чистая экономия должна найти
законы явлений, которые могли бы
применяться как к обществу, где
господствует частная собственность,
так и к обществу с коллективной
собственностью... она должна дать нам
возможность предвидеть экономические
результаты при какой угодно форме
общественного устройства.
Другие науки должны
выявить действия социальных
законов в иных сферах общества,
в том числе социальной, политической
и духовной. Соединив данные всех
социальных наук, можно составить
представление о путях совершенствования
общества.
Оригинальной частью
социальной философии Парето
является созданная им теория
элит. В рамках этой теории
им решались проблемы социальной
неоднородности или гетерогенности
общества, социального неравенства,
борьбы за власть и способы
ее осуществления. По мнению Парето,
социальная неоднородность общества и
социальное неравенство обусловлены психологическим
неравенством людей, что выражается прежде
всего в неравенстве их способностей.
Наиболее способные
представители общества образуют
его элиты в разных сферах
общественной деятельности. Они
добиваются возможностей и прав
руководить и управлять этими
сферами и всем обществом. Способы
руководства и управления могут быть разными
— соответственно основным качествам
самих элит, их вождей и сложившимся условиям.
Так, например, в политической сфере Парето
выделял представителей элит «львов»
и «лис». «Львы» — это политические лидеры
и вожди, делающие ставку на применение
твердых мер и силы. Они, как правило, абсолютно
убеждены в правильности их политики,
обладают сильной волей, не склонны, да
и не способны к компромиссам. «Лисы» склонны
к более гибкой политике, манипулированию
сознанием масс — нередко прибегают к
лавированию, обману, демагогии, политическим
спекуляциям. Они действуй чаще всего
в неустойчивых обществах, в которых динамично
меняется социально-политическая ситуация.
Парето указывал на
постоянную циркуляцию элит. Она
заключается в том, что менее
способные члены элит опускаются
в нижние элитные группы. Напротив,
более талантливые представители
не элитных групп поднимаются
в элитные. В конечном счете,
считал Парето, творческий потенциал
элит определяет возможности
развития любого общества.
Социально-психологическая
концепция Парето и, в частности,
eго теория элит оказали значительное
влияние на развитие социальной
философии Запада. Это влияние
сохраняется и поныне.
Неокантианство.
Одним из влиятельных
направлений философской мысли
конца XIX — начала XX вв. было неокантианство.
Оно основывалось на философии
Канта и то же время развивало
ее в новых условиях. В области
социальной философии свою задачу
последователи Канта видели в
том, чтобы про анализировать
сущность и специфику наук
об обществе и прежде всего
«исторического метода» исследования
социальных явлений.
Эта цель с наибольшей
полнотой была реализована в
трудах немецких мыслителей Вильгельма
Винделъбанда (1848—1915) и Генрик Риккерта
(1863—1936). Они поставили и по-своему
решали проблем; сути философии
как науки и мировоззрения.
Оба они подходили к философии
как к многогранному явлению.
Так, Виндельбанд писал что
одни философские системы базируются
на строго научной сие теме
знаний; для них «высшим понятием
служит понятие науки» Другие
— на откровениях, в том
числе божественных — такова
религиозная философия. Третьи
— на интуиции. Во всех случаях философия
опирается на определенные убеждения
— научные, религиозные, моральные, эстетические
и т.д. Она, по словам Виндельбанда, выражает
нормальное сознание людей, в котором
сочетаются все эти моменты, прежде всего
научные и ценностные подходы к пониманию
мира и самого человека.
Суть социальной философии
неокантианцы видели в том,
чтобы исследовать методы познания
и истолкования исторических
событий, составляющих культурную
жизнь народов разных стран
и исторических эпох. «Метод есть
путь, ведущий к цели», — писал
Риккерт. По их мнению, методы
наук об обществе и его культуре
существенно отличаются от методов
наук о природе. Это мнение
было положено ими в основу
классификации наук. Решая данную
проблему, они исходили из того,
что науки о природе «отыскивают
общие законы» развития природных
явлений. Наличие же законов
в развитии общества они отрицали.
Отсюда задача наук об обществе
сводилась к тому, чтобы понять
и объяснить отдельные исторические
факты, их характерные особенности.
Подчеркивая это различие наук
о природе и наук об обществе,
их «методологическую противоположность»,
Виндельбанд писал:
Одни из них суть
науки о законах, другие —
науки о событиях; первые учат
тому, что всегда имеет место,
последние, что однажды было.
