В таком подходе
заключается «сведение индивидуального
к социальному», что характеризовалось
В.И. Лениным (1870—1924) как важнейший
принцип марксистской социологии.
Этим был сделан первый решающий
шаг к обнаружению и осмыслению
объективной социальной основы
деятельности и поведения людей
и к материалистическому пониманию
истории. Следующий шаг в этом
направлении заключался в обосновании
материальных побудительных сил
деятельности людей.
Следует отметить, что
Маркс и Энгельс никогда не
отрицали роли сознательных мотивов
производственной, политической и
других видов деятельности людей.
Напротив, они придавали большое
значение этим мотивам.
Одна из самых фундаментальных
проблем в марксизме — проблема взаимодействия
общественного бытия и общественного
сознания. Общественное сознание людей
истолковывается как отражение их общественного
бытия в ходе общественной практики, различных
видов их социальной деятельности. В таком
плане объясняются природа, сущность и
содержание общественного сознания, показывается
его объективная материальная основа,
каковой выступает общественное бытие
людей как «реальный процесс их жизни».
С точки зрения марксистской
социальной философии общественное
сознание, будучи обусловленным
развитием общественного бытия
людей, обладает в то же время
относительной самостоятельностью,
которая может быть весьма
существенной. Оно имеет свою
логику развития и может активно
влиять на разные стороны жизни
общества. Общественное сознание
вбирает в себя то жизненно
важное, что накоплено в области
науки, искусства, морали, религии и
т.д. Преемственность — одна из закономерных
сторон его развития. Огромна и велика
роль знаний, передовых идей в развитии
экономики, морали, политики, права, общества
в целом. И это их значение постоянно повышается.
Согласно материалистическому
пониманию истории важнейшим
содержанием общественного бытия
людей является производство
материальных благ, благодаря которому
удовлетворяются их разнообразные
материальные и другие потребности.
Более того, способ производства
материальных благ обусловливает
развитие социальной, политической
и духовной жизни общества. Он
истолковывается как материальная
основа существования и развития
общества — системообразующее
начало, связывающее воедино все
проявления общественной жизни.
Исходя из этого
делается вывод, что развитие
общества в конечном счете
определяется развитием способа
производства материальных благ,
его объективными законами. В
связи с этим развитие общества,
всей человеческой истории предстает
как «естественно-исторический процесс»,
подчиняющийся объективным законам
развития общественного производства.
С точки зрения марксизма эти
законы можно и нужно осознать,
понять механизм их действия,
но их нельзя отменить.
Осознавая объективные
законы развития общества, люди
могут действовать с учетом
данных законов и в соответствии
с ними. Тем самым делается
решающий шаг от стихийности
к сознательности в развитии
общества. В этом заключается
один из важных аспектов решения
проблемы взаимодействия объективных
условий и субъективного фактора
в историческом процессе. Проблематика
марксистской социальной философии
частично отразилась в других
направлениях социально-философской
мысли XIX—XX столетий, хотя проблемы
жизни и развития общества
решаются в них на иной теоретической
и методологической основе.
Психологическое
направление.
Большое влияние на
развитие социальной философии
оказало ее психологическое правление,
представленное прежде всего
в трудах Л. Уорда, Г. Тарда,
В. Парето и некоторых других
мыслителей. Лестер Уорд (1841—1913) —
американский социолог, которого
нередко называют отцом социологии
в США. В целом положительно
восприняв идеи эволюционного
развития общества, обоснованные
в трудах О. Конта и Г.
Спенсера, Л. Уорд перенес центр
тяжести с биологических моментов
на психологические. В трудах
«Динамическая социология», «Психологические
факторы цивилизации», «Очерки социологии»
и других он пытался раскрыть
психологические причины деятельности
и поведения людей и тем
самым обосновать психологические
механизмы развития общества. «Социальные
силы суть силы психологические
и заключаются в умственной
природе индивидуальных членов
общества», — писал Уорд.3
Проблема причин и
движущих сил деятельности людей
— одна из центральных в
социальной философии Уорда. По
его мнению, в качестве изначальной
причины деятельности любого
субъекта выступают его желания.
