Историческое развитие социальной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой, занимающейся исследованием и обоснованием жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных формациях. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований – человеческие отношения во всех их формах проявления. Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества.

Содержание

Введение 3
1.Позитивистская социальная философия О. Конта 4
2.Суть органической теории общества Г. Спенсера 9
3.Какова роль современного позитивизма и постпозитивизма, во многом исходящих из идей О. Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Философия КР2.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Философии на тему:

 «Историческое развитие  социальной философии»

 

 

 

 

 

Выполнила: _______________

Факультет: Финансово-кредитный

Специальность: Финансы и кредит

Курс:2 Группа: вечерняя

№_____________

Преподаватель: ________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орёл 2010

Содержание

Введение 3

1.Позитивистская социальная философия  О. Конта  4

2.Суть органической теории общества Г. Спенсера  9

3.Какова роль современного позитивизма  и постпозитивизма, во многом  исходящих из идей О. Конта  и Г. Спенсера о гармонии  и равновесии в обществе как  основе его стабильности 14

Заключение 17

Список использованной литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В системе чрезвычайно  разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия»  – греческого происхождения и  буквально означает «любовь к  мудрости». Одними из основополагающих направлений философии являются философия науки,  социальная философия,  философия истории, философская антропология.

Социальная  философия, по своей сути, является прикладной наукой, занимающейся исследованием  и обоснованием жизнедеятельности  человека и социальных групп в  обществе, а также общественных формациях.   Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований – человеческие отношения во всех их формах проявления.   Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является эмпирической наукой, исследующей общественную жизнь в разных её аспектах, используя всевозможные конкретные методы и частные методики для анализа конкретных событий общественной жизни и их обобщения. Она опирается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения. Социальная философия — это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.          Социальная философия является разделом, частью философии, а потому все характерные черты философского знания должны быть присущи и социальной философии.

 

 

 

Позитивистская  социальная философия Конта

Огюст Конт(1798-1857) – французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие в т.ч. шеститомный «Курс позитивной философии».  Он ввел в науку термин “социология”, образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение), что означает “учение об обществе”. Именно его нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Эту науку он называл еще социальной философией.

Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую  науку» преобразования общества. При  этом человек рассматривался не как  отдельно взятый индивид, не как изолированный  атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.

Согласно такому пониманию  развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производительной, духовной и иной деятельности, их нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречаются в его работах.

Центральными проблемами позитивистской социальной философии  О. Конта являются проблемы закономерного  характера развития общества и его  первоосновы. Решая эти проблемы, он сформулировал “великий основной закон интеллектуальной эволюции человечеств. Знание этих законов необходимо чтобы учитывать и предвидеть их действие. В этом О. Конт видел практическое назначение позитивной философии и социологии (социальной философии):

Однако основное влияние  на развитие общества оказывает, по Конту, интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания.

Первичность сознания людей  и его решающее воздействие на развитие общества — таков подход основоположника позитивистской философии  О. Конта к решению проблем исторического развития. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции человечества.

Конт определял законы наблюдаемых явлений, решительно выступал против поисков трансцендентных  причин. Ставил задачу основывать достоверность социологических выводов  на фактах и их связях, а не на философских интерпретациях смысла истории. Уделил особое внимание разработке законов развития семьи: поскольку социальные связи вытекают и концентрируются прежде всего в ней, Конт считал, что именно семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. По Канту, именно через семью личность связывается с производством, социальными группами, организациями. Изучение всех этих связей дает возможность познать сущность общества, его структуру и функции.

Важное место в социальной философии Конта занимает решение  проблем гармонизации в развитии общества т.е. гармония “между целым  и частями социальной системы”, а также между самими частями, в качестве которых выступают духовная, политическая, экономическая и биологическая стороны жизни общества. Гармония в обществе, подчеркивал он, — это прежде всего наилучшее сочетание интересов различных личностей и социальных слоев.

В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального существования и развития в нем каждого сословия, народа, человека.

Социология Конта состояла  из двух разделов: социальной статики и   социальной динамики.

Под социальной статикой он понимал исследование ограниченного во времени ряда социальных явлений (семьи, касты, классов, социальных  групп, организаций, государства, нации) в их взаимосвязи, обусловленности. Он подходил ко всем социальным явлениям с точки зрения общего понятия «общества», в котором видел функциональную систему, основанную на разделении труда. В структуре общества он выделял прежде всего семейную ассоциацию и политическое общество.

