Исторические формы диалектики и альтернативы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания данной контрольной работы является исследование законов диалектики.

Данная цель достигается решением следующих задач:

- изучение исторических форм диалектики и альтернатив;

- изучение законов диалектики и их характеристика.

Содержание

Введение

1. Исторические формы диалектики и альтернативы

2. Законы диалектики и их характеристика

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат философия.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Количественные изменения  происходят постепенно, а качественные преобразования совершаются резче, быстрее, скачкообразно. Скачок представляет собой универсальную форму перехода от старого качества к новому. Он выражает перерыв непрерывности, перерыв постепенности и начало возникновения нового качества.

Взаимоотношение количественных и качественных изменений осуществляется в форме революции и эволюции. Примером первой формы служат изменения, происходящие в микромире, акт атомного взрыва, процесс превращения одних химических элементов в другие. Вторую форму можно проиллюстрировать на примере возникновения жизни на Земле, переход от мануфактуры к крупной машинной промышленности. Таким образом, революция - стадия коренных качественных изменений в различных областях мира. Стадия медленных, незаметных количественных накоплений, изменение несущественных для данного предмета свойств, признаков, черт называется эволюцией.

Качественные превращения  возможны лишь как отрицание старого  состояния. Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе свое собственное  отрицание. Диалектика рассматривает  отрицание как условие и момент связи нового со старым, отрицаемого и отрицающего. Эта связь обусловливается действием закона отрицания отрицания. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.

Диалектическое отрицание - это такой переход от старого  качества к новому, при котором  определенные стороны, элементы содержания старого качества входят (хотя в  преобразованном виде) в содержание нового качества. Диалектическое отрицание - это триединый процесс, включающий в себя деструкцию, преодоление, разрушение старого; кумуляцию, частичное сохранение, преемственность и, наконец, конструирование, формирование, созидание нового.

Отрицание отрицания  как категория диалектики отражает процесс перехода уже полученной второй противоположности, теперь уже в свою противоположность. При этом происходит не полное отрицание предыдущего состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существенных моментов некоторых свойств и отношений предыдущей стадии.

Реальным аналогом отрицания  отрицания и в природе и  в обществе служат в частности  спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную  повторяемость и поступательность. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль - как цепь циклов.

Характерная черта процесса отрицания отрицания - это его  необратимость, т.е. такое развитие, которое в качестве общей тенденции  не может быть движением вспять, от высших форм к низшим, от сложных к простым. Это объясняется тем, что каждая новая ступень, синтезируя в себе все богатство предыдущих, составляет основу для еще более высоких форм развития.

Рассмотренные черты  отрицания отрицания ярко проявляются  в развитии познания. Так при исследовании природы света вначале была выдвинута идея о том, что он есть поток световых корпускул, частиц. Затем возникает противоположная ей волновая теория. Физика ХХ века столкнулась с тем фактом, что ни один из этих взглядов сам по себе не объясняет реальности. Поэтому выдвигается новая теория, которая рассматривает свет в единстве его корпускулярно-волновых свойств.

Таким образом, новое  в мире появляется не иначе как  с помощью отрицания и становится результатом отрицания отрицания. Действие закона отрицания отрицания обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.

 

Заключение

 

Отметим, однако, что в  соответствии с нашими формулировками первого и третьего законов сохраняются  такие важнейшие свойства системы, как структурность, динамичность и нелинейность. Таким образом, бесконечность процесса развития вытекает их нашей формулировки столь же естественно, как и из классической. «Для диалектической философии, — подчеркивает Ф. Энгельс, — нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падания, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему».

Отметим, что три закона диалектики линейно связаны, действительно, если структурная система динамична, а динамичная структурна, то и динамичность, и структурность системы должны быть сохраняющимися характеристиками. Таким образом, базис законов диалектики состоит лишь из двух независимых утверждений.

Очевидным следствием законов  диалектики является закон однозначности  динамики: динамика системы на данном уровне исследования однозначно определяется её структурой и начальным состоянием.

Понятно, что точная динамика определяется полной структурой — совокупностью всех структурных факторов. Поэтому следует стремиться учесть все стороны, все связи изучаемой системы. Таким образом, следствием закона однозначности динамики и определения термина «структура» оказывается закон всеобщей связи явлений.

Из второго закона диалектики вытекает также закон  взаимного превращения друг в  друга противоположностей, доведенных до крайности и основополагающий принцип общей теории систем, утверждающий, что изоморфные системы ведут  себя одинаково.

 

Список использованной литературы

 

1. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия. - М., 2005

2. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. - М., 2005

3. Князева Е.Н., Курдюмов  С.А. Синергетика: начала нелинейного  мышления // Общественные науки и  современность. - 1993

4. Кохановский В.П.  Нужна ли диалектика современной  науке // Научная мысль Кавказа. - 2004

5. Кохановский В.П.  Философия и методология науки. - Ростов-на-Дону, 2000

6. Материалистическая  диалектика. Краткий очерк теории, - М.,2001

7. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. - 1991

8. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. - 2000

9. Поппер К. Р., Что такое диалектика // Вопросы философии. - 2003

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд.- М.: Гардарике, 2002

11. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2000


Информация о работе Исторические формы диалектики и альтернативы