Исторические условия возникновения древнегреческой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:54, реферат

Краткое описание

Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.
Важным условием последующего развития и последующих успехов античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм.
Разнообразие возникавших в Древней Греции типов философских учений сделало античную философию школой философского мышления для всех последующих времен.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

                                 Введение 

 

История философии  - это история становления философии  как единой системы знаний или  философии как науки. В ней  выделяются следующие разделы: античная философия; средневековая европейская  философия; философия Нового времени ХVII-XVIII веков.

Античной  философией называют совокупность философских учений, развивающихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н.э вплоть до VI в. н.э. Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества.

Своеобразной  чертой античной философии была связь ее учений  с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В 6 и даже 5 вв. до н.э философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе - отдельно от философии. Эта неразделенность характерна для раннего периода развития также и древней вавилонской, и древнеегипетской мысли. Однако особенность античной философии в том, что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий и понятий научных воззрения, относящихся к природе, играют роль во многих отношениях решающую: первые греческие философы были не только первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные представления о мире вместе с тем определяли свойственную для них постановку и решение вопросов философских. И для науки древних греков, и для античной философии характерно обилие почти одновременно возникающих научных гипотез и типов философских учений. Объясняется это тем, что при рано возникшей острой научной пытливости древние греки могли удовлетворять ее только  в тех условиях и границах, которые предоставляло им слабое развитие техники  и почти полное отсутствие эксперимента. 

Важным условием последующего развития и последующих  успехов античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм.

Разнообразие  возникавших в Древней Греции типов философских учений сделало  античную философию школой философского мышления для всех последующих времен.

 

 

        1. Исторические условия возникновения древнегреческой

философии

Во всех рабовладельческих  обществах способ материального  производства основывался на физическом труде рабов, лишенных всех юридических  и имущественных прав. Но история  Древней Греции – особая историческая ступень  в развитии обществ этого типа. Это ступень , когда совершился переход от бронзы к железу. Ко времени этого перехода греки достигли больших успехов в развитии  торговли и поэтому первые использовали возможности, предоставляемые железом, и преимущества железа перед бронзой. В античном обществе влияние торговли и развитие купеческого слоя имело своим постоянным результатом  развитие рабовладельческого хозяйства. В самой торговле значительное место занимала торговля рабами, число которых росло. Рабы трудились в рудниках, в мастерских, использовались в качестве домашней челяди.

 Ограниченность, свойственная экономике при рабовладельческих  отношениях, мешала дальнейшему  развитию производительных сил,  тормозила и ослабляла их использование.  На место покорения сил природы была поставлена эксплуатация человека человеком.

Философия, развивавшаяся  в античной Греции, отражала своеобразие  общественной системы, в которой  она возникла. Умственное движение от 7 до 4 в. до н.э может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.

Начало возникновения  древнегреческой философии относится  к концу VII-VI векам до н.э. В этот период смысл человеческой жизни, ее привычный строй, и порядок оказываются под угрозой. Традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Экономический подъем в Греции в XIX-VIII веках до н.э. привел к расширению торговли и судоходства, возникновению и расширению греческих колоний, увеличению греческих колоний, увеличению богатства и его перераспределению, росту народонаселения и наплыву его в города.

Расширяется географический горизонт греков. Расширение связей и  контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований наводило на мысль об относительности их собственных социальных и политических установок. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и утрате прочных нравственных ориентиров.

Социально-экономические  изменения, происходившие в VII-VI веках до н.э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой, - пыталась найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

 

    2. Основные этапы развития античной философии

 

Античная философия имеет  свои временные и пространственные границы. Время ее бытия — с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император  Юстиниан закрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу — Платоновскую Академию.

Греческая философская мысль  имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который  часто называют досократоеским, носит  космоцентрический характер и сохраняет  вначале черты мифологии. Это  принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях  философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фалеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями — с другой.

Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир — мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Второй этап — период расцвета греческой философской мысли — отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств постижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека.

Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показала дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.

Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

Третий этап греческой  философии — эллинистический  — характеризуется включением элементов  восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона  и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

 

     3. Раннегреческая философия и ее особенности. Милетская  

                                                школа.        

 

Раннегреческая  философия возникла и развивалась  в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В отличие от мифологии философы пытались ответить на вопрос: "Из чего все произошло?"

Первая философская  школа в Древней Греции возникла в VI веке до н.э. в городе Милет и получила название милетской школы. Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете, снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде. Фалеса также считали основоположником древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе. Ему приписывают и ряд конкретных научных вычислений. Фалесу предписывалось также открытие годового движения Солнца на фоне «неподвижных» звезд, определение времени солнцестояний и равноденствий, понимание того, что Луна светит ( как все философоведы и в том числе историки философии) не своим светом , и т.п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу на пять зон. Он ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней, и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, отчего пять дней выпадали из месяцев и были помещены в начало года так, как это было принято в те времена в Египте.

В области геометрии Фалес  установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными  прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, разделенных диаметром частей круга. Фалес вписал в круг  прямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. Однако принципиально новое состояло в том, что уже Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме.

 Фалес  умел предсказывать солнечные затмения, однако, как и вавилоняне и египтяне, он не понимал того, что действительно происходит на небе во время затмений. Его представления о небе были совершенно не верными. Фалес просто опирался на ту периодичность замечаний, которую обнаружили жрецы Аккада, Шумера, Египта. Во время пребывания в Египте Фалес впервые измерил высоту пирамид, измерив, их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее предметов.

Анаксимандр – ученик и последователь Фалеса. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположности - теплое и холодное, влажное и сухое. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из апейрона, и в него возвращаются. Анаксимандру принадлежит также первая глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе моря  и суши  из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными. От животных произошел человек. В общем все это верно. Правда, у Анаксимандра человек произошел не от сухопутного животного, а от морского. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым    (ибо ребенком он не мог бы выжить один без родителей), первочеловек вышел на сушу.                             

Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения айперона, о выделении из него противоположностей, об образовании  четырех стихий из противоположностей, а сама космогония  - в учении о происхождении живого и неживого, человека от животных, т.е в общей идее эволюции живой природы.

 Анаксимандра считают  составителем первой географической  карты и первой схемы небесного  свода для ориентировки по  звездам, он представлял землю  в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе. 

Не удержавшись  на высоте абстрактного мышления Анаксимандра, Анаксимен нашел первоначало всего сущего в самой бескачественной из четырех стихий  - в воздухе. Анаксимен называет воздух беспредельным, т.е. апейроном. Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство. Апейрон – свойство воздуха. Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие вещей. Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и боги, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха. Анаксимен думал, что Солнце – это Земля, которая раскалилась от своего быстрого движения. Земля и небесные светила парят в воздухе. Земля при этом неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями.                                    

Некоторые догадки  Анаксимена довольно удачны. Град образуется при замерзании выпадающей  из туч  воды, а если к этой замерзающей  воде примешан воздух, то образуется снег. Плоская земля неподвижно парит  в воздухе. Там же парящие плоские  Солнце, Луна  и планеты, которые Анаксимен отличал от звезд, движутся космическими ветрами.

Информация о работе Исторические условия возникновения древнегреческой философии