Социальная динамика, по Канту, должна изучать, что является движущей силой в развитии общества. Он считал, что такими силами являются экономические условия, географическая среда, природные условия, климат. Главной же силой развития общества являются взгляды, идеи, мышление, сознание людей. Одним словом, социальная динамика изучает законы последовательности, а социальная статика - существования. Первая должна доставить практической политике теорию прогресса, а вторая – теорию порядка.

 Согласно учению  Конта, человеческий дух в своем  развитии («каждая из наших главных  концепций, каждая отрасль наших  знаний») проходит три стадии:

  • теологическую (фиктивную),
  • метафизическую (отвлеченную),
  • научную  (позитивную);

На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм).

 На второй стадии - при господстве философов и юристов – явления природы объясняются абстрактными причинами, «идеями» и «силами», гипостазированными абстракциями.

На третьей - позитивной стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянным, формирует законы. (Наиболее характерной чертой позитивной эпохи, по Конту, является преобладающее влияние промышленности на все общественные процессы).

Контовская теория «трех  стадий» развития человечества –  идеалистическая конструкция. Решающей движущей силой общественного прогресса  Конт объявляет прогресс знания, состоящий в переходе от религиозных представлений о сверхъестественных существах к абстрактному понятию о природе и от этого понятия – к «позитивной» науке.

Высшая, последняя стадия развития  познания и общества вообще – «позитивная», или, научная, стадия, для которой характерны отказ от теологии и метафизики и переустройство общественной жизни на основе положительного знания. Это знание доставляется не только математикой, астрономией, физикой и химией, но также биологией и наукой об обществе - «социологией». Цель «позитивной» науки и условие ее возможности – выявление порядка и законов природы и общества. Познание законов явлений делает возможным предвидение их будущего действия. Цель знания – «видеть, чтобы предвидеть», и, опираясь на предвидение, активно вмешиваться в течение событий.

Огюст Конт известнейший французский философ, основатель школы  «позитивизма», отвергал идеи немецкой классической философии, противопоставив  «старой» философии как науке  о первоначалах бытия новый «позитивный» взгляд на теорию и историю науки. Вся «старая» философия от Греков до Гегеля объявляется Контом «Спекулятивной», т.е. ненаучной, необъективной, чем-то вроде сказок и мифов.

По мысли Конта, позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и  мистицизмом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений либо о сущности вещей. Рассуждать  можно лишь на тему, как то или иное явление происходит.

Новая позитивная философия, по Конту, должна обобщать данные естественных наук, их главные результаты и методы тем самым помогая возникновению нового синтетического знания. В конечном счете новая позитивная философия сможет помочь человечеству изменить общество к лучшему состоянию.

Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме, воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820—1903).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суть органической теории общества Г.Спенсера

Позитивистские идеи О.Конта были развиты английским мыслителем Гербертом Спенсером (1820-1903). Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в своей работе «Научные, политические и философские опыты».

Суть органической теории Спенсера заключается в том, что в ней  решается фундаментальная и актуальная по сей день проблема взаимодействия биологических и социальных начал  в развитии общества. Спенсер, как  и Конт, рассматривал общество как единую систему взаимосвязанных природных, биологических, и социальных факторов. Все стороны жизни общества органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально – природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств:

- как живые организмы, так  и любые общества в процессе  их роста и развития увеличиваются  в своей массе;

- те и другие усложняются;

- их части приходят  во все большую зависимость  друг от друга;

- те и другие продолжают  жить как целые, хотя составляющие  их единицы (например, люди в  обществе и клетки в живом  организме) постоянно появляются  и исчезают.

Но такая система  доказательств сходства общества с живым организмом полностью опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. Поэтому Спенсер, для подтверждения своей теории, говорит о том, что правительство, управляемое страной сродни мозгу человека, а, например,  торговля в обществе -  это кровообращение в живом организме. 

Спенсер выдвигал и проблему социальной эволюции. В эволюции он представил  следующие моменты:2

- переход от простого  к сложному, то есть интеграция;

- переход от однородного  к разнообразному, то есть дифференциация;

- переход от неопределенного  к определенному.

По мнению Спенсера, социальная эволюция – это прогрессивное  развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов. Философ показывал объективную обусловленность социальной эволюции потребностям людей. Общество должно служить благу индивидам, но не поглощать их. В процессе социальной эволюции увеличивается роль совместной деятельности людей и различных социальных институтов.

Философ считал, что общество не будет развиваться, если не создать  условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время каждый гражданин  должен смотреть на себя с точки  зрения не только субъективной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе как одной из многочисленных общественных единиц. То есть член общества должен действовать и в направлении улучшения социальной жизни.  

Информация о работе Историческое развитие социальной философии