Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания (интернализм и экстернализм науки )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:35, доклад

Краткое описание

В философии науки существуют несколько подходов к описанию и объяснению исторической изменчивости механизмов порождения научного знания и исторического развития науки. Первым и относительно долгое время господствующим в определении закономерностей развития науки был так называемый интерналистский подход. Он основывается на том, что каждое последующее научное открытие опирается на предыдущие знания и возможно только на фундаменте прежнего опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания.docx

— 34.93 Кб (Скачать файл)

Обратившись лицом  к истории, развитию науки (а не только к ее формальной структуре), представители  постпозитивизма стали строить  различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных процессов, совершающихся  в мире.

Таким образом, в  постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики философских  исследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на формальный анализ структуры готового научного знания, то постпозитивизм главной  своей проблемой делает понимание  роста, развития знания. В связи с этим представители постпозитивизма вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий.

Фейерабенд ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать  понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую  роль играет концептуальный фактор, в  другие — социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.

Изменение, развитие научного знания есть одновременно и  изменение научных методов, «методологических  директив», которые Фейерабенд не отвергает, но и не ограничивает их только рациональными  правилами. Его методологическое кредо  «все дозволено!» означало, что исследователи  могут и должны использовать в  своей научной работе любые методы и подходы, которые представляются им заслуживающими внимания.

В истории науки  существует два крайних подхода  к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития.

Кумулятивизм (от лат. cumula — увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем  постепенного добавления новых положений  к накопленной сумме знаний. Такое  понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность  этого процесса и исключает возможность  качественных изменений, момент прерывности  в развитии науки, научные революции.

Сторонники кумулятивизма  представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение  числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых  на этой основе законов. Так, Г. Спенсер  мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию.

Антикумулятивизм  полагает, что будто в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с  пересмотром фундаментальных идей и методов. История-науки изображается представителями антикумулятивизма  в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

 

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ МЕХАНИЗМОВ ПОРОЖДЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Наука - творческая деятельность по получению  нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно  в понятийной форме), приведенных  в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс  их воспроизводства. Собрание, сумма  разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и  другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а  не только "чистое знание".

Т. о., основные стороны бытия науки - это, во-первых, сложный, противоречивый процесс  получения нового знания; во-вторых, результат этого процесса, т.е. объединение  полученных знаний в целостную, развивающуюся  органическую систему (а не простое  их суммирование); в-третьих - социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п; в-четвертых, особая область  человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.

Развитие  знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно  различные этапы. Так, этот процесс  можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической и далее  к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию, от неглубокого, неполного  к более глубокому и совершенному знанию и т.д.

В современной  западной философии проблема роста, развития знания является центральной  в философии науки, представленной особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология  и постпозитивизм. Эволюционная эпистемология - направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого - выявление  генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции науки. Эволюционная эпистемология стремится  создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип  историзма и пытаясь опосредовать крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма, когнитивного и социального, естествознания и  социально-гуманитарных наук и т.д. Ж. Пиаже пытается объяснить генезис знания вообще, и научного в частности, на основе воздействия внешних факторов развития общества, т.е. социогенеза, а также истории самого знания и особенно психологических механизмов его возникновения. Изучая детскую психологию, ученый пришел к выводу, что она составляет своего рода ментальную эмбриологию, а психогенез является частью эмбриогенеза, который не заканчивается при рождении ребенка, так как ребенок непрерывно испытывает влияние среды, благодаря чему происходит адаптация его мышления к реальности.

ИСТОРИЧЕСКАЯ  ИЗМЕНЧИВОСТЬ МЕХАНИЗМОВ ПОРОЖДЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

Научные знания в древнем мире и средние века. Древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходимы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никогда они не занимались созданием теорий - одним из важнейших признаков научного знания. Специфика освоения мира шумерской и другими цивилизациями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения явлений используются аналогии из жизни людей. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Около V в. до н. э. усиливаются демократические тенденции в жизни греческого общества, приводящие к критике аристократической системы ценностей. В это время в социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деятельности были практически бесполезны. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться "наука доказывающая".

Классическая наука. С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится не потусторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным - индивид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром "земных вещей", под которым понимается практически ориентированное познание природы. На первое место выходят технические и научные изобретения, которые способствуют облегчению труда и стимулированию материального производства.

Неклассическая наука. В конце ХIХ - начале XX в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исследователям, то это уточнение некоторых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались. Если в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий. Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности. Переход от классической науки к неклассической характеризует та революционная ситуация, которая заключается во вхождении субъекта познания в "тело" знания в качестве его необходимого компонента. Изменяется понимание предмета знания: им стала теперь не реальность "в чистом виде", как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом. Научный факт перестал быть проверяющим. Теперь он реализуется в пакете с иными внутритеоретическими способами апробации знаний: принцип соответствия, выявление внутреннего и когерентного совершенства теории. Факт свидетельствует, что теоретическое предположение оправдано для определенных условий и может быть реализовано в некоторых ситуациях. Принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не "интуитивная очевидность", а "уместная адаптированность".

Концепция монофакторного эксперимента заменилась полифакторной: отказ от изоляции предмета от окружающего воздействия якобы  для "чистоты рассмотрения", признание  зависимости определенности свойств  предмета от динамичности и комплексности  его функционирования в познавательной ситуации, динамизация представлений  о сущности объекта - переход от исследования равновесных структурных организаций  к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы.

Постнеклассическая наука (70-х годах XX в.) Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон и т.д. Основная цель генных технологий - видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке методов анализа генов и геномов, а также их синтеза, т.е. конструирование новых генетически модифицированных организмов. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии – клонирование. Наметилось еще большее усиление математизации естествознания, что повлекло увеличение уровня его абстрактности и сложности. Поскольку объектом исследования все чаще становятся системы, экспериментирование с которыми невозможно, то важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает математическое моделирование. Его суть в том, что исходный объект изучения заменяется его математической моделью, экспериментирование с которой возможно при помощи программ, разработанных для ЭВМ.

 


Информация о работе Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания (интернализм и экстернализм науки )