История возникновения науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.
В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама наука. Причина такого положения, разумеется, коренится в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создали объективных условий для формирования собственно науки.

Содержание

Введение. Возникновение науки 2
Теории возникновение науки 4
Исторические этапы развития науки 5
Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки 16
Периодизация науки 16
Развитие классической науки 20
Неклассическая наука 26
Постнеклассическая наука 32
Заключение 33
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Фил ГРР.docx

— 56.51 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Возникновение науки

Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.

В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама наука. Причина такого положения, разумеется, коренится в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создали объективных условий для формирования собственно науки.

Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Развитие нового - буржуазного - общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Понятия "наука" и "естествознание" в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.

Отныне основной задачей познания стало не "опутывание противника аргументацией" (как у схоластов), а изучение - на основе реальных фактов - самой природы, объективной действительности.

Тем самым, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии, становящаяся наука Нового времени кардинально по-новому поставила вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природой на основе знания ее законов.

В общественной жизни стали формироваться новая мировоззренческая установка, новый образ мира и стиль мышления, которые по существу разрушили предшествующую, многими веками созданную картину мироздания и привели к оформлению принципиально нового по сравнению с античностью и средневековьем понимания мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теории возникновение науки

Относительно возникновения науки существует пять точек зрения:

  • 1. Наука была всегда с момента зарождения человеческого общества, т.к. научная любознательность органично присуща человеку.

  • 2. Наука возникла в Древней Греции, т.к. именно здесь знания получили свое теоретическое обоснование.

  • 3. Наука возникла в Западной Европе в 12-14 веках, поскольку появился интерес к опытному знанию и математике.

  • 4. Наука начинается в 16-17 веках, благодаря работам Г.Галилея, И.Кеплера, Х.Гюйгенса и И.Ньютона создается первая теоретическая модель физики на языке математики.

  • 5. Наука начинается с первой трети 19 века, когда наука была объединена с высшим образованием.

Большее количество сторонников у второй точки зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторические этапы развития науки

 

Исторический этап

Хронологические рамки

Преобладающие методы

Характерные особенности

Основные знания и открытия

Представители

 

Древний Восток

с VI в. до н.э.

· опытный

· интуитивный

· подчиненность практическим потребностям рецептурность (инструментальность) «научного» знания

· эмпирический характер происхождения научного знания и обоснования

· кастовость и закрытость научного сообщества

· состояние веры доминирует над культурой сомнения.

· имеет характер священного познания, имеющего печать тайны

· возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики

· зарождение астрологии, грамоты, нумерологии, доевклидова геометрия

· появление из примитивной древнейшей зернотерки, через зерновую мельницу (жернова) водяной мельницы (V-III вв. до н.э.

· первые водоподъемные приспособления

· разработка точного календаря, счета времени

· подъемные приспособления: рычаг, блок, ворот, клин, наклонная плоскость

жрецы

 

Древняя Греция

VI-IV вв. до н.э.

· теоретический

· описательный

· теоретичность (источник научного знания - мышление)

· логическая доказательность

· независимость от практики

· открытость критике

· демократизм

· совершенствовались сельскохозяйственные технические средства

· формируется математика как самостоятельная наука, в математике сделаны открытия

· созданы первые теоретические системы, объясняющие возникновение и строение мира

· изложены основы геометрии

· первые описания закономерностей природы

Фалес, Демокрит, Аристотель, Сократ, Платон, Пифагор, Гиппократ, Гераклит, Архимед.

 

Средневековое знание

IV-XV вв.

· дедуктивный

· истолкование

· теологизм

· непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества

· схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения)

· догматизм (способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретные условий места и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины.). Наука должна была выполнять роль служанки богословия и согласовывать свои утверждения

· сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира

· был создан компас и часы с боем

· развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии - привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.

Иби Сина, Ибн Рушд, Бируни, Альберт Великий, Роджер Бэкон.

 

Классическая наука

XVI-XIX вв.

· метафизический

· эмпирический

· количественные модели исследования

· эксперимент, математическая модель объекта

· дедуктивный

· метод построения теории

· критицизм

· идеология, светский характер, критический дух, объективная истинность, практическая полезность.

· стремление синтезировать рациональность античной науки и техно-инструментальный характер восточной преднауки.

· сосредоточение на изучении отдельных процессов и явлений для использования полученных знаний в технологических целях.

· уход от созерцательно-наблюдательной в экспериментальную основу науки. Предмет науки НЕ природа, а отдельные природные или искусственные системы

· гелиоцентрическая система мира

· развитие механики

· возникновение технических наук

· космогоническая гипотеза Канта

· клеточная теория строения живых организмов

· электромагнитная картина мира

· электромагнитное поле

Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт, Коперник, Кант.

