не к открытию новых фактов, а к радикальному пересмотру теорий и методов.
Можно выделить следующие основные ситуации, характеризующие процесс развития научных знаний:
– взаимодействие картины мира и опытных фактов;
– формирование первичных теоретических схем и законов;
– становление развитой теории.
Первая ситуация может реализовываться в двух вариантах. Во-первых, на этапе становления новой области научного знания (научной дисциплины) и, во-вторых, в теоретически развитых дисциплинах при эмпирическом обнаружении и исследовании принципиально новых явлений, которые не вписываются в уже имеющиеся теории.
Таким образом, первичная ситуация, характеризующая взаимодействие картины мира с наблюдениями и экспериментами, не отмирает с возникновением в науке конкретных теорий, а сохраняется в условиях, когда исследование эмпирически обнаруживает новые объекты, для которых еще не создано адекватной теории.
Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания.
Важнейшей характеристикой
знания является его динамика, т. е.
его рост, изменение, развитие и т.
п. Эта идея, не такая уж новая, была
высказана уже в античной философии,
а Гегель сформулировал ее в положении
о том, что «истина есть процесс»,
а не «готовый результат». Активно
исследовалась эта проблема основоположниками
и представителями диалектико-
Однако в западной философии и методологии науки первой половины XX в. — особенно в годы «триумфального шествия» логического позитивизма (а у него, действительно, были немалые успехи) — научное знание исследовалось без учета его роста, изменения.
Развитие знания
— сложный диалектический процесс,
имеющий определенные качественно
различные этапы. Так, этот процесс
можно рассматривать как
В современной западной философии проблема роста, развития знания является центральной в философии науки, представленной особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм. Эволюционная эпистемология — направление в западной философско-гносеологической мысли; основная задача которого — выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции единой науки.
Главные представители данного направления — К. Лоренц, Д. Кэмп-белл, Ж. Пиаже, Г. Фоллмер.
Эволюционная эпистемология строит свои модели развития научного знания на основе общей теории органической эволюции — и прежде всего сходстве механизмов развития, действующих в живой природе и познании. Исходя из того, что эволюционный подход может быть распространен на гносеологическую проблематику, представители эволюционной эпистемологии реконструируют развитие научных теорий, идей, рост научно-теоретического знания, привлекая для этих целей эволюционные модели.
Особенно активно проблему роста (развития, изменения) знания разрабатывали сторонники постпозитивизма.
Постпозитивизм
— течение философско-
Основные черты
данного течения: а) отсутствие абсолютизации
формальной логики и ограничение
ее притязаний; б) активное обращение
к истории науки как