Он характеризовал желания людей
как «всепроникающий и весь
мир оживляющий принцип... пульс
природы, главная причина всякой
деятельности». Обосновывая «философию
желаний», Уорд выделяет первичные
желания, связанные с удовлетворением
потребностей людей в пище, тепле,
продолжении рода и т.п. На
их основе формируются более
сложные желания людей, в том
числе желания в творческой
деятельности, гражданской свободы,
а также моральные, эстетические
и религиозные желания. «Желания
людей, — пишет Уорд, — порождают
их волю», которую он называет
«динамическим двигателем общества».
Желания и воля выступают, по Уорду,
как основные природные и социальные силы,
обеспечивающие развитие общества.4
В конечном счете,
он рассматривает их как весьма
динамические психологические силы,
действующие чаше всего непроизвольно,
стихийно. Эти слепо действующие,
во многом иррациональные силы
до конца не осознаются людьми
и не вполне контролируются
ими. Влекомые этими силами, люди
действуют в заданном направлении
и нередко лишь потом осмысливают
свои поступки. Но даже если
желания и влечения человека
осознаны им, он мало может
управлять ими и, как правило,
следует им. И всетаки, считает
Уорд, очень важно осознавать
желания, чтобы хоть как-то
управлять своими действиями
в соответствии с требованиями
цивилизации. Он пишет, что
«с тех пор, как действия
организма начали определяться
сознательными желаниями, начались
большие преобразования, которые
продолжаются до сих пор».
Поскольку действия
людей осуществляются в их
взаимном общении, они, по мнению
Уорда, являются социальными действиями.
В этом смысле действующий
в обществе человек выступает
как социальное существо. В связи
с этим Уорд выдвинул и обосновал
проблему законов и принципов
социальных действий людей. Ранее
проблему социальных законов
по-своему решали, как мы уже
знаем, О. Конт, Г. Спенсер и
К. Маркс.
Изучение этих законов
Уорд относил к области социальной
философии или теоретической
социологии. Последняя, по его
словам, «в значительной степени
является философией», поскольку
«помогает понять законы общества».
Данные законы выступают, по
Уорду, как законы социальной
деятельности людей и в конечном
счете как законы человеческой
эволюции. Они осуществляются под
влиянием указанных выше психических
сил, прежде всего человеческих
желаний и воли. Их-то Уорд и
называет основными психическими факторами
цивилизации. Выявление их роли лежит
в основе «психологического эволюционизма»
Л. Уорда.
Сознательное воздействие
на них, насколько это возможно,
позволяет придать развитию общества
социально направленный характер,
совершенствовать его в интересах
большинства людей. Именно так
высказывался Уорд как ученый
и политик, социально-политические
взгляды которого выражали в
свое время интересы широких
демократических кругов США.
Наряду с психологическим
эволюционизмом Л. Уорда и его
последователей развивалось и
такое направление, которое исследовало
проблему психического подражания
и его роли в функционировании
общества. Ведущим его представителем
был французский мыслитель Габриэль
Тард (1843—1904). Свое учение он развил
в трудах «Законы подражания»,
«Социальная логика», «Социальные
законы», «Этюды по социальной
психологии», «Общественное мнение
и толпа» и др.
как наукой о развитии
общества и социальной психологией.
Почти все его социологические
труды были посвящены, по сути,
проблемам социальной психологии.
Более того, Тард называет социологию
«простой социальной психологией».
Он исходил из того,
что в основе социальной деятельности
лежит психологический настрой
отдельных людей и социальных
групп. В процессе их взаимодействия
один человек или социальная
группа подражает другим. Во взаимном
подражании людей Тард видит
изначальный элемент социальности,
основной способ существования
и развития личности, социальных
групп и общества.