 

Неклассическая наука

конец XIX в - конец XX в

· формализация

· аксиоматический

· конструктивистский

· гипотетико-дедуктивный

· эксперимент

· релятивизм (пространства, времени, массы) - идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний Р. отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир,

· индетерминизм (фундаментальных взаимосвязей объектов) - отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме - отрицание причинности вообще)

· массовость (множество объектов любого рода - статическая система)

· системность

· структурность

· организованность

· эволюционность систем и объектов

· открыто явление радиоактивности

· электрон и первая модель атома

· планетарная модель строения атома

· теория относительности

· вирусология, генетика

· открыты квазары, пульсары в астрономии

Беккерель, Кюри, Томпсон, Резердорф, Эйнштейн, Вильсон.

 

Постнеклассическая наука

вторая половина XX-- начало XXI в.

· математическое моделирование

· эксперимент

· системность

· структурность

· органицизм

· нелинейный (многовариантный) эволюционизм

· телеологизм

· антропологизм

· проблемная предметность

· социальность (коллективность) научно-познавательной деятельности

· контекстуальность научного знания

· полезность

· экологическая и гуманистическая ценность научной информации

· методологический плюрализм

· конструктивизм

· консенсуальность

· эффективность

· целесообразность научных решений

· целостность

· генные технологии

· эволюционная химия

· развитие вычислительной техники

· микроэлектроника и наноэлектроника

· открытие лазера

Винер, Гутцвиллер, Холли, Ниренберг, Мур, Перрен, Томпсон.

 
             

 

наука древневосточный древнегреческий классический

 

 

Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки

Периодизация науки

Поскольку, таким образом, наука - явление конкретно-историческое и не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен, проходящие в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов, то возникает проблема периодизации истории науки, т.е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития ("эволюционный срез").

Наука как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд ("структурный срез"). Обе проблемы решаются по-разному в зависимости от предмета исследования отдельных наук, их методов, целей научного познания и других многообразных обстоятельств.

Что касается классификаций современных наук, то они проводятся по самым различным основаниям (критериям). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.). Отдельную группу оставляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и другие, каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

По своей "удаленности" от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разработан на материале истории естествознания, прежде всего физики и состоит в следующем.

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась  при их описании и теоретическом  объяснении устранить по возможности  все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям  его деятельности. Такое устранение  рассматривалось как необходимое  условие получения объективно-истинных  знаний о мире. Здесь господствует  объектный стиль мышления, стремление  познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его  изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая  половина XX в.), исходный пункт которой  связан с разработкой релятивистской  и квантовой теории, отвергает  объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности  как чего-то не зависящего от  средств ее познания, субъективного  фактора. Она осмысливает связи  между знаниями объекта и характером  средств и операций деятельности  субъекта. Экспликация этих связей  рассматривается в качестве условий  объективно-истинного описания и  объяснения мира.

3. Существенный признак  постнеклассической науки (вторая  половина XX - начало XXI в.) - постоянная  включенность субъективной деятельности  в "тело знания". Она учитывает  соотнесенность характера получаемых  знаний об объекте не только  с особенностью средств и операций  деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми  структурами.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на "синергетическое движение" - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего - постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо "закон субординации": каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования.

Следует иметь в виду, что историю науки можно периодизировать и по другим основаниям. Так, с точки зрения соотношения таких приемов познания, как анализ и синтез (опять же на материале естественных наук), можно выделить две крупные стадии:

I. Аналитическая, куда входит - по предыдущей периодизации - классическое  и неклассическое естествознание. Причем в последнем идет постоянное  и неуклонное нарастание "синтетической  тенденции". Особенности этой  стадии: непрерывная дифференциация  наук; явное преобладание эмпирических  знаний над теоретическими; акцентирование  внимания прежде всего на самих  исследуемых предметах, а не на  их изменениях, превращениях, преобразованиях; рассмотрение природы, по преимуществу  неизменной, вне развития, вне взаимосвязи  ее явлений.

II. Синтетическая, интегративная  стадия, которая практически совпадает  с постнеклассическим естествознанием. Ясно, что строгих границ между  названными стадиями провести  невозможно: во-первых, глобальной тенденцией  является усиление синтетической  парадигмы, во-вторых, всегда имеет  место взаимодействие обеих тенденций  при преобладании одной из  них. Характерной особенностью интегративной  стадии является возникновение (начавшееся  уже, по крайней мере, со второй  половины предыдущей стадии) междисциплинарных  проблем и соответствующих "стыковых" научных дисциплин, таких как  физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимия и др. Поэтому в современном  естествознании уже нет ни  одной науки "в рафинированном  чистом виде" и идет процесс  построения целостной науки о  природе и единой науки о  всей действительности в целом.

Информация о работе История возникновения науки