В первом случае
имеет место «номотетическое
мышление», то есть обобщающее,
открывающее законы природы, во
втором — «мышление идеографическое»,
то есть индивидуализирующее,
фиксирующее особенности исторических
событий, их уникальность и
неповторимость.
Историк, — считал
Виндельбанд, — имеет своей
задачей идеально воссоздать
какой-либо продукт прошлого со
всеми его индивидуальными чертами...
задача, которую он должен выполнять
по отношению к реальным фактам,
сходна с задачей художника
по отношению к продуктам его
фантазии.
Такого же мнения
придерживался и Риккерт, который
писал, что историк стремится
воссоздать прошлое в его наглядной
индивидуальности и в этом
смысле «дает нам возможность
как бы пережить прошлое заново».
В данном отношении «историческое
воссоздание событий близко к
художественной деятельности». В
этом заключается основное отличие
индивидуализирующего метода в
науках об обществе, культуре
от генерализующего (обобщающего)
метода в естествознании или
науках о природе, цель которых
заключается в том, чтобы, по
словам Риккерта, «подвести все
объекты под общие понятия,
по возможности понятия закона».
В обществе, как уже
отмечалось, действий каких-либо
устойчивых, закономерных связей
не усматривается. В то же
время провозглашается идея «индивидуальной
исторической причинности» или
«однократного индивидуального
причинного ряда». Это значит,
что каждое явление в обществе
имеет свою индивидуальную причину,
которая не имеет устойчивого
характера и может больше не
повториться. Каждая такая индивидуальная,
нередко уникальная, причина порождает
столь же индивидуальные следствия.
Поэтому социальные явления, прежде
всего явления культуры, всегда
уникальны, изменчивы и во многом
неопределенны. Здесь отсутствуют
устойчивые закономерные связи.
О последних можно говорить
лишь применительно к естественным
явлениям. Так решалась в неокантианстве
проблема причинности и закономерности
применительно к обществу.
В связи с этим
возникает другая проблема: если
отрицается закономерный характер
развития общества и его культуры,
то, как определить социальную
значимость тех или иных исторических
явлений, их роль в развитии
человеческой культуры. Решается
она неокантианцами путем обращения
к проблеме ценностей. Ни в
коем случае не законы, но всегда
лишь ценности, утверждал Риккерт,
должны применяться в качестве
руководящего принципа объяснения
общественных явлений. Ценности
истолковывались как своего рода
идеалы и, следовательно, ориентиры
социально-культурного развития
общества.
По мнению Виндельбанда
и Риккерта, ценности носят надисторический
характер и образуют в своей
совокупности идеальный, независимый
от людей, вечный трансцендентный
(то есть потусторонний) мир.
Из этого мира исходят соответствующие
идеи и прежде всего идея
трансцендентного долженствования.
Она указывает на безусловное,
неограниченное временем, абсолютное
значение вышеназванных ценностей.
По мере их осознания люди
вырабатывают соответствующие ценностные
установки и требования, которыми
они руководствуются в их жизни,
поведении, повседневной и исторической
деятельности.
Как подчеркивал Риккерт,
люди верят в объективный смысл
указанных ценностей, ибо, по
его словам, «без идеала над
собой человек в духовном смысле
слова не может правильно жить».
Ценности же, составляющие этот
идеал, подобно звездам на небе,
все больше открываются человеку.
Происходит это по мере прогресса
культуры.6
Социальная философия
выступает в данном случае
как учение о ценностях, раскрывающее
их природу и сущность, а также
их значение и воплощение в
жизни и деятельности людей. Эти «надисторические
абсолютные ценности» находят свое выражение
в нравственных, политических, эстетических
и религиозных идеалах, которыми руководствуются
люди. С другой стороны, через эти идеалы
они как бы связываются с идеальным миром
вневременных абсолютных ценностей.
Основным в истории
общества провозглашается духовное
начато. С этих позиций неокантианцы
критически восприняли созданное
Марксом материалистическое понимание
истории, в котором обосновывалось
определяющее значение экономического
фактора в развитии общества.
Такой подход Риккерт рассматривал
не как научный, а как часть
политической программы марксизма,
в которой «победа пролетариата
была центральной абсолютной
ценностью».
1
Конт О. Дух позитивной философии. — СПб.,
1910.
2
Спенсер Г. Система синтетической философии.
— СПб., 1899.
3
Уорд Л. Психические факторы цивилизации.
— СПб., 1897.
4
Уорд Л. Психические факторы цивилизации.
— СПб., 1897.
5
Тард Г. Законы подражания. — СПб., 1892.
6
Риккерт Г. Наука о природе и наука о культуре.
— СПб., 1911.