Всякие новации, будь
то изобретения или открытия,
представляют собой акты творчества
способных и талантливых людей,
которые затем усваиваются и
повторяются многими людьми. В
результате человеческие изобретения
и открытия порождают огромное количество
подражаний, распространяемых по всему
миру.
Тард указывает на
геометрическую прогрессию подражания.
При этом он подкрепляет свои
выводы многочисленными ссылками
на статистику. В частности, он
ссылается на статистику потребления
кофе, табака и других продуктов
начиная с момента их первого
ввоза в Европу и до того
времени, когда они заполнили
рынок, а также многократного
увеличения числа локомотивов,
построенных с возникновением
железнодорожного дела. Открытию
Америки, писал он, подражают в
том смысле, что первое путешествие
из Европы в Америку, задуманное
и осуществленное Колумбом, вызвало
множество новых путешествий,
совершенных другими мореплавателями
в разных направлениях; каждое
из этих путешествий было новым
маленьким открытием, отпрыском
на открытие великого генуэзца,
находившим в свою очередь
подражателей.
«Общество — это
подражание», — заключает Тард.
Изобретения и открытия одних
становятся достоянием многих. Он
считал, что подражания возникают
на почве социально-психологических
отношений между людьми и направлены
на выполнение вполне определенных
функций, связанных с удовлетворением
потребностей людей, достижением
какой-либо пользы.
При этом Тард указывал
на три основных закона, характеризующих
содержание процессов подражания
и их реализацию в обществе:
1) закон повторения, то
есть усвоения и воспроизведения
людьми тех или иных новшеств;
2) закон оппозиции, выражающий
борьбу самих новшеств или
нового и старого в обществе;
3) закон приспособления,
то есть адаптации людей к
появившимся новшествам и изменившимся
условиям жизни.
Историю он рассматривал
как непрерывную цепь подражаний,
как собрание деяний, «имевших
наибольший успех» и «которым
более всего подражали». Он считал,
что «верховным законом подражания»
является «его стремление к
бесконечному распространению».5
Оригинальные идеи
в рамках психологического направления
в социальной философии развивал
итальянский мыслитель Вшьфредо
Парето (1848—1923). Он обосновал логическо-экспериментальный
метод исследования социальных
явлений исходя из того, что
выводы науки об обществе, движущих
силах его развития должны
базироваться исключительно на
точных эмпирических (опытных) данных.
Только это, по мнению Парето,
может обеспечить их научную
достоверность и надежность. С
этих методологических позиций
он отвергал какие-либо умозрительные
подходы к изучению общества,
считал также, что те или
иные оценочные суждения —
моральные, политические, религиозные
и другие — неизбежно ведут
к искажению социальных фактов,
мешают их беспристрастному анализу.
Основную цель науки
об обществе Парето видел в
выявлении и обосновании функциональных
связей и взаимозависимостей
социальных явлений, порождаемых
социальными действиями людей.
Социальные действия он делит
на «логические» и «нелогические».
Первые в той или иной степени
осознанны и логически обоснованны
людьми, вторые — неосознанны,
инстинктивны, спонтанны. Неосознанные
действия являются, по мнению
Парето, более естественными и
органически присущими людям.
Именно они определяют основное
содержание социальных явлений.
Неосознанные действия непосредственно
определяются психическим состоянием
людей, которое является постоянной
естественной основой, психической
константой их социальной деятельности.
В психических импульсах,
склонностях и предрасположениях
людей Парето находил «источник
социальной жизни». Так же, как
Уорд и Тард, он ставил и
решал проблему законов развития общества,
коренящихся в психологическом содержании
действий Людей. «Человеческие действия,
— писал он, — имеют закономерный характер
и потому мы можем делать их предметом
научного исследования».
Закономерный характер
деятельности людей определяет
закономерный характер развития
общества, всех его сфер. Задачи
науки — выявить законы их
функционирования и развития, чтобы
учитывать их на практике с
возможно большей пользой для
общества, социальных групп и
индивидов. Исходя из этого
Парето делает вывод: